Взаимосвязь конституции РФ и международного права
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(141)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(141)
Взаимосвязь конституции РФ и международного права
Практически каждый ученый-правовед, а иногда и практик, сталкивался с вопросом о том, что же стоит на первом месте в иерархии нормативно-правовых актов Российской Федерации: Конституция РФ или международные договоры.
Коллизия возникает из-за того, что в части 4 статьи 15 Конституции сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В то же время часть 1 статьи 15 Конституции гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Вопрос о том, что же приоритетнее в системе права Российской Федерации, международные нормы или Конституция, актуален по сей день, особенно в свете последних событий и тяжелой обстановки, складывающейся на международной арене.
Как считают некоторые исследователи, в век глобализации приоритет стоит отдать международному праву, поскольку это повысит авторитет нашего государства, поможет постепенно присоединиться к европейской и международной правой системе.
Согласно точке зрения других ученых-правоведов Конституцию следует ставить во главе всей иерархии нормативно-правовых актов. Например, французский философ П. Тибо считает, что необходимость уважения народов и построенных ими правовых институтов, прописанная в тех же международных актах, исключает возможность повсеместного применения международного права как верховенствующего над локальными конституциями.
Следует считать, что на первое место в системе права Российской Федерации необходимо поставить Конституцию. Данная точка зрения подтверждается Постановлениями Конституционного Суда РФ, мнением авторитетных ученых и судебной практикой.
Однако, прежде чем аргументировать позицию, проанализируем, что представляет собой современная Конституция РФ. Ей присущ целый ряд признаков, которыми не обладает ни один другой нормативно-правовой акт: юридическое верховенство, особый порядок принятия путем всенародного референдума, особый порядок внесения изменений, который проходит в обстановке гласности и повышенного интереса со стороны общества. Именно Конституция является основой для всего текущего законодательства.
Стоит отметить, что в Конституции РФ и в основных международных актах, а именно в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, закреплены во многом одни и те же права, и в эпоху конституционализма защищаются они примерно одинаковыми способами. Поэтому не приходится говорить о том, что действующая Конституция РФ и национальное законодательство в обход международным нормам может каким-либо образом ущемлять права граждан.
В связи с этим противоречие между Конституцией и международными договорами, ратифицированными в Российской Федерации, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, решениями Европейского Суда – это случаи крайне редкие и из ряда вон выходящие. Однако такие случаи возникают, и они не только противоречат Конституции, но и подрывают государственные устои.
К примеру, 22 марта 2012 года большой палатой Европейского суда по правам человека вынесено окончательное решение по делу «Константин Маркин против России», в котором признаны неправомерными действия Российской Федерации о непредоставлении военнослужащему отпуска по уходу за ребенком. Данное дело на тот момент было уже предметом рассмотрения Конституционного Суда, в свою очередь Европейский суд принял прямо противоположное решение. Многими юристами и политиками данный случай расценен как покушение на суверенитет России.
Некоторые исследователи деятельности ЕСПЧ считают, что отдельные его решения представляют собой политическое и экономическое давление на Россию.
ЕСПЧ неоднократно выходил за пределы юрисдикции Европейской конвенции и принимал решения без учета национальных правовых традиций, в связи с чем возникала острая проблема исполнения таких решений.
На основании этого 14 декабря 2015 года принят Федеральный Конституционный закон № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», который дал право Конституционному Суду признавать решения международных судов невозможными для исполнения в нашей стране, если они нарушают принцип верховенства Конституции РФ. Принятие данного закона в очередной раз подтвердило превосходство Конституции над международным правом.