Статья:

Особенности организационной культуры общеобразовательных организаций.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(82)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Моторина А.А., Майорова Т.Е. Особенности организационной культуры общеобразовательных организаций. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 31(82). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/82/58293 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности организационной культуры общеобразовательных организаций.

Моторина Анастасия Александровна
магистрант Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, РФ, г. Сыктывкар
Майорова Татьяна Евгеньевна
канд. психол. наук, доцент, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, РФ, г. Сыктывкар

 

Аннотация. Данная статья посвящена выявлению особенностей и преобладающего типа организационной культуры в общеобразовательных организациях г. Сыктывкара.

 

Ключевые слова: организационная культура, типы организационных культур.

 

В настоящее время организационная культура может быть эффективным инструментом управления в общеобразовательной организации. Т. Н. Тихонова определяет организационную культуру образовательной организации как сложное интегральное образование, которое включает в себя общие цели образовательного учреждения, действующие в нем ценности и нормы, традиции, общепринятый стиль взаимоотношений учащихся с педагогами и друг с другом [1].

Одной из основополагающих характеристик организационной культуры является её тип. В современной науке существует несколько классификаций типов.  В нашей работе мы опираемся на типологию организационных культур, предложенную К.Хэнди.  Данная типология базируется на различиях в принципах и формах распределения власти и связанных с ней ценностных ориентаций личности, которые обусловливают специфический характер отношений индивида и организации, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах эволюции. По этому критерию К. Хэнди выделяет четыре типа организационных культур:

1. Авторитарная;

2. Бюрократическая;

3. Культура, ориентированная на задачу;

4. Культура, ориентированная на человека [2].

В рамках нашего исследования, перед нами стояла задача выявить тип организационной культуры, который преобладает на данный момент в общеобразовательных организациях г.Сыктывкара.

В исследовании приняли участие 89 человек. Были опрошены педагоги четырех общеобразовательных школ города Сыктывкара.

Для определения типа организационной культуры в каждой из этих организаций нами использовалась методика К.Хэнди «Тип организационной культуры» [2].

Результаты данного опроса приведены в Таблице 1.

Таблица 1.

Результаты исследования по определению типов организационной культуры в общеобразовательных организациях

Тип организационной культуры

Кол-во человек / %

Авторитарная

15/ 16,8%

Бюрократическая

21/ 23,5%

Ориентированная на задачу

35/ 39,3%

Ориентированная на человека

6/ 6,7%

Неопределенный тип

12/ 13,4%

 

Как видно из Таблицы 1, в общеобразовательных школах г. Сыктывкара преобладает организационная культура, ориентированная на задачу (её выбрали 39,3 % опрошенных). 23,5% педагогов считают, что в организации, где они работают, сформировалась бюрократическая организационная культура, 16,8 % - авторитарная организационная культура, и только 6,7% - организационная культура, ориентированная на человека. Также следует отметить, что  по ответам 13,4% педагогов невозможно точно определить тип организационной культуры в данных организациях.

Также в ходе данного исследования нами оценивались такие показатели организационной культуры как  характеристика власти в организации, преобладающий тип коммуникаций, контроль, мотивация персонала, цели работы персонала, основные ценности организации.

Наибольшее количество опрошенных (34%) учителей основным делом руководства определяют руководство работой и повышение эффективности. При этом,  большинство участников исследования (32%) отмечают, что власть в их организации основана на должностной позиции. По мнению 31% учителей власть основана на опыте и знаниях, 22% считают, что власть заключается в способности поддерживать дисциплину и порядок и только 10% видят власть как источник желания помогать другим людям.

В данных общеобразовательных организациях чаще встречаются в основном формальные и безличные коммуникации, при этом основными ценностями организации являются рациональность и поддержание порядка, причем только 14% учителей считают основной ценностью их организации защиту интересов членов организации.

Также нужно отметить, что 38% опрошенных учителей ответили, что люди работают в их организации в основном, чтобы решать проблемы и вносить вклад в общее дело, 26 % учителей отметили, что работают с целью получения удовлетворения от работы, 20%  учителей целью своей работы видят соответствие представлениям о «правильном поведении» и 16% работают, чтобы сохранить имеющиеся привилегии и завоевать новые.

Опрошенные считают, что контроль в  их организации чаще всего основан на планах и показателях успешности учащихся, а основными ценностями организации являются рациональность, поддержание порядка, достижение целей подразделения.

Одинаковое количество человек (по 28%) считают, что мотивация персонала в их организации основана на чувстве принадлежности к команде и личных оценках. 20% учителей отвечают, что мотивация основана на повышении должностного статуса, 16% - на надежде на повышение.

В то время как 34% учителей отмечают, что людей в их организации поощряют в основном за вклад в достижение целей организации, только 7% опрошенных утверждают, что работников поощряют за помощь другим людям. При этом 25% опрошенных считают, что людей в их организации поощряют в основном за следование правилам и 24%  считают, что людей поощряют способность добиваться результата.

Таким образом, исследование показало, что на данный момент в общеобразовательных организациях г.Сыктывкара преобладает организационная культура, ориентированная на задачу. При этом организационная культура имеет следующие особенности:

  1. Основным делом руководителя является руководство работой и повышение эффективности.
  2. В организациях чаще всего сформированы формальные и безличные коммуникации.
  3. Контроль чаще всего основан на показателях успешности учащихся. Мотивация основана на личных оценках и чувстве принадлежности к команде. Людей в организации поощряют в основном за вклад в достижение целей.
  4. Основные ценности организации – рациональность, поддержание порядка, достижение целей подразделения.
  5. Основная цель работы персонала заключается в том, чтобы решать проблемы и вносить свой вклад в общее дело.
  6. Власть основана на должностной позиции или на компетентности.

 

Список литературы:
1. Тихонова Т. Н. К вопросу о формировании организационной культуры образовательного учреждения средствами масс-медиа// Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7648 (дата обращения: 12.06.2018). 
2. Шаталова Н.И. Организационная культура: учебник/ под ред. Шаталовой Н.И. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 652с.