Теоретические аспекты изучения профессиональных барьеров и трудностей коммуникации специалистов образования, работающих с детьми с ОВЗ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(56)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(56)
Теоретические аспекты изучения профессиональных барьеров и трудностей коммуникации специалистов образования, работающих с детьми с ОВЗ
Theoretical aspects of the study of professional barriers and communication difficulties of education professionals working with children with disabilities
Elizaveta Voronova
Undergraduate Kostroma State University, Russian, Kostroma
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ подходов к определению понятий «профессиональный барьер», «трудности коммуникации», рассмотрены профессиональные барьеры и трудности коммуникации, встречающиеся в профессиональной практике педагога, определена актуальность изучаемой темы.
Abstract. The article presents a theoretical analysis of approaches to the definition of "professional barrier", "communication difficulties", professional barriers and communication difficulties encountered in the professional practice of the teacher, determined the relevance of the topic.
Ключевые слова: профессиональные барьеры, коммуникация, коммуникативные умения, коммуникативная компетентность, трудности коммуникации, инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья, учителя, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Keywords: professional barriers, communication, communication skills, communicative competence, communication difficulties, inclusion, children with disabilities, teachers working with children with disabilities.
Идея изучения взаимодействия человека с барьерами для психологической науки является не новой. Одними из первых в нашей стране изучением значения барьеров занимались ученые в области научного творчества. Оказалось, что каждому открытию предшествует появление специфического познавательного барьера. Кедров Б. М. назвал это явление познавательно-психологическим барьером, через преодоление которого совершается открытие. Понятие «барьер» послужило основой начала развития в педагогике теории проблемного обучения. подымов
Изучением профессиональных барьеров, особенностей коммуникации занимались Шакуров Р. Х., Самохвалова А. Г., Кан-Калик В. А., Парыгин Б. Д., Залюбовская Е. В., Подымов Н. А., Щербаков А. В, Зимняя И. А., Руденский Е. В., Маркова А. К. и другие.
Барьеры сопровождают нас на протяжении всей жизни, выступая ее универсальным и постоянным атрибутом.
Роль барьеров в социальной жизни неоспоримо важна. Они, являясь законами (запретами, требованиями), традициями, регулируют и стабилизируют жизнедеятельность племен, народов и государств. Без барьеров общество не смогло бы существовать [3, 4].
Мы понимаем барьер как элемент какой-либо системы, взаимодействующий с другими ее элементами. При этом, барьером может стать как наличие, так и отсутствие какого-либо элемента системы.
Р. Х. Шакуров определяет барьер как отношение между элементами системы, которое ограничивает свободу одного из них. Таким образом, профессионально-педагогические барьеры, являясь элементами педагогической деятельности, ограничивают ее цели, средства, результаты. Следовательно, суть барьера заключается в оказываемом воздействии.
В психологии барьер рассматривается как теоретическое понятие, основанное на высоком уровне абстракции и обобщения. В отношении человека барьерами могут быть самые различные факторы: лестница, дверь, дефицит необходимой информации, усталость, пространство и время, и многое другое.
Важно заметить, что барьер – это субъективно-объективная категория. То есть, фактор, выступающий непреодолимым препятствием для одного человека, не является таковым для другого [7].
Из вышеизложенного следует, что развитие человека происходит в процессе преодоления барьеров. В частности, в профессиональной деятельности, учитель должен уметь сам и учить детей находить пути и способы преодоления барьеров, и тем самым развиваться, а не избегать, не игнорировать их.
Коммуникационный процесс определяется как процесс двустороннего обмена информацией между двумя или более людьми, целью которого является обеспечение передачи и понимания информации, являющейся предметом обмена. Когда взаимное понимание не достигается, считается, что коммуникация не состоялась.
Коммуникативная деятельность играет важную роль в формировании и развитии психики человека, становлении его как личности.
Для обеспечения эффективного взаимодействия, человек должен обладать определенными коммуникативными компетенциями, знаниями и умениями. Коммуникативная компетентность – владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения.
Коммуникативные умения – комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Затрудненное общение традиционно авторами рассматривается в связи с вопросами успешного общения. Модели оптимального общения регламентируют определенные требования к качествам личности субъекта общения, к его коммуникативной компетенции. Несоответствие заданным параметрам рассматривается как показатель затрудненного общения, как показатель наличия коммуникативных барьеров [2].
Коммуникативный барьер, по мнению Е. В. Залюбовской, - это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально существующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно-операциональные, индивидуально-психологические, социально-психологические особенности партнеров общения [1].
Исходя из анализа определений «коммуникационный процесс», «коммуникативные умения», «коммуникативная компетентность», мы предлагаем такое определение понятию «трудности коммуникации» - это неумение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, неэффективное, или даже неуместное, использование средств коммуникации, отсутствие положительной установки на другого человека, что препятствуют решению коммуникативных задач.
Коммуникативные трудности могут быть обусловлены воздействием различных факторов: внешних (дефицит или деформация информации, непонимание со стороны партнера по общению) и внутренних (личностные особенности, ценности и установки человека) [6].
Проанализировав литературу по проблеме, мы можем сказать, что существует взаимосвязь между профессиональными барьерами и трудностями коммуникации.
С одной стороны, возникновение барьера в профессиональной деятельности может быть обусловлено наличием коммуникативных трудностей у субъекта. Например, барьер непонимания может быть вызван несформированностью коммуникативных умений (умение ясно и структурированно излагать информацию).
С другой стороны, наличие профессионального барьера может вызвать трудности коммуникации. Например, профессионально-педагогический барьер цели (он связан с неумением формулировать цель воспитательной работы (или конкретного мероприятия)) наиболее часто проявляется в следующем: педагог ставит идеальную цель, а не реально достижимую. В ситуации, когда цель не достигнута, учитель испытывает негативные ощущения, неудовлетворение, сомневается в своей профессиональной компетенции. Что, в свою очередь, вызывает коммуникативные трудности, проявляющиеся в неуверенности в себе, наличии негативных установок (трудности вступления в контакт, ожидание неуспеха).
В современных исследованиях феномен психологических барьеров рассматривается в различных аспектах: барьеры при реализации нововведений (А.В. Филиппов), барьеры общения (Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов и др.), барьеры педагогического взаимодействия (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев и др.), барьеры в развитии деятельности и личности (Р.Х. Шакуров) и др. При этом обычно барьеры трактуют как препятствие, преграду в развитии, которую необходимо снимать.
Симонова Е. Г. говорит о том, что смена образовательной парадигмы, изменение требований к образовательному процессу и личности педагога ведут к возникновению психологического дискомфорта, психической напряженности [10].
Самохвалова А. Г. рассматривает барьеры делового общения, выделяя наиболее распространенные: барьеры непонимания (семантический, языковой, фонетический, стилистический, логический, барьер коммуникативных перегрузок); личностные барьеры (барьер индивидуальных различий, идеологический, негативный прошлый опыт общения, барьер предвзятости, барьер отрицательной установки, барьер ожидания непонимания, барьер возраста, барьер недостаточного понимания важности общения); культурные барьеры (национальный, религиозный, этический, эстетический); организационные барьеры (излишняя централизация, излишняя дифференциация, неопределенность обязанностей и прав, нежелание делиться информацией); социальные барьеры (когнитивный, статусный, профессиональный, барьер образования); физические барьеры (пространственный, временной, технический) [9].
Очевидно, что практически каждый человек в той или иной ситуации испытывает трудности. Наличие затруднения у одного участника общения несомненно влияет на эффективность общения, на деятельность, на того, кто испытывает трудности, а также на других партнеров общения.
Проблема изучения профессиональных барьеров и трудностей коммуникации специалистов образования актуальна в связи с современным этапом развития отечественной системы образования. Инклюзивное образование предъявляет особые требования к характеру профессиональной деятельности, к культуре педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Контингент детей в общеобразовательных школах неоднороден, что вызывает у педагогов трудности в организации образовательного процесса, осложняет проведение учебно-познавательной и воспитательной работы, а также возникают трудности взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса (дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители, дети с типичным развитием и их родители, коллеги, администрация образовательного учреждения).
В процессе общения между учителем и учеником стоит задача не только передать информацию, но и добиться ее адекватного понимания последним. Учебное сообщение, переданное учителем, не остается неизменным. Оно трансформируется, изменяется под влиянием многих факторов: индивидуальные особенности ученика, отношение его к учителю, самому тексту, ситуация общения [5].
Профессионально-педагогические барьеры и коммуникативные трудности педагога, то, как он их преодолевает, оказывают влияние на эффективность образовательного процесса.