Основы дизайнерских качеств обучающихся на уроках технологии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(140)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(140)
Основы дизайнерских качеств обучающихся на уроках технологии
Современный уровень развития производства, техники немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетичный вид предмета или изделия.
Известно, что среди учащихся все большую популярность приобретают художественно-дизайнерские и технические виды деятельности, неотъемлемой частью которых является творческий труд. Занятия художественного конструирования, проектной деятельности формируют дизайнерское мышление учащихся, вооружают их техническими и эстетическими знаниями, развивают дизайнерские, конструкторские и технологические качества. Это ведет к психологической и практической подготовке к труду, к выбору профессии.
Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Он во многом определяет внешний и внутренний вид городов, построек, транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи.
В современном обществе повышаются требования, не только к уровню общего образования человека, но и к уровню сформированности различных качеств. В настоящее время очень распространена и востребована профессия дизайнера, которая предполагает высокий художественный вкус и графическую культуру. Поэтому развитие дизайнерских качеств у обучающихся на уроках технологии – наиважнейший аспект обучения. Художественно-графическая грамотность расширяет возможности обучающихся, развивает пространственное мышление, воображение, чувство прекрасного, творческие способности, наблюдательность, внимание.
Очень часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы обучающийся много времени тратит на выполнение какого-либо задания, с трудом усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. Поэтому задача школы не только сообщить ребенку систему научных знаний об окружающей действительности, но и научить его учиться, то есть вооружить общенаучными качествами, которые являются важным компонентом процесса обучения. Овладение различными качествами повышает уровень самостоятельности школьников и эффективность процесса учения.
Проблема формирования качеств у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт считает, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных качеств обучающихся [2; 45].
Далее мы рассмотрим определение термина «качества» у разных известных психологов и педагогов, таких как Петровский А.В., Платонов К.К. Климов Е.А., Фридман Л.М., Рубинштейн С.Л. и Талызина Н.Ф., Данилов М.А., Орлов В.И.
Психологи Петровский А.В. и Платонова К.К и рассматривают качество - как способность к владению сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности по достижению нужного (необходимого) качества, которое характеризуется выполнением действий в соответствующее время и переносом в новые условия, на основе имеющихся у субъекта знаний и навыков [2; 142].
Климов Е. А. определяет качества как системные образования, устойчивые целостности в структуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий. Внешне качество обнаруживается в успешном и, по видимости, легком решении профессиональных или жизненных задач. Он считает, что ошибочно сводить качество только к исполнительной стороне поведения и недооценивать познавательную и мотивационную основу, которую обеспечивает это поведение [1,295].
Мы рассмотрели определения «качества» у ряда авторов и можем сделать вывод, что термин «качество» имеет два значения, и в зависимости от качества меняется определение «навыка»:1) Качество, как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: качества переходит в навык.
Качества, как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью качества.
Так же мы можем сделать вывод о том, что существуют как общенаучные, так и специальные (узконаправленные) качества. И те, и другие обеспечивают усвоение знаний, но первая группа необходима при решении любых задач независимо от конкретного содержания, а вторая группа применима к решению конкретных задач. Дизайнерские качества относятся ко второй группе, но прежде чем приступить к рассмотрению основных качеств в области дизайна, рассмотрим определение «дизайн».
Итак, дизайн – проектная художественно – техническая деятельность по разработке разнообразных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами в интересах совершенствования предметно – пространственной среды (социально – культурной, служебной, жилой и т.п.). Дизайн образно называют красотой пользы и пользой красоты, так как он сочетает в себе красоту, удобство и экономичность.
Целью работы учителя технологии является формирование способностей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественно-творческой деятельности.
Дизайн является синтезом многих видов искусств, охватывает огромное поле деятельности: от проектирования отдельных вещей до проектирования процессов жизнедеятельности, служащего и формированием, и освоением новых культурных потребностей современного общества.
Дизайнерские качества интегрирует в себе естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерную и художественную деятельность, высоко развитое логическое, абстрактное и пространственное мышление, способность произвольно управлять собственными мыслительными процессами, художественное мышление и художественные способности [3].
Процесс формирования дизайнерских качеств требует, помимо общепринятых, использование соответствующих специфических методов организации деятельности по развитию данного процесса. Особую значимость придается методу проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер.