СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОЙ ОБЩИНЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)
СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОЙ ОБЩИНЫ
В настоящее время, отношения между Россией и Китаем выходят на новый уровень своего развития, интенсивно набирает обороты этническое и межкультурного общение и взаимодействие между представителями России и Китая. В России успешно функционируют общественные организации китайской диаспоры. Красноярская региональная общественная организация «Китайская община» успешно осуществляет свою деятельность с 1995 года. В рамках деятельности китайской общины успешно организуют свою жизнедеятельность ее представители. Община решает правовые вопросы, связанные с пребыванием в Красноярске, организует туристические и деловые поездки в КНР, объединяет китайских аграриев, приобщает красноярцев к китайской культуре.
Следует отметить, что проблема социальной успешности представителей китайской диаспоры в психологии не получила должного изучения (Д. Цзян). Рассматриваются аспекты социальной успешности в целом: механизмы установки на успешность в больших и малых группах (Д. Макклелланд); поведение, ориентированное на достижение успеха как частный вид человеческой деятельности (А. Хофман, А.С. Белкин), мотив стремления к успеху и мотив избегания неуспеха (Д. Аткинсон), потребность в достижении, в успехе как одна из фундаментальных социальных потребностей человека (ЮМ. Орлов), формы успеха (Г.Л. Тульчинский, В.А. Лабунская).
Социальную успешность представителей китайской диаспоры следует рассматривать с позиции факторов вхождения в новую культурную среду, с позиции успешной адаптации и интеграции (В.В, Воног, Ян Хунмэй, П.Н. Калмыков, В. Ван, Ван На., Э.О. Леонтьева, А.Г. Ларина и др)
Социально-успешные личности ориентированы на достижение успеха, они активно стремятся соответствовать образу «человека, самостоятельно себя сделавшего». Острая потребность в достижении целей рассматривается как соцустановка, преломляемая через индивидуальную призму ценностей. Личность с высокими стремлениями требовательна к себе, у нее всегда есть мотивация, позволяющая достичь поставленных для себя ранее целей.
Ориентация на успешность включает в себя осознанное целенаправленное поведение, направленное на реализацию своих норм и ценностей, в виде личных требований, в соответствии с которыми происходит самооценка собственных успехов и достижений.
По мнению А. Хоффман, поведенческая линия, ориентированная на успех, является средством и продуктом развития личности, обусловлено способностями, мотивами и диспозициями к достижению успеха, выражением к самоизменению личности.
Личность может осуществлять ориентированность на различные сферы жизнедеятельности в разных формах успеха. Обращаясь к формам успеха, О.И. Ефремова и В.А. Лабунская считают, что в основе достижения успеха находится процесс самореализации личности и ее самоутверждения в социуме.
Г.Л Тульчинский выделил следующие формы успеха: результативный успех; успех, как признание со стороны «значимых других»; успех в форме самопреодоления; успех реализация непосредственной деятельности [45].
Следовательно, под социальным успехом мы понимаем общественное признание (его значимости, способностей, индивидуальности), популярность человека в социуме. Но для успеха одной лишь популярности мало, необходимо уметь преподнести себя в социуме. Э. Фромм считал, что «каждый человек должен уметь преподнести себя так, чтобы в социуме пользоваться спросом». Такая форма ориентации на успех характерна для индивидуума, живущего в условиях конкурентного рыночного общества, но такая психология в случае гиперразвития может нанести психологический удар человеку при невозможности достижения поставленной цели [49].
Социальную успешность М.В. Аборина и М.Ю. Саблина связывают с общественной природной сущностью индивидуума, с проявлением его сущностного начала. Здоровое развитие психологической стороны личности возможно при достижении равновесия жизненного процесса, когда просматривается тенденция взаимодействия личности с обществом: обособление от него либо включенность. Данные тенденции являются противоречивыми, которые стимулируют к достижению успеха (само понятие «успех» очень близко по значению со словом «преуспеть», что означает самоутвердиться в рамках общества, выделить себя среди других членов общества, соответствовать общественным параметрам преуспевания) [2].
С целью определения социально успешных представителей китайской общины, нами было организовано эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 38 представителей китайской общины. С целью определения социальной успешности были использованы методики: тест определения уровня самоэффективности (Дж. Маддукс и М. Шеер, модификация Л. Бояринцевой, под руководством Р. Кричевского); методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко).
В результате проведенного исследования социальной самоэффективности были получены данные, что к социально успешным представителям китайской общины следует отнести 40% представителей с высоким уровнем социальной самоэффективности (22,5% представителей) и с уровнем выше среднего (17,5% представителей). Социально эффективные представители китайской общины достаточно высоко оценивают способности организовать и осуществить собственную деятельность для достижения поставленных целей, стремятся к достижениям, и имеют лучшую социальную интеграцию.
На среднем уровне собственную социальную самоэффективность оценивают 25% представителей китайской общины.
К социально неуспешным сотрудникам, которые оценивают собственную самоэффективность на уровне ниже среднего и низком уровне следует отнести 35% представителей (уровень ниже среднего составляет 15%, низкий уровень 20%). Представители с низкими показателями самоэффективности не верят в собственные силы и собственную результативность.
В результате проведенного исследования социальной фрустрированности представителей китайской общины были получены данные, что 32,5% представителей имеют пониженный уровень социальной фрустрированности. Очень низкий уровень социальной фрустрированности выявлен у 17,5% представителей. Таким образом, у 50% представителей отсутствует психическое напряжение, обусловленное неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях, положительно относятся к позициям, которые они сумели занять в обществе на данный момент своей жизни и удовлетворены собственными социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Данную группу представителей китайской общины с очень низким и пониженным уровнями мы отнесли к социально успешным представителям китайской общины.
Представители с повышенным уровнем социальной фрустрированности (25% представителей) испытывает повышенное психическое напряжение, обусловленное неудовлетворенностью социальными достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. В умеренной степени переживают психическое напряжение, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности сотрудника в социально заданных иерархиях 20% представителей. Очень высокий уровень социальной фрустрированности, который характеризуется высоким психическим напряжением, имеют 5% представителей. Таким образом, обобщая полученные результаты эмпирического исследования можно сделать вывод, что 40% представителей китайской общины являются социально успешными, которые достаточно высоко оценивают способности организовать и осуществить собственную деятельность для достижения поставленных целей, стремятся к достижениям, и имеют лучшую социальную интеграцию. У них отсутствует психическое напряжение, обусловленное неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях, положительно относятся к позициям, которые они сумели занять в обществе на данный момент своей жизни и удовлетворены собственными социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.