Статья:

Особенности заключения и содержания договора об оказании платных образовательных услуг

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(143)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Протасова И.Т. Особенности заключения и содержания договора об оказании платных образовательных услуг // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 7(143). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/143/87666 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности заключения и содержания договора об оказании платных образовательных услуг

Протасова Ирина Тимуровна
магистрант, Южный университет (ИУБиП), РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности договора об образовании, который относится к договорам возмездного оказания услуг, которому посвящена глава 39 ГК РФ, и является консенсуальным, т. е. считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Таким образом, глава 39 ГК РФ содержит общие нормы о договоре об образовании, а ст. 54 «Закона об образовании в РФ» (далее Закон об образовании) — специальные .

 

Ключевые слова: договор, образование, платные образовательные услуги.

 

Рассматривая место Договора о предоставлении платных образовательных услуг среди других договоров об оказании услуг, отмечается, что он относится к числу договоров об оказании фактических услуг. На этом основании он будет отличаться от сделок, которые составляют группу соглашений об оказании услуг юридического характера, и сделок, сочетающих совершение фактических и юридических действий. Особенности предмета рассматриваемого соглашения позволяют отличать его от других договоров о предоставлении фактических услуг, в том числе близких ему по содержанию, в частности от договора консалтинга, договора на информационное обслуживание и тому подобное[2, с.78].

Цель статьи – рассмотреть особенности заключения и содержания договороа об оказании платных образовательных услуг.

Изложение материала.

Давая правовую характеристику договора о предоставлении платных образовательных услуг, отмечается, что он является двусторонним, консенсуальным, возмездным. Обосновывается возможность применения к нему категории договора в пользу третьего лица. Также указывается на необходимость отнесения договора об оказании платных образовательных услуг к числу предпринимательских договоров и на необходимость применения к договору о предоставлении платных образовательных услуг в узком понимании категорий договора присоединения и публичного договора, как правовых средств, которые обеспечивают защиту прав потребителей таких услуг. Данные правовые конструкции могут также применяться и к договору о предоставлении платных образовательных услуг в широком смысле.

В юридической литературе услуги, образовательные услуги в частности, как объекты гражданских прав рассматривались в работах М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, А.Г. Калпина, А.И. Масляева, И.А. Дроздова, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, Ю.Х. Калмыкова, O.A.Красавчикова, М.В. Кротова, В.Ф. Попондопуло, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, др.

Существующий порядок установления отношений по поводу получения платного образования еще отражает специфику публично-правового регулирования образовательной сферы, которая была присуща советскому периоду. Этот порядок не соответствует тому, что платные образовательные услуги относятся к объектам гражданского права и в основе установления отношений по их поводу лежит именно договор о предоставлении платных образовательных услуг. Это обусловливает необходимость реформирования в этой сфере, которое должно идти по пути распространения норм гражданского права на нормы законодательства об образовании. В связи с этим автор предпринимает попытку разработать соответствующий правовой механизм установления отношений по поводу платных образовательных услуг[3,с .106].

Прежде всего, в работе раскрывается содержание основных стадий заключения договора. Это делается и для того, чтобы дать правовую оценку того, какие действия существующего способа установления отношений могут быть включены в соответствующие стадии. Отмечается, что порядок заключения рассматриваемого соглашения будет иметь особенности в связи с его распределением на договоры о предоставлении платных образовательных услуг в узком и широком значении, а также возможностями применения конструкций договора в пользу третьего лица, публичного договора и Договора о присоединении.

При заключении договора об оказании платных образовательных услуг в широком смысле в зависимости от того, кто будет выступать в роли оферента, возможны два варианта. Если в роли оферента выступит заказчик, то договор будет заключаться по общим правилам, предусмотренным ГК РФ. Случай выступления с офертой ВУЗ будет охватывать организацию платных курсов, семинаров, лекториев и т.п. предложение заключить договор в данном случае будет подчиняться правилам о публичной оферте. Заключение сделки будет происходить путем присоединения к заранее установленным условиям[4,с .89].

Рассматривая порядок заключения договора о предоставлении платных образовательных услуг в узком смысле, указывается, что в данном случае с предложением может выступать исключительно ВУЗ, что следует из присоединительного характера данной сделки. Проводя анализ существующего порядка установления отношений по поводу получения образования, делается вывод о том, что объявления о наборе на обучение может рассматриваться как публичная оферта только в случае устранения некоторых формальных недостатков. Анализируя дальнейшие этапы данного порядка предложено считать возможным вариант, при котором вступительные испытания могут не проводиться вообще. Необходимость в их проведении может охватываться случаями, когда лиц, откликнувшихся на предложение, окажется больше, чем мест для обучения, установленных лицензией, или когда ВУЗ ставит задачу выяснять уровень подготовленности лица как необходимую предпосылку для потребления будущих услуг. Отмечается, что ВУЗ может обратиться с офертой к конкретному лицу. В таком случае заключение договора будет подчиняться общим правилам гражданского права[3,с .106].

В данном случае договор рассматривается как правоотношение, а потому его содержание характеризуется субъективными правами и юридическими обязанностями сторон. Состав соответствующих прав и обязанностей будет вытекать из характера договора о предоставлении платных образовательных услуг.

Говоря об обязанностях исполнителя, отмечается, что его основной обязанностью будет предоставление образовательных услуг путем осуществления определенной деятельности. Исходя из понятия образовательной услуги, в данную деятельность будет включаться: проведение мероприятий учебного, методического, организационного и материально-технического характера; проведение контрольных мероприятий; проведение мероприятий, направленных на удостоверение полученного лицом уровня знаний. Дальнейшему рассмотрению подлежит обязанность исполнителя предоставлять услуги в надлежащий срок, в надлежащем месте, а также обязанность личного исполнения договора. Говоря о правах исполнителя, можно сказать, что ему принадлежат права требовать исполнения соответствующих обязанностей от заказчика, отказаться от договора в одностороннем порядке, а также в определенных случаях не приступать к выполнению договора.

Рассматривая права и обязанности заказчика, отмечается, что основными его обязанностями будут обязанности оплатить услугу и принять личное участие в ее потреблении. Необходимо предупреждать о повышении цены договора не позднее чем за семестр. Правом заказчика является право требовать от исполнителя выполнения соответствующих обязанностей, а также право в одностороннем порядке отказаться от договора.

Рассматривая вопросы ответственности в образовательной сфере, отмечается, что действующее законодательство об образовании предусматривает преимущественно дисциплинарную ответственность обучающихся. Возникает необходимость в выяснении общих основ применения мер гражданской ответственности к лицам, которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по договору о предоставлении платных образовательных услуг. Также необходимо выяснить, какие меры должны применяться к нарушителям в соответствующих случаях.

Существует необходимость отнесения к составу убытков заказчика услуг морального вреда. Это связано с тем, что в некоторых случаях невыполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем своих обязанностей по договору может привести к значительным потерям неимущественного характера (например, потеря времени), которые не входят в состав прямых убытков и неполученной выгоды, но должны быть возмещены. Говоря о вине исполнителя, допускается возможность возложения на него ответственности без вины[3,с .106].

Рассматривая формы ответственности, отмечается, что основной ее формой выступает возмещение убытков. Вместе с возмещением нанесенного ущерба в данном договоре может быть применена и уплата неустойки. Указывается на необходимость применения правил о неустойке во всех случаях, когда определить размер ущерба будет трудно. При этом неустойка, применяемая к исполнителю по договору, должна быть штрафной, что обеспечит дополнительную охрану прав потребителей платных образовательных услуг.

Выводы.

Ранее образование длительное время принадлежало к так называемой “непроизводственной сфере”, что не позволяло говорить о ее продукте как о товаре, поскольку стоимость, как обязательное свойство товара, связывается только с производством. В связи с этим было невозможным отнесение образовательных услуг к числу объектов гражданского права, и для регулирования отношений в отношении образования применялись публично-правовые нормы. Однако уже в советский период начинают пересматриваться экономические подходы к содержанию этой сферы. Специалисты по политической экономике и философии предлагают, наряду с материальным, выделять и нематериальное (духовное) производство. Результатом последнего является идеальный продукт, который должен рассматриваться как обычный товар.

Сейчас можно говорить о том, что образовательные услуги имеют наряду с другими товарами стоимость, поскольку для их предоставления нужна соответствующая материально-техническая база, проведение различных организационных мероприятий, труд профессорско-преподавательского состава. Образование также пользуется повышенным спросом. Это связано с объективными социально-экономическими факторами, определяющими возможность занять более высокое место в обществе и иметь более высокую оплату труда теми лицами, которые имеют тот уровень знаний, что отвечает существующим потребностям. При этом постоянное развитие производства требует постоянного повышения имеющегося образовательного уровня. В связи с этим, к числу отношений, которые требуют частноправового регулирования должны входить отношения, связанные с получением образования и потреблением других образовательных услуг.

 

Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996. - С. 460 - 464.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 32. - Ст. 3101.
3. Белов В.А. Гражданское право: Общая часть: Учебник. - М.: АО Центр «ЮрИнфоР», 2019. - 123 с.
4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - Изд. 3-е, стер. - М.: Статут, 2018. - 1038 с.