Проблемы жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(143)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(143)
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения
Актуальность данной статьи определяется текущим кризисным положением жилищно-коммунального хозяйства, сложившегося в результате неэффективной системы управления, высоких затрат, отсутствия экономических стимулов для снижения затрат при оказании жилищно-коммунальных услуг, недостаточного развития конкурентной среды, высокий уровень износа капитала, неэффективная работа предприятий, большие потери энергии, воды и других ресурсов.
Содержание комплекса жилищно-коммунальных услуг в текущем состоянии не эффективно для потребителей бытовых услуг и бюджетной сферы. Проблема усугубляется огромным объемом задолженности, накопленной в жилищно-коммунальном хозяйстве. Для преодоления системного кризиса в промышленности, а также устойчивого функционирования необходимо развивать перспективные направления модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
Этот процесс требует целенаправленных действий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Рассматривая сферу ЖКХ с точки зрения экономического аспекта, можно сделать вывод о том, что данный рынок слабо конкурентный с наличием больших входных барьеров для новых компаний, поэтому в большинстве случаев баланс цена — качество по прежнему склоняется в пользу бизнес-структур.
Поскольку услуги жилищно-коммунального хозяйства являются социально значимыми, важно рассмотреть состояние сферы ЖКХ с точки зрения социального аспекта. В данном аспекте можно выделить следующие особенности.
1. Высокий уровень неудовлетворенности граждан состоянием ЖКХ. По данным исследования ВЦИОМ, недовольство состоянием ЖКХ выражают две трети опрошенных граждан [16].
2. Значительная доля граждан оценивает качество услуг ЖКХ как низкое, треть россиян, проживающих в многоквартирных домах, оценивает качество как удовлетворительное, треть — как низкое, при этом существенных изменений ситуации за последние годы большинство не наблюдает.
3. Низкое доверие к отрасли ЖКХ. Каждый пятый гражданин считает, что расчеты в квитанциях об оплате услуг завышены.
4. Низкая информированность жителей. Например, информацией о сроках проведения капитального ремонта многоквартирного дома владеет менее 75 % собственников.
5. Рост тарифов ощущают подавляющее большинство граждан. Каждое повышение платы за жилищно-коммунальные услуги вызывает недовольство и чувство несправедливости.
6. Низкий уровень самоорганизации населения в решении вопросов ЖКХ. Граждане, несмотря на высказываемое недовольство, редко проявляют активность и инициативность в решении вопросов улучшения качества оказываемых услуг путем реализации своих прав как собственников многоквартирного дома.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в отрасли, общество по-прежнему отрицательно оценивает работу сферы жилищно-коммунального хозяйства. Вопросы населения относительно качества и ценообразования в ЖКХ регулярно продолжают звучать на профильных совещаниях органов власти.
Для того чтобы дать текущую оценку состоянию сферы ЖКХ с точки зрения экологического аспекта, можно проанализировать стратегические направления развития государственной политики в данном направлении. Одним из значимых стратегических документов Правительства РФ является Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (майский указ — 2018).
Из анализа положений данного указа можно выделить следующие ключевые показатели состояния сферы ЖКХ с точки зрения экологического аспекта:
- высокая степень загрязнения сточных вод;
- низкое качество питьевой воды;
- малый объем генерации энергии на основе возобновляемых источников;
- отсутствие современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности;
- болыное количество неликвидированных опасных объектов накопленного экологического вреда;
- отсутствие комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены;
- отсутствие условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;
- отсутствие системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
С точки зрения экологического аспекта трудно дать оценку состоянию сферы жилищно-коммунального хозяйства, но однозначно можно отметить, что еще много задач необходимо решать в данном направлении.
Вопросы, связанные с решением проблем в сфере ЖКХ, имеют особую важность. Ведь от того, насколько прозрачно и слаженно работает система жилищно-коммунального хозяйства, зависит комфорт граждан в городской среде. Существенные изменения в этой сфере происходят с внедрением технологий, которые должны помочь ЖКХ выйти на новый уровень, а управляющим компаниям облегчить процесс управления.
На сегодняшний день уже реализовано множество интересных и перспективных региональных и муниципальных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности организаций в сфере ЖКХ. Как применение цифровых технологий повысит качество и эффективность работы предприятий и организаций данной отрасли? Существуют конкретные технологии, которые используются для автоматизации разных функций: прогнозирования и моделирования, начисления за ЖКУ и приёма платежей, документооборота и др. К примеру, современные ПУ – приборы учёта, подключённые при помощи каналов передачи информации к системам мониторинга, позволяют автоматически снимать показания со счётчиков и передавать их в информационные системы. В этих системах на основе полученных данных происходит начисление платы за ЖКУ [3]. Такая технология избавит работников управляющих компаний от необходимости ежемесячно проверять счётчики в каждой квартире, а у жильцов не будет возможности «обмануть» прибор ради экономии денежных средств.
Технологии, основанные на искусственном интеллекте, способны повысить эффективность мониторинга и управления объектами инфраструктуры. Доказательством тому является применение BIM-технологий – создание «цифровых двойников» многоквартирных домов и объектов коммунальной инфраструктуры, соединённых с умными датчиками, установленными на самих объектах. Умные датчики, подающие сигнал в систему, позволят мгновенно выявлять аварии или предаварийные ситуации на каком-либо участке, а цифровая модель всех имеющихся коммуникаций – увидеть, какой объект требует ремонта, каково его состояние на данный момент.
Многие ошибочно считают, что BIM – это технология, которую применяют исключительно на этапе проектирования зданий и сооружений. Но это далеко не так, потому что процесс информационного моделирования можно применять на всех стадиях жизненного цикла объектов недвижимости. Особенно полезен этот процесс для объектов, находящихся в эксплуатации, поскольку получаемая модель содержит всю необходимую информацию для решения задач, поставленных управляющей компанией. Однако использование информационного моделирования на этапе эксплуатации недвижимости почему-то пока не пользуется популярностью несмотря на то, что при работе с существующими объектами технология BIM даёт больше возможностей, например:
1. Моделировать изменения в конструкции здания.
2. Отслеживать текущее состояние многоквартирного дома и вовремя реставрировать его.
3. Грамотно эксплуатировать здание и распоряжаться имеющейся информацией о нём.
Кроме перечисленных во введении проблем в сфере ЖКХ, существует ещё одна значительная проблема, которая сдерживает процесс развития цифровизации в данной отрасли.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» управляющие компании должны размещать о себе информацию на своих официальных сайтах, в том числе информацию об услугах, тарифах и вести бухгалтерскую отчётность. Проблема заключается в том, что не все организации занимаются этим, более того не у каждой компании есть сайт.
В связи с неэффективным использованием бюджетных средств, отсутствием актуальных механизмов управления жильем, государственной и муниципальной монополией в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, высоким уровнем износа жилого фонда в России была запущена реформа ЖКХ [3].
В результате реформирования во многих муниципальных образованиях сформированы службы заказчика на работы по содержанию и ремонту жилфонда. Некоторыми жилищно-эксплуатационными организациями был получен статус подрядных государственных или муниципальных. Параллельно с государственными появились коммерческие фирмы и организации. Была проведена большая работа по формированию эффективной системы выдачи малообеспеченным гражданам субсидий. Вместе с этим приняты меры по реформированию сферы ЖКХ, но они были не столь действенными, как в жилищной сфере
Тем не менее, проведение вышеперечисленных мероприятий и их результаты говорят, что целей, поставленных перед началом проведения реформы, не удалось достичь: не улучшилась работа жилищных организаций и не повысился уровень обслуживания горожан. Выявлены значительные пробелы в организации и проведении реформы. Недостаточная комплексность реформы привела к тому, что основное внимание было уделено реформированию хозяйства, но весьма незначительными явились меры по реформированию коммунального сектора муниципального образования. Недостаточно проработаны аспекты регулирования капремонта жилфонда. Не установлены организационно-экономические основы и возможности проведения капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда муниципального образования в актуальных условиях.
На большей части территорий конкурентная среда в области ЖКХ фактически не создана. Экономико-управленческие службы государственных жилищных предприятий демонстрируют свою несостоятельность относительно работы в новых условиях, они не готовы проводить самостоятельную экономическую политику, формировать современную систему менеджмента и маркетинга, изучать рынок и заниматься поиском новых источников доходов.
Недавно имело место отрицательное изменение экономических условий работы организаций ЖКХ в связи с резким падением уровня доходов населения. Предприятиями сферы ЖКХ, не имеющими достаточных доходов от предоставляемых услуг, не производились инвестиции в основные производственные фонды в масштабах, достаточных для развития инфраструктуры и ее поддержки. Следствием этого явился ряд проблем, среди которых прежде всего можно выделить недостаточное развитие систем ЖКХ для покрытия растущих потребностей общества, неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов, высокий процент морального и физического износа и др.
Физический и моральный износ тепловых сетей и энергетического оборудования на объектах коммунальной инфраструктуры по стране выше 60%. Как следствие, увеличивается количество внеплановых отключений потребителей, растет энергоемкость производства тепловой энергии за счет использования дорогостоящего и неэкологичного топлива (мазут и дизель), увеличиваются тарифы на электро- и теплоэнергию для частных и коммерческих потребителей, обостряется нехватка электрической и тепловой энергии на фоне развития муниципальных образований и роста числа потребителей. Все перечисленные в статье пробелы создают достаточно серьезные предпосылки для проведения модернизации сферы ЖКХ в России.
Основными проблемами жилищно – коммунального хозяйства являются недостаточно эффективное правовое регулирование и низкий уровень качества управления в отрасли. Сфера ЖКХ находится еще пока в неудовлетворительном состоянии, но стоит отметить наметившиеся положительные тенденции по отдельным направлениям.
Полученные данные о текущем состоянии сферы жилищно-коммунального хозяйства имеют практическую значимость в вопросах повышения эффективности работы предприятий сферы. Практическая значимость заключается в том, что предложенные мероприятия могут быть использованы для определения первоочередных путей повышения эффективности и решения проблем в отрасли.