Учебное сотрудничество на уроках математики
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Учебное сотрудничество на уроках математики
Аннотация. В данной статье анализируется понятие учебного сотрудничества как метода усвоения учебного материала, основные принципы обучения в сотрудничестве, рассматриваются возможные варианты обучения в сотрудничестве.
Ключевые слова: сотрудничество, учебное сотрудничество, задачи учебного сотрудничества, формы учебного сотрудничества.
Актуальность исследования заключается в том, что обучение в сотрудничестве является одним из многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Три группы американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р.Славин), университета штата Миннесота (Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, университет штата Калифорния была разработана основная идеология обучения в сотрудничестве. Основной идеей обучения в сотрудничестве: «учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!».
Целью обучения в сотрудничестве является не только получения знаний, умений, навыков, но и формирования у учащихся социально значимых умений и навыков. К ним относятся: уметь ставить общие цели и находить решения в группе, оказывать взаимопомощь, не конфликтовать.
Проблема учебного сотрудничества (коллективных, кооперативных, групповых форм работы) активно и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом (Х.Й. Лийметс, В. Дойз, С.Г. Якобсон, Г.Г. Кравцов, А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И. Айдарова, В.П. Панюшкин, Г. Магин, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, Й. Ломпшер, А.К. Маркова и др.).
Основное определение термина «сотрудничество» звучит так: «сотрудничество – совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей».
В исследованиях Гладкой Н.В. [3] выделяется форма учебно-познавательной деятельности на уроках математики – групповая. При такой форме учебной деятельности класс разбивается на группы и у каждой группы свое задание, задание они выполняют сообща под руководством учителя или лидера данной группы.
Гладкая Н.В. выделила особенности общения в коллективном способе обучения, такие как:
- Динамические пары, то есть учащиеся объединяются в группы, сидящие за соседними партами, для реализации данной задачи;
- Статические пары – объединяются учащиеся, сидящие за одной партой;
- Вариационные пары – группа состоит из 4 человек, каждый учащийся работает с разным партнером, в процессе работы они обмениваются материалом по данной задаче и варианты будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Из своих наблюдений Гладкая Н.В. выделяет положительные стороны учебного сотрудничества в том, что у детей развивается логическое мышление, у них складывается своя точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение. Такая форма обучения способствует развитию ответственности перед коллективом.
Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется:
- пространственным и временным соприсутствием;
- единством цели;
- организацией и управлением деятельностью;
- разделением функций, действий, операций;
- наличием позитивных межличностных отношений.
Г.А. Цукерман разработала проблему плюсов объединения детей в решение задач и на основе исследований, проведенных в мире, выявила, что:
- повышается усвоение учебного материала;
- у детей больше проявляется познавательная активность и самостоятельность;
- улучшается дисциплина на уроке;
- повышается сплоченность класса;
- учащиеся начинают чувствовать себя уверенней на уроке;
- также необходимо воспитательная работа учителя в процессе работы в группах, так как у детей могут возникать дискуссии.
На основе разработок Г.А. Цукерман можно выделить основные задачи учебного сотрудничества на уроках математики, которые должен ставить перед собой учитель математики. Этот вопрос раскрыл в своей статье С.М. Анисковец. Он выделил 3 основных учебные и воспитательные задачи:
- осмысление и усвоение учащимися учебного материала, предоставляемого на уроке;
- формирование и развитие математических навыков и умений, которые помогут в решение разнообразных математических задачах;
- формирование у учащихся универсальных коммуникативных, управленческих и рефлексивных умений и навыков.
Также в работах С.М. Анисковца можно взять на заметку как будущему, так и учителю со стажем, почему в школьной практике не в полной мере используются технологии сотрудничества на уроках математики:
- недостаточный объем учебно-методического материала по сотрудничеству на уроках математики;
- требуется больше времени на реализацию работы в команде;
- возникают небольшие трудности при составлении математических задач;
- низкий процент готовности учащихся к уроку и работе в команде;
- недостаточно психолого-педагогических знаний, методов учителей для применения на практике.
Л.С. Выготский отмечал, что в воспитательном процессе участвуют три стороны: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда. [2]
В психолого-педагогической литературе можно встретить формы учебного сотрудничества, такие как:
- сотрудничество с учителем;
- сотрудничество со сверстниками;
- сотрудничество с самим собой.
Сотрудничество с учителем предполагает, что когда у учащегося при решении поставленной задачи возникает затруднение и ему не хватает знаний для ее решения, то он обращается к учителю за помощью. Ребенок учиться высказывать свои мысли, формулировать вопрос. Учитель вступает во взаимодействие только по инициативе учащегося.
Сотрудничество со сверстниками заключается в обращении друг к другу за помощью. Формулировать свою точку зрения и узнавать точку зрения партнера, искать вместе решение поставленной задачи, оценивать и принимать мнение партнера, если в процессе диалога возникает дискуссия, то суметь разрешить возникший вопрос с помощью аргументов и фактов.
Сотрудничество с самим собой предполагает умение анализировать самого себя, свои действия и знания. Прослеживать прогресс или регресс в собственных знаниях. Необходимо научить ребенка оценивать свои границы и возможности.
Рассмотрим плюсы использования учебного коллективного сотрудничества на уроках математики:
- усвоение знаний и овладение умениями происходит более продуктивно, чем при других формах работы;
- у школьников формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение;
- у учеников снижается школьная тревога, каждый чувствует себя комфортно;
- ученики учатся общаться друг с другом, с учителем, овладевают коммутативными умениями;
- у детей развивается чувство взаимопомощи.
На основе всего высшего сказанного можно сделать вывод, что учебное сотрудничество занимает важное место в методах преподавания на уроках математики. Благодаря учебному сотрудничеству дети учатся взаимодействовать со сверстниками, с учителем и с самим собой. Но также не стоит забывать о том, что могут возникнуть трудности при учебном сотрудничестве такие как недостаточный объем материала, неподготовленность учеников, недостаточно знаний учителя.