Статья:

Современные проблемы финансового контроля за исполнением государственного бюджета

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(141)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Лавров И.С. Современные проблемы финансового контроля за исполнением государственного бюджета // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 5(141). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/141/86544 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные проблемы финансового контроля за исполнением государственного бюджета

Лавров Иван Сергеевич
магистрант Налогового института РосНОУ, РФ, г. Москва
Сулейманов Минкаил Джабраилович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент Налогового института РосНОУ, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные проблемы связанные с сегодняшней системой государственного финансового контроля, такие как отсутствие структурированной системы финансового контроля и трудности методологии оценки эффективности контроля. Для того, чтобы решить данные проблемы необходимо силение контроля за нарушениями бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса.

Abstract. The article discusses some of the challenges facing the current system of state financial control. In particular: the lack of a structured system of financial control and lack of methodology for evaluating the effectiveness of control.

 

Ключевые слова: бюджет, финансы, контроль, коррупция, хищения.

Keywords: budget, Finance, control, corruption, theft.

 

Для успешной реализации своей внешней и внутренней политики, в особенности социально- экономических программ, любое государство должно обладать соответствующими для этих целей финансовыми ресурсами, иначе говоря, бюджетом. Важным аспектом любого бюджетного процесса является контроль за соблюдением законности при формировании доходной части и ее последующим расходованием.

Финансы, являясь совокупностью денежных отношений, которые организованы государством для формирования и использования средств различных денежных фондов, обладают контрольной функцией. Именно поэтому они способны достаточно объективно отразить ход бюджетного процесса. В условиях коррупции, а также хищений и мошенничества государственных средств на всех уровнях их использования обостряется проблема контроля за формированием и расходованием бюджета.

Расширение практики использования аудита эффективности с целью оценки эффективности использования бюджетных средств дает возможность не только лишь в большой мере осилить возникшие трудности, но также и развивать перспективные направления формирования эффективной бюджетной политики, которая располагала бы действенными инструментами бюджетного регулирования экономической системы во благо обеспечения устойчивого развития.

Государственный контроль - это неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Во многом это обусловлено тем, что именно на государственные органы ложится большое количество функций по защите финансовых прав и интересов членов общества, использование различных способов предотвращения и предупреждения злоупотреблений и краж. Государственный финансовый контроль представляет собой регламентированную деятельность государственных органов власти и управления по проверке финансовых операций, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Поэтому государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса [1, с. 287].

Финансовый контроль над исполнением доходов бюджетов является неотъемлемым элементом управления и контроля над финансовыми потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности денежных операций.

Бюджетный контроль - это важная часть государственного финансового контроля, которая представляет из себя определенную деятельность уполномоченных государственных органов по проверке законности, целесообразности и эффективности действий при образовании, распределении и использовании централизованных денежных средств государства и местных органов власти. Контрольная же функция бюджета позволяет оценить, насколько полно и своевременно поступают доходы в бюджет от разных субъектов хозяйствования, а значит понять, насколько правильно и своевременно осуществляется учет в отдельных хозяйственных звеньях, насколько рационально они ведут свое хозяйство, насколько велики их затраты и какова их прибыль [2, с. 148].

Контрольная и надзорная деятельность в Российской Федерации регулируется более чем 260 федеральными законами, указами, постановлениями. Благодаря такой разветвленной и обширной законодательной базе, контроль затрагивает все сферы правоотношений. Но, несмотря на такое обилие законов, современная нормативно-правовая база далеко не в полной мере отвечает современным реалиям.

Во-первых, в Российской Федерации до сих пор отсутствует сформированная и структурированная система органов финансового контроля, которая должна быть иерархичной и построена на принципе федерализма. Это обуславливает необходимость в создании механизмов по взаимодействию между элементами такой структуры. Также в законодательных актах не всегда четко прописаны обязанности и возможности государственных органов контроля. Например, в п. 5 ст. 101 Конституции РФ не упоминаются полномочия государственных органов по контролю, сказано лишь о Счетной палате, которая является высшим органом финансового контроля со стороны Федерального Собрания Российской Федерации. Все это порождает многочисленные проблемы при разграничении полномочий между контрольными органами, а также негативно сказывается на выполнении их обязанностей [3].

Во-вторых, отсутствует методология оценки эффективности финансового контроля, которая зависит от его экономичности, действенности и результативности. Данное положение вещей не позволяет ни выявить недоработки в самой системе контроля, ни оптимизировать расходы на их проведение.

В качестве выводов хотелось бы отметить следующее. В последние годы просматривается положительная тенденция к приданию бюджетным расходам свойства прозрачности, за исключением закрытых статей бюджета. Не вызывает никакого сомнения то, что обществу должно быть понятно, на какие цели расходуются средства, аккумулированные посредством налоговых отчислений. Государственным услугам должна быть характерна не только лишь экономическая целесообразность, но также и положительный социальный эффект. Главным направлением государственной политики в Российской Федерации на сегодняшний день остается поддержание жизни населения страны на достойном уровне. Для решения данной задачи необходимо все силы направить на четкое исполнение бюджетного процесса на всех его стадиях, но особенно на стадии планирования и  стадии исполнения, так как многие ошибки и проблемы являются следствием неправильной работы специалистов на стадии разработки и утверждения бюджета. Также необходима существенная доработка нормативно-правовой базы по финансовому контролю, в частности, устранение правовых коллизий в работе органов государственного контроля.

 

Список литературы:
1. Козырин А. Н. Финансовый контроль // Финансовое право / под ред. проф. О. Н. Горбуновой. – М.: Юристъ, 2016. – С.145.
2. Сабитова, Н.М. Государственный финансовый контроль //:Национальное Образование ООО Москва, 2018. – С. 512
3. Терехова Е. В. Негосударственный финансовый контроль / Издательство МГУ - Москва, 2017. – С. 314