Налогооблажение иностранцев в Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(141)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(141)
Налогооблажение иностранцев в Российской Федерации
Иностранные граждане – это физические лица, не имеющие гражданства того государства, в котором фактически проживают. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации [1].
Иностранные граждане подразделяются на такие категории, как: 1) временно пребывающие в РФ; 2) временно проживающие в РФ; 3) постоянно проживающие в РФ, имеющие вид на жительство.
Ставка налога на доходы физических лиц в отношении доходов физического лица зависит не от его гражданства, а от наличия или отсутствия статуса налогового резидента в РФ. Если такого статуса не существует, ставка налога на доход от занятости составляет 30%. Если данный статус доступен, применяется ставка 13%. Однако существуют случаи, когда ставка подоходного налога для иностранного работника не зависит от его статуса налогового резидента. К таковым можно отнести: 1) дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%; 2) осуществление трудовой деятельности, в отношении которой налоговая ставка устанавливается в размере 13%; 3) осуществление трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов и т.д. [2].
В соответствии с пунктом 3 ст. 224 НК РФ, ставка налога на доходы физических лиц в размере 13% независимо от статуса налогового резидента применяется к доходам от трудовой деятельности, осуществляемой иностранцами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации [3]. То есть, если доход от работы получен, к примеру, гражданином Республики Армения, то данный доход облагается налогом по ставке 30% до тех пор, пока этот гражданин не станет налоговым резидентом РФ.
По мнению налоговых органов, документом, подтверждающим пребывание физического лица в Российской Федерации, может быть копия паспорта иностранного гражданина с отметками Федеральной пограничной службы в дни въезда и выезда этого лица из России, на основании которого фактический срок его пребывания на территории РФ может быть рассчитан. Если физическое лицо не предоставляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить ставку налога и порядок исчисления налоговой базы, предусмотренный для лиц, не являющихся налоговыми резидентами к доходу, выплачиваемому этому лицу. При отсутствии знаков пограничного контроля работодатель имеет право использовать количество рабочих дней, указанное в дневнике рабочего времени, которое ведется для этого гражданина с момента заключения с ним трудового договора (контракта).
Таким образом, граждане иностранных государств имеют равные права с гражданами РФ в получении трудовой пенсии [4]. При этом требуется наличие статуса постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Так, работодатели, действующие на территории РФ, могут уплачивать налог со стороны, зачисляемой в пенсионный фонд России, только для иностранных граждан, имеющих статус постоянного жителя в РФ. Работодатель, привлекающий иностранного гражданина для выполнения работы, должен установить, имеет ли иностранный гражданин статус постоянного жителя в Российской Федерации, т.е., имеет ли он, вид на жительство в Российской Федерации с правом постоянного проживания, либо он имеет свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
Что касается суммы, причитающейся федеральному бюджету, она может быть уменьшена путем вычета обязательных пенсионных страховых взносов. Вычет зависит от того, имеет ли иностранец вид на жительство в Российской Федерации. Если гражданин имеет вид на жительство, постоянно проживает на территории Российской Федерации, вычет предоставляется. Если нет вида на жительство, вычет не предоставляется, так как такой иностранец не имеет права на трудовую пенсию в Российской Федерации.