Особенности организационной культуры общеобразовательных организаций.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(82)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(82)
Особенности организационной культуры общеобразовательных организаций.
Аннотация. Данная статья посвящена выявлению особенностей и преобладающего типа организационной культуры в общеобразовательных организациях г. Сыктывкара.
Ключевые слова: организационная культура, типы организационных культур.
В настоящее время организационная культура может быть эффективным инструментом управления в общеобразовательной организации. Т. Н. Тихонова определяет организационную культуру образовательной организации как сложное интегральное образование, которое включает в себя общие цели образовательного учреждения, действующие в нем ценности и нормы, традиции, общепринятый стиль взаимоотношений учащихся с педагогами и друг с другом [1].
Одной из основополагающих характеристик организационной культуры является её тип. В современной науке существует несколько классификаций типов. В нашей работе мы опираемся на типологию организационных культур, предложенную К.Хэнди. Данная типология базируется на различиях в принципах и формах распределения власти и связанных с ней ценностных ориентаций личности, которые обусловливают специфический характер отношений индивида и организации, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах эволюции. По этому критерию К. Хэнди выделяет четыре типа организационных культур:
1. Авторитарная;
2. Бюрократическая;
3. Культура, ориентированная на задачу;
4. Культура, ориентированная на человека [2].
В рамках нашего исследования, перед нами стояла задача выявить тип организационной культуры, который преобладает на данный момент в общеобразовательных организациях г.Сыктывкара.
В исследовании приняли участие 89 человек. Были опрошены педагоги четырех общеобразовательных школ города Сыктывкара.
Для определения типа организационной культуры в каждой из этих организаций нами использовалась методика К.Хэнди «Тип организационной культуры» [2].
Результаты данного опроса приведены в Таблице 1.
Таблица 1.
Результаты исследования по определению типов организационной культуры в общеобразовательных организациях
Тип организационной культуры |
Кол-во человек / % |
Авторитарная |
15/ 16,8% |
Бюрократическая |
21/ 23,5% |
Ориентированная на задачу |
35/ 39,3% |
Ориентированная на человека |
6/ 6,7% |
Неопределенный тип |
12/ 13,4% |
Как видно из Таблицы 1, в общеобразовательных школах г. Сыктывкара преобладает организационная культура, ориентированная на задачу (её выбрали 39,3 % опрошенных). 23,5% педагогов считают, что в организации, где они работают, сформировалась бюрократическая организационная культура, 16,8 % - авторитарная организационная культура, и только 6,7% - организационная культура, ориентированная на человека. Также следует отметить, что по ответам 13,4% педагогов невозможно точно определить тип организационной культуры в данных организациях.
Также в ходе данного исследования нами оценивались такие показатели организационной культуры как характеристика власти в организации, преобладающий тип коммуникаций, контроль, мотивация персонала, цели работы персонала, основные ценности организации.
Наибольшее количество опрошенных (34%) учителей основным делом руководства определяют руководство работой и повышение эффективности. При этом, большинство участников исследования (32%) отмечают, что власть в их организации основана на должностной позиции. По мнению 31% учителей власть основана на опыте и знаниях, 22% считают, что власть заключается в способности поддерживать дисциплину и порядок и только 10% видят власть как источник желания помогать другим людям.
В данных общеобразовательных организациях чаще встречаются в основном формальные и безличные коммуникации, при этом основными ценностями организации являются рациональность и поддержание порядка, причем только 14% учителей считают основной ценностью их организации защиту интересов членов организации.
Также нужно отметить, что 38% опрошенных учителей ответили, что люди работают в их организации в основном, чтобы решать проблемы и вносить вклад в общее дело, 26 % учителей отметили, что работают с целью получения удовлетворения от работы, 20% учителей целью своей работы видят соответствие представлениям о «правильном поведении» и 16% работают, чтобы сохранить имеющиеся привилегии и завоевать новые.
Опрошенные считают, что контроль в их организации чаще всего основан на планах и показателях успешности учащихся, а основными ценностями организации являются рациональность, поддержание порядка, достижение целей подразделения.
Одинаковое количество человек (по 28%) считают, что мотивация персонала в их организации основана на чувстве принадлежности к команде и личных оценках. 20% учителей отвечают, что мотивация основана на повышении должностного статуса, 16% - на надежде на повышение.
В то время как 34% учителей отмечают, что людей в их организации поощряют в основном за вклад в достижение целей организации, только 7% опрошенных утверждают, что работников поощряют за помощь другим людям. При этом 25% опрошенных считают, что людей в их организации поощряют в основном за следование правилам и 24% считают, что людей поощряют способность добиваться результата.
Таким образом, исследование показало, что на данный момент в общеобразовательных организациях г.Сыктывкара преобладает организационная культура, ориентированная на задачу. При этом организационная культура имеет следующие особенности:
- Основным делом руководителя является руководство работой и повышение эффективности.
- В организациях чаще всего сформированы формальные и безличные коммуникации.
- Контроль чаще всего основан на показателях успешности учащихся. Мотивация основана на личных оценках и чувстве принадлежности к команде. Людей в организации поощряют в основном за вклад в достижение целей.
- Основные ценности организации – рациональность, поддержание порядка, достижение целей подразделения.
- Основная цель работы персонала заключается в том, чтобы решать проблемы и вносить свой вклад в общее дело.
- Власть основана на должностной позиции или на компетентности.