Статья:

Исследование агрессивности детей младшего школьного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Киселева К.Е. Исследование агрессивности детей младшего школьного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 28(121). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/121/76385 (дата обращения: 24.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование агрессивности детей младшего школьного возраста

Киселева Ксения Евгеньевна
магистрант, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара
Чернышова Евгения Леонидовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

Высокая агрессивность детей считается одной из наиболее глобальных проблем в современном мире, как для педагогов и психологов, так и для общества в целом. Такие дети зачастую обидчивы, настойчивы, раздражительны, напористы, драчливы, и проявляют агрессию к окружающим себя людям. Их отношения с близкими людьми, одноклассниками и преподавателями всегда напряжены [4]. Увеличение агрессивных тенденций в школьной среде показывает одну из наиболее острых общественных проблем, где за прошедшие года стремительно участились случаи с применением физических и эмоциональных негативных воздействий [1]. При этом беспокоит факт роста агрессии против личности, влекущей за собой негативные последствия, как для агрессора, так и для его жертвы. В современной психологии и педагогики, проблема агрессивного поведение является одной из самых значительных и актуальных. Агрессия – осмысленное действие, которое причиняют или собираются причинить вред другому человеку, группе людей или животному [5].  Причинение вреда другому человеку, не желающего подобного обращения, оскорбление, негативная форма поведение и есть агрессия. Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, с целью осуществления своих планов, о чем говорили в своих трудах, А. Басс, А. Бандура, К. Лоренц и другие. Проблема детской агрессивности носит мировой характер и активно обсуждается в средствах массовой информации, телепередачах, на различных форумах, где подчеркивается, что жестокость и враждебность молодеет. В последнее время, общественностью часто обсуждаются вопросы, связанные с детской агрессивностью и жестокостью. При чём, не только к животным и сверстникам, но и к взрослым людям. Помимо этого, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно влияет на процессы личностного роста и социализации этих детей в дальнейших возрастных периодах [3]. У детей, обучающихся в начальной школе, часто отмечаются случаи проявления смешанной физической агрессии. Наблюдается косвенная агрессия: разрушение чужих игрушек, одежды, порча чужого имущества, и также прямая агрессия: драки, укусы, плевки. Подобное агрессивное поведение всегда инициативно, стремительно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции. [2]  К главным причинам проявления агрессии младшими школьниками является: привлечение внимания сверстников, стремление проявить себя в качестве лидера класса, агрессия как защитная реакция от нападок, месть, стремление унизить сверстников.

Агрессивное поведение чаще всего встречается у детей, с органическими поражениями головного мозга, с неврологическими диагнозами, у социально и педагогически запущенных детей, у детей, в семьях которых преобладают определенные неэффективные меры воспитания. Дети младшего школьного возраста не осознают свое отклоняющееся поведение, которое для них выступает просто одним из способов получения желаемого, поэтому со стороны преподавателя или психолога очень важна эффективная работа по профилактике агрессии детей.  Исходя из всего вышесказанного, агрессивное поведение является ведущим видом деятельности у детей младшего школьного возраста. Проблема агрессивного поведения младших школьников становится наиболее актуальной в начальной школе. Предпосылки агрессивного поведения формируются ещё на уровне дошкольного образования, основные умения формируются в начальной школе, в дальнейшем они будут совершенствоваться.

В результате проведенного теоретического анализа, мы пришли к выводу о том, что профилактика агрессивного поведения обладает высокими возможностями для младших школьников, так как различные формы профилактики помогают детям гибко овладеть различными образцами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности. Целью нашего исследования стало изучение агрессивности детей младшего школьного возраста. В данном исследовании принимали участие ученики МБОУ «Истоки» города Самары, 2-4 класс. Объём выборки- 47 человек. Возраст испытуемых составил 7-11 лет.

Для изучения агрессивности детей младшего школьного возраста нами были использованы две методики:

  1. Опросник Басса-Дарки. Методика предназначена для выявления проявления агрессивности у детей.
  2. Тест «Дом–дерево–человек» разработал американский психолог Дж. Бак.

В ходе полученных данных, по результатам нашего исследования было выявлено, что низкий уровень враждебности у 30% школьников начальных классов, средний уровень имеют 47% детей, высокий уровень враждебности выявлен у 23% учеников. Низкий уровень агрессивности не выявлен, зато средний уровень имеют 36% учеников, и высокий уровень выявлен у 64% школьников.     По результатам тестирования, мы выявили, что в данные классах, у большинства детей высокий или средний уровень агрессивности (Физическая агрессия + косвенная агрессия + раздражение + вербальная агрессия), индекс враждебности (обида+ подозрительность) у большинства учеников средний, но мы можем заметить, что у учеников с высоким уровнем агрессии показатели враждебности также высоки. Анализ исследования также показал, что у большинства детей (58%) имеются проявления тревожных признаков. На рисунках изображены облака, небо заштриховано черным цветом; руки или ноги человека отсутствуют, преобладает штриховка рисунка; деревья разбросаны по всему листу; большие глаза. У 42% детей тревожность не выявлена.   Обобщая полученные результаты, можно утверждать, что больше половины класса имеют высокий уровень агрессивности и средний и высокий уровень враждебности. Данные по тесту «Дом – дерево – человек» так же показал, что в классах у большинства детей имеются проявления тревожных признаков.

В целом, эмпирическое исследование показало, что:

• у младших школьников, с высоким уровнем враждебности более агрессивное поведение.

• Имеются психологические особенности агрессивности детей младшего школьного возраста.

Также, наше исследование показало, что существует взаимосвязь между агрессивностью и тревожностью детей младшего школьного возраста. Полученные результаты данного исследования могут быть применены в организации психологической помощи высоко агрессивным детям и окружающим их людям: в просветительской, консультативной и коррекционной работе. Данное исследование не исчерпывает всей полноты проблемы, которое ставиться в современном обществе. Планируется дальнейшая работа по разработке коррекционных программ как для младших школьников, так и для их родителей.

 

Список литературы:
1. Белкина В.Н. Диалог ребенка со сверстником: общие проблемы детского сада и начальной школы // Начальная школа. 2003. №7. с. 9-17.
2. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер. – М., Генезис, 2001. – 345с.
3. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии. Прикладная психология: -2011, №2. - С.60 - 72.
4. Зимина, И. С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования Педагогика: - 2013. -№3. с. 14-18.
5. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.: – Минск.: Ильин В.П., 2011. – 199 с.