Статья:

Проблема профилактики наркомании как одного из видов девиантного поведения в теории и практике современной социальной работы

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Тиханович А.С. Проблема профилактики наркомании как одного из видов девиантного поведения в теории и практике современной социальной работы // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 24.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 16 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема профилактики наркомании как одного из видов девиантного поведения в теории и практике современной социальной работы

Тиханович Александра Сергеевна
студент, УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», Республика Беларусь, г. Гродно
Лантух Татьяна Васильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», Республика Беларусь, г. Гродно

 

Специфические условия современного этапа развития общества, социальная дезадаптация значительной части населения провоцирует рост динамики потребления наркотиков. Употребление психоактивных веществ (ПАВ) является одной из наиболее острых проблем современного общества Республики Беларусь и приобрело в последнее время массовый характер. Это явление поставило в центр внимания социальных работников, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов [4].

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь процент детей младшего школьного возраста, употребляющих наркотики, растет. К этому возрасту свыше 10% школьников уже знакомы с действием наркотиков [2, с. 231].

Лучший метод борьбы с наркоманией – профилактика. Общеизвестно, что любую болезнь легче предупредить, чем заниматься её лечением. Согласно научным данным, излечить от наркомании удается не более 2-3 % от числа всех заболевших [1]. Беря во внимание то, что характер человека закладывается в младшем школьном возрасте, а также, то, что дети этого возраста более подвержены воздействию со стороны окружающих их людей, профилактикой наркомании необходимо начинать заниматься именно в этот возрастной период.

Под профилактикой наркомании у детей младшего школьного возраста мы подразумеваем комплекс социальных, образовательных и психологических мероприятий, направленных на устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих употребления ПАВ.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что профилактика в настоящее время является наиболее уязвимым местом в преодолении проблемы сохранения и оздоровления современного поколения. До сих пор продолжаются поиски наиболее эффективных средств профилактики наркозависимости у детей и подростков [3, с. 182–183].

В целях изучения характера отношения детей к наркомании и ведению здорового образа жизни, на констатирующем этапе исследования нами была проведена диагностика среди учащихся младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 86 учеников 1‑4 классов в возрасте от 6-до 12 лет (15 учеников 1 класса, 28 учеников 2 класса, 21 ученик 3 класса и 22 ученика 4 класса).

Обработанные данные диагностики показали, что наибольшее количество респондентов (93 %), имеющих четко сформированное негативное отношение к употреблению ПАВ, настроенных на ведение здорового образа жизни, наблюдается среди учеников 1 класса. Наименьший процент детей с данной характеристикой приходится на учащихся 4 класса (55 %). Обработанные результаты позволяют констатировать, что в настоящее время положительные тенденции по сохранению здорового образа жизни у детей с возрастом не только не укрепляются, но даже заметно затухают, что свидетельствует об отсутствии (или недостаточной эффективности) профилактической работы в данный возрастной период среди детей. Представим сказанное в виде рисунка 1.

Рисунок наглядно показывает, что становясь старше, желание вести здоровый образ жизни у детей не только не укрепляется, но даже заметно ослабевает, отношение к употреблению наркотиков становится более лояльным. Такой факт не может не настораживать, так как, упущенное для профилактики время в дальнейшем очень трудно (а иногда и вовсе невозможно) наверстать.

 

Рисунок 1. Показатели сформированности негативного отношения детей 1-х - 4-х классов к употреблению ПАВ

 

Проведенное нами исследование также показало, что более половины всех опрошенных детей, участвующих в исследовании (64 %) имеют правильное представление о наркомании, т.е. связывают данный термин со смертельным заболеванием. Вместе с тем, почти каждый 12-ый ребёнок, участвующий в исследовании, готов «попробовать или понюхать что-то в виде жидкости (порошка)», каждый пятый − закурить, если кто-то предложит им это сделать.

На вопрос анкеты «Курит ли кто-то из твоих родителей?», 58 % от всех опрошенных респондентов ответили положительно (хотя бы один из родителей курит). Родители, по-видимому, не понимают, что именно в этом возрасте ребенок проявляет такие социально-психологические особенности, как подражаемость и любознательность, в силу чего, наносят вред здоровью своих детей, затрудняют процесс профилактики наркозависимости.

Вызывает тревогу и тот факт, что отдельным учащимся (5 %) 3-4 классов, участвующим в экспериментальном исследовании, предложение закурить уже поступало. На вопрос «Есть ли среди твоих друзей те, кто хоть раз пробовал курить?», − ответили положительно 1 % учеников 1 класса, 25 % ‒ 2 класса, 14 % ‒ 3 класса и 36 % ‒ 4 класса.

Наше исследование показало, что эффективным и недостаточно распространённым средством профилактики наркозависимости у детей младшего школьного возраста является сказка, различные виды работы со сказкой (чтение сказки, сочинение сказки, инсценирование сказки, рисование сказочных персонажей и др.). Подтвердим сказанное рисунком 2.

 

Рисунок 2. Механизм влияния сказки на ребёнка

 

Из рисунка видно, что главным и самым эффективным профилактическим элементом воздействия на ребенка является метафора ‒ основа сказки. Важное значение имеет правильный выбор видов сказок и приёмов работы со сказкой. Все структурные компоненты представленной модели тесно связаны между собой, взаимно обусловлены и функционируют как единое целое [5 c. 114–115]

Только лишь при комплексном использовании всех компонентов модели, а также связывание сказки с жизнью и проблемами ребёнка, учёт его интересов и увлечений, помогают добиться значимого результата.

Подводя итог сказанному выше, можно прийти к выводу, что, во-первых, профилактической работой следует заниматься своевременно и максимально рано, не упускать из вида младший школьный возраст. Во-вторых, профилактическая деятельность, как правило, должна строиться на комплексной основе и осуществляться совместными усилиями учителей, психологов, социальных работников, медиков, сотрудников правоохранительных органов и родителей. В-третьих, выбирая средства профилактической работы с детьми младшего школьного возраста необходимо помнить о том, что угроза собственному здоровью должна быть принята детьми близко к сердцу, понята ими как реальная опасность их теперешнему благополучию.

 

Список литературы:
1. Аскарова А.Р. Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании. ‒ [Электронный ресурс] – Режим доступа. ‒ URL: http: www.narkotikam.net (Дата обращения: 21.03.2017). 
2. Здравоохранение в Республике Беларусь: офиц. стат. сб. за 2013 г. – Минск: ГУ РНМБ, 2014. – 280 с. 
3. Лантух Т.В., Роль социально-культурной деятельности в профилактике наркомании среди детей и подростков // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия: материалы III Международной научно-практической конференции. (Улан-Удэ, май 2015 г.). – Улан-Удэ, 2015. – С.182–183. 
4. Новое Время: Наркомания в Беларуси молодеет. ‒ [Электронный ресурс] –Режим доступа. ‒ URL: http://novychas.org/narkomaniya-v-belarusi-molodeet (Дата обращения: 19.04.2017). 
5. Тиханович А.С., Модель профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста средством сказкотерапии // Актуальные научные исследования в современном мире: сб. научных трудов. (Украина, май 2015 г.). − Переяслав-Хмельницкий, 2016. – С.112–116.