РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ПРИМЕНЕНИЕ НАЗНАЧЕННЫХ НАКАЗАНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(294)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(294)
РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ПРИМЕНЕНИЕ НАЗНАЧЕННЫХ НАКАЗАНИЙ
Законодатель определил производство по делам об административных правонарушениях как одно из важных направлений в деятельности ОВД, а также исполнение административных наказаний. Почти во всех главах КоАП РФ [1] зафиксированы составы административных правонарушений в качестве юрисдикционных полномочий ОВД.
Так, например, в 2023 г. сотрудниками ОВД Республики Крым пресечено 81052 правонарушения, предусмотренное КоАП РФ. К административной ответственности в виде штрафа привлечен 53781 правонарушитель, общая сумма наложенных штрафов составляет 89 млн. 697 тыс. рублей. Наказанию в виде административного ареста подвергнуты 2188 правонарушителей, обязательных работ - 1582, предупреждения, в том числе устное замечание, получили 7915 правонарушителей.
Руководителями территориальных подразделений вынесено 41008 постановлений о привлечении лиц, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 31 млн. 621 тыс. рублей, из которых взыскано 22 млн. 449 тыс. рублей (70,9%) [6].
При этом ОВД реализует свои полномочия не только на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Сотрудники ОВД также имеют право налагать отдельные виды административных наказаний (ст. 23.3 КоАП РФ).
Основными этапами стадии рассмотрения дела об административном правонарушении являются: подготовка дела к рассмотрению, непосредственное рассмотрение, принятие постановления по делу.
Прежде всего при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению сотрудники ОВД должны выяснить:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение этого дела (глава 23 и ст. 29.5 КоАП РФ). Если рассмотрение дела не относится к компетенции ОВД, материалы дела передаются по подведомственности с вынесением определения;
2) есть ли обстоятельства, которые исключают возможность рассмотрения этого дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли оформлены все материалы дела, в том числе протоколы;
4) есть ли обстоятельства, которые могут исключить производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; есть ли ходатайства и отводы [5, с. 65].
Довольно часто протоколы об административных правонарушениях и материалы дела возвращаются судьей из-за неполного описании события административного правонарушения, отсутствия конкретизации объективной стороны.
Так, например, был возращен протокол об административном правонарушении в отношении М. по ст. 20.21 КоАП РФ, где было указано, что М. находился в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (невнятная речь, резкий запах алкоголя, шатающая походка). Но в протоколе не были приведены характеристики состояния опьянения, которые позволяли бы сделать вывод об оскорбительности таким состоянием человеческого достоинства и общественной нравственности. К материалам дела в качестве доказательства по делу приложен протокол медицинского освидетельствования. Вместе с тем в протоколе медицинского освидетельствования в строке внешний вид испытуемого врачом указано, что одежда без повреждений [4].
Административное расследование может проводиться в случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ после выявления административного правонарушения с вынесением об этом определения.
Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок, а в случае поступления ходатайств, срок может быть продлен должностным лицом ОВД, но не более чем на 1 месяц.
Вынесение постановления о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу является завершающим этапом стадии рассмотрения дела.
Наиболее распространенным видом административных наказаний является административный штраф. Но производство может быть прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Приведем пример. В соответствии с протоколом об административном правонарушении, составленным инспектором ОГИБДД МО МВД России «Красноперекопский», гр-н А., в нарушение ст. 32.2 КоАП РФ в установленный законом срок не уплатил административный штраф в сумме 1000 рублей, назначенный на основании постановления инспектора ОГИБДД МО МВД России «Красноперекопский» по ст. 12.6 КоАП РФ.
А. не признал вину в совершенном правонарушении, объяснив, что штраф заплатил и представил квитанцию об оплате штрафа. При таких обстоятельствах сумма назначенного штрафа уплачена вовремя, событие административного правонарушения отсутствует. В соответствии с ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, отсутствие события административного правонарушения, влечет прекращение производства по делу.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении гр-на А., привлеченного по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, мировым судьей было прекращено [2].
ОВД также осуществляет проверку соблюдения иностранными гражданами правил миграционного учета в рамках реализации своих полномочий.
Приведем пример. Так, В. обратился в Красноперекопский районный суд Республики Крым с заявлением об отмене решения Отдела по вопросам миграции МО МВД России «Красноперекопский» о неразрешении въезда в РФ.
Судом было установлено, что В. десять раз в течение года был привлечен к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Постановления о привлечении к административной ответственности В. не обжалованы, вступили в законную силу. Совершенные административным истцом правонарушения малозначительными признаны не были, от административной ответственности он также освобожден не был.
Въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен тогда, когда иностранный гражданин либо лицо без гражданства неоднократно (два и более раз) в течение 3 лет привлекались к административной ответственности согласно законодательству РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, - в течение 3 лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд оставил без удовлетворения административное исковое заявление В. об обжаловании решения Отдела по вопросам миграции МО МВД России «Красноперекопский» о неразрешении въезда в РФ [3].
Завершается производство по делу об административном правонарушении, осуществляемое ОВД, исполнением постановления по делу, когда оно соответствует объективной истине и не оспаривается сторонами.
Итак, рассмотрение дела - это оценка всех данных о правонарушении и лице, его совершившем.
Полагаем, что необходимо закрепить в КоАП РФ обязательное участие в подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, или прокурора. Это вызвано тем, что сейчас практически судьи реализуют нетипичную для себя функцию обвинения в производстве по делам об административных правонарушениях, и это ставит под сомнение беспристрастность судьи в осуществлении правосудия, а также справедливость и объективность вынесенного им решения по делу об административном правонарушении.