Статья:

Понятие завещательных распоряжений во Франции и их отличие от завещательных распоряжении в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Потницева А.В. Понятие завещательных распоряжений во Франции и их отличие от завещательных распоряжении в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 39(90). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/90/62167 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие завещательных распоряжений во Франции и их отличие от завещательных распоряжении в России

Потницева Анастасия Витальевна
магистрант, Московский государственный областной университет им. Крупской Россия, РФ, г. Москва

 

Завещательными распоряжениями признаются распоряжения, с помощью которых появляется право наследователя распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

Установление подобных распоряжений является возможным только в завещании.

В праве РФ различают несколько видов таких распоряжений:

  • назначение и подназначение (субституция);
  • завещательное возложение;
  • завещательный отказ;
  • завещательные распоряжения правами на денежные средства в банках.

Согласно Конституции РФ человек имеет право на имущество и распоряжение им, если оно находится в частной собственности.

После своей смерти он может завещать свое имущество на праве пользования и распоряжения [1].

Кроме того, наследниками при этом могут выступать не только родственники, но и любые другие лица, на усмотрение завещателя.

В данном случае завещатель обладает правом отдавать наследство наследникам, которые его не достойны, но после его смерти они все равно будут участвовать в наследственном процессе.

В российском законодательстве предусматривается назначение не только основного, но и подназначенного наследника, данное явление и именуется субституцией.

Отметим, что субституция является известной современному наследственному праву, можно даже сказать, она является традиционной для законодательства Российской Федерации.

В результате развития правовых норм римскими правоведами, подназначение наследников выступает в качестве специальных распоряжений завещателя в современном наследственном праве [4].

Подназначение представляет собой право завещателя на указание в завещании не только одного основного наследника, но и запасного наследника, на случай, если с основным наследником что-то случится.

Данная позиция завещателя является принципиальной, при этом основания перехода наследства к подназначенному наследнику в завещании должны быть четко определены, иначе переход наследства к запасному наследнику исключается.

При этом в случае отказа основного наследника от наследства, по причинам, которые не оговорены в завещании, запасной наследник не привязывается к наследованию.

Другие обстоятельства не предоставляют завещателю права применять подобное подназначение.

В качестве второго специального вида завещательного распоряжения отмечают завещательное возложение.

Согласно содержанию пункта 1 статьи 1055 ГК РФ следует, что в качестве завещательного возложения выступает официальное поручение завещателя к одному наследнику или целому ряду наследников, вне зависимости - по закону они являются таковыми или по завещанию, совершить определенное действие общеполезной цели, оно может быть, как и имущественного, так и неимущественного характера [5].

Подобная обязанность может возлагаться и непосредственно на исполнителя завещания, но лишь при условии, что в завещании часть имущества завещается ему исполнением завещательного возложения.

При этом завещательное возложение отличается от завещательного отказа (легата), о котором будет сказано суть позже.

Отличия заключаются в том, что: 

  • отказ от завещания необходимо в пользу определенного лица, в то время как завещательное возложение реализуется в пользу неопределенных лиц;  
  • отказ от завещания выступает  только в отношении имущества, а завещательное возложение может выражаться в действия не только имущества, но и неимущественного характера;
  • предъявлять требования исполнения завещательного отказа может лишь отказополучатель, в завещательном возложении третьи лица, в их число входят не только граждане, но и государственные органы, и юридические лица.

В современной литературе отмечается отсутствие установленного срока исполнения завещательного распоряжения на законодательном уровне, что является вполне объективным [7].

Отметим, что в пункте 2 статьи 1139 ГК РФ определен срок действия завещательного возложения только имущественного характера, который равен сроку для требования исполнения завещательного отказа [3].

Завещательный отказ же относится также к специальному виду завещательного распоряжения.

Сутью, которого является исполнение наследником обязательства имущественного характера за счет наследства в пользу одного или нескольких отказополучателей, которые наделены правом требования исполнения данного обязательства.

В данном случае наследник обязан передать отказополучателям в пользование или собственность конкретно определенное имущество или за счет данного имущества выполнить возложенную на него обязанность имущественного характера.

Отказополучатель же имеет право требовать исполнения в свою пользу завещательного отказа от наследника, определенного завещанием.

В то же время, отказополучатель ограничен в праве распределения имущества наравне с наследниками.

В соответствии со статьей 1137 ГК РФ, завещательный отказ является особым видом завещательного распоряжения, в котором завещатель возлагает на указанного в завещании наследника или ряда наследников обязанность имущественного характера в пользу одного или ряда отказополучателей (легатариев).

Проще говоря, в завещании предоставляется право третьим лицам на определенные требования по отношению к наследникам.

Современная теория завещательного распоряжения правами на денежные средства в банках была причислена к числу общих завещательных распоряжений, в то время как ранее она относилась к специальным.

Завещательное распоряжение на денежные средства в банках считается одним из особых видов завещаний, по этой причине на него распространяются правовые нормы гражданского законодательства о завещаниях.

Ранее многими авторами отмечалось, что распоряжение денежными средствами в банке на случай смерти являлось упрощенной формой завещательного распоряжения.

Подобным образом сущность завещательного распоряжения денежными средствами в банке воспринимается в литературе и по сей день [6].

Из толкования содержания статьи 1128 ГК РФ следует, что в качестве предмета завещательного распоряжения наследодателя-вкладчика выступают права на денежные средства.

А поскольку в российском законодательстве отсутствует четкое понятие «денежных средств», то весьма часто возникают трудности в правоприменении. Разрешение данной проблемы в наследственном праве является принципиальным.

Специалистами было четко определено, что к деньгам следует относить банкноты и монеты, а к денежным - средства – безналичные денежные средства, которые находятся на счетах в банке в виде цифровых записей [5].

В результате чего, во избежание недоразумений в правоприменительной практике завещательных распоряжений, имеется необходимость внесения дополнений в статью 1128 ГК РФ положением, которое устанавливало бы запрет на распоряжение вкладами в иностранной валюте, металлическими счетами, в том числе обезличенными, в упрощенном порядке.

В результате изложенного можно сделать вывод, что при определении правил наследования «денежных средств», располагающихся на банковских счетах, законодатель ограничил принцип свободы завещания[7].

Интересным фактом является подтверждающего данную проблематику является французское законодательство.

Французское законодательство достаточно скептически относится к наследственному праву, а именно к формированию наследственного договора. Оно приходит к отказу от него, так как не признает его сдержанно относится к его ведению [7].

Во французском гражданском праве категорический запрет на признание, и заключение наследственных договоров следовал из норм о пороках сделок, а именно, из принципиального запрета.

Данный запрет предполагает, что в отношении наследства не могут заключаться распоряжения, и через них нельзя отказаться от них.

Статья 791 ГК Франции гласит о том, что есть определенное положение, которое запрещает отказ в брачном договоре от наследства в период жизни наследодателя.

Статья 1389 ГК Франции в рамках установления границ договорной свободы при заключении брачного договора определяет, что супруги не могут устанавливать договорные правила, которыми бы изменялся порядок наследования [7].

В последние годы французское законодательство претерпело определённые изменения в отношении признания наследственных договоров. Основным катализатором изменений являются не внутренние причины, т.е. не те обстоятельства и условия, которые диктуются текущей внутренней правовой практикой и развитием юридической науки, а внешние требования унификации законодательства стран ЕС.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ в ред. от 23.05.2016 № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». 
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ в ред. от 03.07.2016 № 333-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». 
3. Ахмадуллина Е. И. Подназначение наследника как особый вид завещательного распоряжения // Студенческая наука XXI века, 2016. № 1-2 (8). С. 273-276. 
4. Блинков О. Е. Наследование имущества на счетах в банках // Банковское право, 2017. № 5.
5. Schellhammer K. Erbrecht nach Anspruchsgrundlagen. – 3 neu bearb. Aufl Heidelberg [u.a.]: Müller, 2019. – S. 243. 
6. Stade S. Die EU-Erbrechtsverordnung aus französischer Sicht // Erbrechtspraxis ZErb. – 2015. – № 3. – S. 69-78. 
7. Ulrich J. Der Erbvertrag als Problem von Rechtswissenschaft: eine rechtswissenschaftsgeschichtl iche Untersuchung vor dem Hintergrund der Geschichte eines allgemeinen Vertragsbegriffs. – Tübingen: Mohr Siebeck, 2017. – S. 470.