СУБЪЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(310)
Рубрика: Юриспруденция
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(310)
СУБЪЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ
SUBJECTS OF MUNICIPAL ELECTIONS
Oksana Isaeva
Postgraduate student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Azov State Pedagogical University, Russia, Berdyansk
Alexander Kovalchuk
Scientific director, Candidate of legal sciences, associate professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Azov State Pedagogical University, Russia, Berdyansk
Аннотация. В статье изучена классификация деления субъектов в области избирательного права, в частности рассмотрены различные точки зрения авторов по данному вопросу. Изучена классификация избирательных комиссий, и система избирательного законодательства.
Abstract. The article examines the classification of the division of subjects in the field of electoral law, in particular, the various points of view of the authors on this issue are considered. The classification of election commissions and the system of electoral legislation have been studied.
Ключевые слова: субъект муниципальных выборов, избирательное право, избиратель, избирательная комиссия, избирательный процесс.
Keywords: subject of municipal elections, electoral law, voter, election commission, electoral process.
В проведении муниципальных выборов насчитывается несколько участников. Все они отличаются друг от друга по следующим критериям: кругу предоставленных полномочий, по наличию прав и обязанностей.
В юридической литературе существуют различные классификации деления субъектов в области избирательного права. Например, К. А. Куприянова и О. А. Макарова «среди субъектов, принимающих участие в избирательном механизме, можно выделить основных и второстепенных, то есть тех субъектов, без которых в принципе невозможна практическая реализация выборов, и субъектов – причастность которых возможна, но не оказывает особенного влияния на процесс выборов»[3, с.44].
Таким образом, учитывая мнения ученых – правоведов, можно предположить, что, субъекты муниципальных выборов – это участники, обладающие правами и обязанностями для участия в избирательном процессе, которых можно разделить на две группы: индивидуальные субъекты и коллективные субъекты. Индивидуальные – это субъекты, которые участвуют в виде одного лица, например, гражданин. Коллективные – которые, принимают участие в избирательном процессе в виде определенной общности в собирательном смысле, например, политическая партия, где непосредственное участие осуществляет представитель данной партии – лидер.
В свою очередь субъектами в муниципальных выборах являются следующие участники: граждане Российской Федерации, иностранные граждане, кандидаты, политические партии, общественные объединения, доверенные лица, сборщики подписей, избирательные комиссии и её члены, наблюдатели, международные наблюдатели, средства массовой информации (далее – СМИ), уполномоченные представители кандидатов, политических партий, общественных объединений, органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, органы прокуратуры, суды общей юрисдикции, органы и должностные лица, наделенные правом возбуждать уголовные дела и административные производства по делам, связанным с нарушениями избирательных прав и т. д.
Избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Основной закон государства и Закон № 67-ФЗ устанавливает, что именно граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет, имеют право избирать. Существуют и другие требования к гражданину, как субъекту электорального процесса в муниципальных выборах: например, наличие дееспособности, отсутствие содержания в местах лишения свободы по приговору суда, соответствие территории проживания, места постоянной регистрации территории муниципального образования, где проходят выборы [2]. Избиратели осуществляют свой выбор на основании своего свободного волеизъявления, при котором никто другой не обладает правом принуждения в конкретном выборе. Избиратели обладают равным активным избирательным правом и прежде всего это заключено в том, что избиратель может быть включен только в один список избирателей и участвовать в голосовании только один раз [4, с.33].
На основании п.10 ст. 4 Закона № 67-ФЗ иностранные граждане, которые постоянно проживают на территории муниципального образования имеют право избирать, а также быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Гражданин, являющийся избирателем и обладающий правом быть избранным, в праве выдвигать свою кандидатуру на выборах. Такой гражданин считается кандидатом. Таким образом кандидат - это гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, выдвинутый в установленном избирательным законодательством Федерации и ее субъектов порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе (палате органа) местного самоуправления[1]. Стать кандидатом может любой гражданин нашей страны, обладающий дееспособностью, возрастом совершеннолетия, а также не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. Закон № 67-ФЗ для муниципальных выборов закрепляет, что «минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах должностного лица местного самоуправления». Так, например, руководствуясь Избирательным кодексом «Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования – двадцати одного года».
Политическая партия – это общественная организация, которая стремится выразить интересы определенного круга лиц и ставит следующие цели: осуществлять участие в политической жизни, оказывать влияние в решении проблем общества через фракции, влиять на политическое образование населения и т.д.
Местное общественное объединение - объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления. «Общественные объединения, в отличие от политических партий, проявляют особую активность, причем не только в период выборов, но и вне его». Действительно, верно, ведь население может встречаться на общественных акциях, мероприятиях, которые проходят именно от лица общественного объединения.
Доверенные лица призваны оказывать агитационную работу для определенного кандидата либо для избирательного объединения, например, участвовать в дискуссиях.
Деятельность сборщиков подписей состоит в поддержке выдвижения кандидатов и списка кандидатов. Наличие данного субъекта предоставляет возможность гражданам осуществить выдвижение себя в качестве кандидата при поддержки своих сподвижников в качестве избирателей.
В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее – ЦИК), избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии, территориальные комиссии (далее – ТИК) и участковые комиссии (далее – УИК). Каждая комиссия оказывает свое индивидуальное влияние на институт муниципальных выборов, поскольку их работа основана на признании в нашей стране местного самоуправления путем подготовки и проведении выборов в органы местного самоуправления.
Наблюдатели гарантируют очевидность и объективность выборов путем реализации своих прав, такими как, осуществлять наблюдение за выдачей избирательных бюллетеней, находиться при голосовании вне помещения для голосования, наблюдать за подсчетом голосов и т. д.
Международные наблюдатели являются представителями международных и иностранных организаций, обладающие правом находиться на избирательном участке, знакомиться с различными документами, например, с протоколом итогов голосования и т. д. В результате своего наблюдения они предоставляют аналитику проведенных выборов и высказывают свои замечания по дальнейшему эффективному проведению электорального процесса, а также делятся предложениями и мнениями. Например, 27 сентября 2022 года «на участке в Рамонском районе: при вскрытии урн с бюллетенями присутствовали международные наблюдатели из двух государств».
«Человек голосующий должен прийти на избирательный участок проинформированным» - заявил в интервью один из представителей международного наблюдения.
СМИ воплощают информационную функцию субъектов избирательного процесса, поскольку обладают внушительными полномочиями: освещение подготовки, хода и результатов выборов и т. д.
Органы государственной власти и местного самоуправления, а также их должностные лица в целом оказывают содействие в организации и осуществлении муниципальных выборов.
Органы прокуратуры и суды общей юрисдикции можно отнести к субъектам муниципальных выборов, поскольку именно они в определенных случаях способны назначать выборы (п. 9 ст. 10 Закона № 67- ФЗ), информировать о недееспособных лицах, осуществлять контроль за соблюдением этапов избирательного процесса и т. д.
Так, субъекты муниципальных выборов достаточно многообразны, они принимают участие в избирательном процессе в зависимости от наличия у них разного объема прав и обязанностей. Несмотря на различие в характере и форме оказания работы в электоральной среде данных субъектов, их следует рассматривать как однородную взаимосвязанную систему, обладающая способностью качественно содействовать в реализации избирательного процесса на муниципальном уровне в Российской Федерации.
Таким образом, можно подвести следующие итоги:
- существует несколько форм осуществления местного самоуправления, которые преследуют цели организации деятельности граждан и обеспечение решение вопросов местного значения;
- систему избирательного законодательства образовывают: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, и иные нормативные акты, регулирующие вопросы, касаемые избирательного права в Российской Федерации;
- бывают различные субъекты муниципальных выборов, каждый из которых оказывает свое влияние на электоральный процесс, а в совокупности с остальными способны привести избирательный процесс к эффективному средству демократии в обществе.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)