Статья:

Основы дизайнерских качеств обучающихся на уроках технологии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(140)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Карасева М.Д. Основы дизайнерских качеств обучающихся на уроках технологии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 4(140). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/141/86433 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основы дизайнерских качеств обучающихся на уроках технологии

Карасева Марина Дмитриевна
бакалавр, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

Современный уровень развития производства, техники немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетичный вид предмета или изделия.

Известно, что среди учащихся все большую популярность приобретают художественно-дизайнерские и технические виды деятельности, неотъемлемой частью которых является творческий труд. Занятия художественного  конструирования, проектной деятельности формируют дизайнерское мышление  учащихся, вооружают их техническими и эстетическими знаниями, развивают дизайнерские, конструкторские и технологические качества. Это ведет к психологической и практической подготовке к труду, к выбору профессии.

Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Он во многом определяет внешний и внутренний вид городов, построек, транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи.

В современном обществе повышаются требования, не только  к уровню общего образования человека, но и к уровню сформированности различных качеств. В настоящее время очень распространена и востребована профессия дизайнера, которая предполагает высокий художественный вкус и графическую культуру. Поэтому развитие дизайнерских качеств у обучающихся на уроках технологии – наиважнейший аспект обучения. Художественно-графическая грамотность расширяет возможности обучающихся, развивает пространственное мышление, воображение, чувство прекрасного, творческие способности, наблюдательность, внимание.

Очень часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы обучающийся много времени тратит на выполнение какого-либо задания, с трудом усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. Поэтому задача школы не только сообщить ребенку систему научных знаний об окружающей действительности, но и научить его учиться, то есть вооружить общенаучными качествами, которые являются важным компонентом процесса обучения. Овладение различными качествами повышает уровень самостоятельности школьников и эффективность процесса учения.

Проблема формирования качеств у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт считает, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных качеств обучающихся [2; 45].

Далее мы рассмотрим определение термина «качества» у разных известных психологов и педагогов, таких как Петровский А.В., Платонов К.К. Климов Е.А., Фридман Л.М., Рубинштейн С.Л. и Талызина Н.Ф., Данилов М.А., Орлов В.И.

Психологи Петровский А.В. и Платонова К.К  и рассматривают качество - как способность к владению сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности по достижению нужного (необходимого) качества, которое характеризуется выполнением действий в соответствующее время и переносом в новые условия, на основе имеющихся у субъекта знаний и навыков [2; 142].

Климов Е. А. определяет качества как системные образования, устойчивые целостности в структуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий. Внешне качество обнаруживается в успешном и, по видимости, легком решении профессиональных или жизненных задач. Он считает, что ошибочно сводить качество только к исполнительной стороне поведения и недооценивать познавательную и мотивационную основу, которую обеспечивает это поведение [1,295].

Мы рассмотрели  определения «качества» у ряда авторов и можем сделать вывод, что термин «качество» имеет два значения, и в зависимости от качества меняется определение «навыка»:1) Качество, как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: качества переходит в навык.

Качества, как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью качества.

Так же мы можем сделать вывод о том, что существуют как общенаучные, так и специальные (узконаправленные)  качества.  И те, и другие обеспечивают усвоение знаний, но первая группа необходима при решении любых задач  независимо от конкретного содержания, а вторая группа применима к решению конкретных задач. Дизайнерские качества относятся ко второй группе, но прежде чем приступить к рассмотрению  основных качеств в области дизайна, рассмотрим  определение «дизайн».

Итак, дизайн – проектная художественно – техническая деятельность по разработке разнообразных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами в интересах совершенствования предметно – пространственной среды (социально – культурной, служебной, жилой и т.п.). Дизайн образно называют красотой пользы и пользой красоты, так как он сочетает в себе красоту, удобство и экономичность.

Целью работы учителя технологии является формирование способностей воспринимать, чувствовать,  понимать прекрасное в жизни, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественно-творческой деятельности.

Дизайн является синтезом многих видов искусств, охватывает огромное поле деятельности: от проектирования отдельных вещей до проектирования процессов жизнедеятельности, служащего и формированием, и освоением новых культурных потребностей современного общества.

Дизайнерские качества интегрирует в себе естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерную и художественную деятельность, высоко развитое логическое, абстрактное и пространственное мышление, способность произвольно управлять собственными мыслительными процессами, художественное мышление и художественные способности [3].

Процесс формирования дизайнерских качеств требует, помимо общепринятых, использование соответствующих специфических методов организации деятельности по развитию данного процесса. Особую значимость придается  методу проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер.

 

Список литературы:
1. Климов, Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов.  2-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Климов.  М.: Юнити-Дана, 2013. 462 с.
2. Коджаспирова, Г.М.История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М. Коджаспиров.  М.: Владос-Пресс, 2014. 210 с.
3. Темерин, В.Г. Художественное оформление быта и воспитание вкуса/ В.Г.  Темерин.  М.: Академия художеств, 2012.  39с.