Статья:

Проблема определения правовой природы дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, рассматриваемых в арбитражном процессе Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(142)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Климова О.В. Проблема определения правовой природы дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, рассматриваемых в арбитражном процессе Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 6(142). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/142/87103 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема определения правовой природы дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, рассматриваемых в арбитражном процессе Российской Федерации

Климова Олеся Витальена
магистрант, Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, РФ, г. Саратов
Яковлева Анна Петровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, РФ, г. Саратов

 

Как отмечается в исследованиях, проблема правовой природы дел об оспаривании ненормативных правовых актов, а также решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, приобрела особую важность в связи с введением с 01 сентября 2002 года [1] нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). [2]

Так, Е.В. Каган обращает внимание на то, что согласно положению ст. 28 и 29 АПК РФ, законодатель формально противопоставил административное производство по данной категории дел исковому. Фактически же, отказ от терминологии искового производства (иск, исковое заявление и др.) никак не повлиял на изменение процедуры рассмотрения таких дел в арбитраже, а следовательно, не изменилась и сама сущность процесса по ним. [3]

Как видится, автор поднял в своей работе достаточно серьезный вопрос о том, как должна пониматься сама правовая природа дел об оспаривании ненормативных правовых актов, а также решений и действий (бездействия) государственных и иных органов в арбитражном процессе при наличии условия, что с одной стороны, имеет место нехарактерный для искового производства спор, который возникает между заявителем и государственным органом, а с другой – допускаются ключевые атрибуты искового производства (состязательность и равноправие сторон, диспозитивность и др.), согласно указанию в ч. 1 ст. 197 АПК РФ на общие правила применения искового производства по данной категории дел. 

Сторонники неискового характера дел об оспаривании ненормативных правовых актов, а также решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, более всего склонны выделять их в особый вид судопроизводства, оперируя, прежде всего, к отсутствию спора между сторонами в его гражданско-правовом понимании. К примеру, Д.Ю. Щепкин считает, что граждане и юридические лица обращаются в арбитражный суд с просьбой или требованием по поводу обеспечения защиты и охраны своих прав, свобод, а также законных интересов, которое реализуется в судебных органах через установление правомерности соответствующих решений или действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, органов региональной исполнительной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. [4]    

А.В. Абсалямов, в свою очередь, указывает на то, что рассмотрение административно-правовых споров в арбитражном судопроизводстве, представляет собой конкуренцию частных и публичных прав и любая мера, которая предпринимается в производстве по делу, должна обеспечивать защиту от неправомерного вмешательства публичных органов в предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов. Автор занимает позицию, согласно которой административное судопроизводство в арбитражной системе – это специально введенная законодателем область, которая является одновременно и средством судебного контроля в сфере публично-правовых отношений и формой осуществления конституционного судопроизводства, завязанного на возможности обжаловать решения и действия (бездействие) субъектов, осуществляющих публичные полномочия, как одного из основных конституционных прав человека и гражданина. [5]

Данный подход видится несколько спорным, поскольку при проверке правомерности актов, решений и действий (бездействия) субъектов, осуществляющих публичные полномочия в правоприменительной сфере, объективно не может быть отказа от принципа состязательности и равноправия сторон, по причине прямого противоречия положению п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, [6] которое было подтверждено сначала постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8, [7] в котором уточнялось, что  суды по каждому делу должны обеспечивать равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств, а затем определением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. № 113-О, [8] установившим, что положение об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон применяется также в административном судопроизводстве и распространяться на все его стадии.

Более того, И.М. Дивин обосновал позицию в своем исследовании, согласно которой применяемые судами принципы равноправия и состязательности имеют тенденцию к адаптации своей содержательной части к организационным особенностям административного судопроизводства по экономическим делам. Основной характеристикой этих принципов, в данном случае, являются процессуальный статус одной из участвующих в экономическом споре сторон – публично-правовое лицо и используемые процессуальные средства. [9]  

Заслуживает внимания и точка зрения Д.Г. Конторовой, которая определила правовую природу рассматриваемой категории дел как имеющую исковой характер, поскольку одним из его процессуальных средств, с помощью которого возбуждается производство, является административный иск, главное отличие которого от гражданского в составе участников дела, содержании требований, особенности реализации вышеназванных принципов, а также судейское руководство и полномочия суда. В авторской трактовке, такой иск представляется обращением в арбитражный суд с требованием защитить оспариваемое или нарушенное субъективное право, либо охраняемый законом интерес. [10]

Как думается, не могут свидетельствовать о каком-то ином подходе законодателя к пониманию правовой природы дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, кроме как к делам искового характера, и некоторые процессуальные особенности подготовки и рассмотрения таких дел, а именно:

- отсутствие обязательного указания в заявлении на обстоятельства, составляющие основу требований (ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ);

- возложение обязанности по доказыванию на субъекты, осуществляющие публичные полномочия (ч. 5 ст. 200 АПК РФ);

-  возложение на субъекты, осуществляющие публичные полномочия, дополнительных обязанностей в судебном решении (ч. 5 ст. 201 АПК РФ);

- сокращенный срок разбирательства по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ) и некоторые др.

На этом фоне, следует согласиться с И.М. Дивиным в том, что спор в экономической сфере между хозяйствующим субъектом и субъектом, осуществляющим публичные полномочия, может выступать процессуальной предпосылкой к административному судопроизводству в арбитражном процессе, которая обусловлена реализацией заинтересованным лицом своего права на обращение за судебной защитой и инициацией дела, проистекающего из административных и иных публичных правоотношений.    

Такой спор, можно назвать определяющим критерием для правильного понимания правовой природы дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, поскольку является юридическим фактом, обуславливающим определенное правовое состояние возникшего фактического и юридического противоречия между имущественными и неимущественными правами и интересами лиц, реализующих их в отношениях, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, и возникающее в результате осуществления субъектами, осуществляющими публичные полномочия на правоприменение в предпринимательской сфере и иной экономической деятельности.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, безусловно несут в себе административные начала, но порядок их отправления в арбитражном процессе, однозначно исковой, согласно содержательной стороне законодательных требований к процессуальному регулированию.

Таким образом, правовая природа рассмотренной категории дел, в арбитражном судопроизводстве Российской Федерации, может быть охарактеризована как аналогичная исковому производству, проистекающая из административных начал в отношении сторон. 

 

Список литературы:
1. О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ (ред. от 01 мая 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3013.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 25 декабря 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3012.
3. Каган, Е. В. Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании решения налогового органа о взыскании недоимки: дис. … к. ю. н. / Е.В. Каган. М.: Московская государственная юридическая академия, 2003. С. 8.
4. Щепкин, Д.Ю. Административные дела: понятие и классификация / Д.Ю. Щепкин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2013. - № 1 (14). - С. 217.
5. А.В. Абсалямов, Административное судопроизводство в арбитражном суде. Теоретико-методологические аспекты: дис. … д. ю. н. / А.В. Абсалямов. М.: Московский государственный институт международных отношений, 2009. С. 14.
6. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
7. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 (ред. от 03 марта 2015 г.) // Бюл. Верховного Суда РФ. 1996. №1.
8. Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. № 113-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. №5.
9. И.М. Дивин, Теоретические проблемы функционирования административного судопроизводства по экономическим спорам в Российской Федерации: дис. … д. ю. н. / И.М. Дивин. М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2017. С. 13 – 14.
10. Д.Г. Конторова, Процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в арбитражном процессе: дис. … к. ю. н. / Д.Г. Конторова. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2007. С. 10.