Платные образовательные услуги как объект гражданских прав
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(143)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(143)
Платные образовательные услуги как объект гражданских прав
Аннотация. В статье рассмотрены особенности платных образовательных услуги как объект гражданских прав, которому посвящена глава 39 ГК РФ, и является консенсуальным, т. е. считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Таким образом, глава 39 ГК РФ содержит общие нормы о договоре об образовании, а ст. 54 «Закона об образовании в РФ» (далее Закон об образовании) — специальные .
Ключевые слова: договор, образование, платные образовательные услуги.
Ранее образование длительное время принадлежало к так называемой “непроизводственной сфере”, что не позволяло говорить о ее продукте как о товаре, поскольку стоимость, как обязательное свойство товара, связывается только с производством. В связи с этим было невозможным отнесение образовательных услуг к числу объектов гражданского права, и для регулирования отношений в отношении образования применялись публично-правовые нормы. Однако уже в советский период начинают пересматриваться экономические подходы к содержанию этой сферы. Специалисты по политической экономике и философии предлагают, наряду с материальным, выделять и нематериальное (духовное) производство. Результатом последнего является идеальный продукт, который должен рассматриваться как обычный товар.
В юридической литературе услуги, образовательные услуги в частности, как объекты гражданских прав рассматривались в работах М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, А.Г. Калпина, А.И. Масляева, И.А. Дроздова, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, Ю.Х. Калмыкова, O.A.Красавчикова, М.В. Кротова, В.Ф. Попондопуло, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, др.
Цель статьи – рассмотреть платные образовательные услуги как объект гражданских прав.
Сейчас можно говорить о том, что образовательные услуги имеют наряду с другими товарами стоимость, поскольку для их предоставления нужна соответствующая материально-техническая база, проведение различных организационных мероприятий, труд профессорско-преподавательского состава. Образование также пользуется повышенным спросом. Это связано с объективными социально-экономическими факторами, определяющими возможность занять более высокое место в обществе и иметь более высокую оплату труда теми лицами, которые имеют тот уровень знаний, что отвечает существующим потребностям. При этом постоянное развитие производства требует постоянного повышения имеющегося образовательного уровня. В связи с этим, к числу отношений, которые требуют частноправового регулирования должны входить отношения, связанные с получением образования и потреблением других образовательных услуг.
Поскольку раньше отношения в образовательной сфере регулировались исключительно публично-правовыми нормами, то гражданско-правовые аспекты деятельности высшей школы по оказанию образовательных услуг не исследовались.
Платные образовательные услуги являются самостоятельным объектом гражданского права[3, с. 109].
Договор об оказании платных образовательных услуг – это соглашение, согласно которому исполнитель обязуется предоставить образовательные услуги путем осуществления мероприятий учебного, методического, организационного и материально-технического характера, объем, содержание и характер которых должны соответствовать государственным стандартам образования и/или в соглашении сторон, а в предусмотренных законодательством случаях подтвердить уровень и объем полученных знаний заказчиком, а заказчик обязуется принимать личное и активное участие в потреблении оказанных услуг и оплатить указанную деятельность.
Услугу можно определить как такую деятельность исполнителя, которая не имеет имущественного, а тем более овеществленной, воплощение и является результатом, неотделимым от самой деятельности, не может гарантироваться исполнителем и потребляется заказчиком непосредственно в момент осуществления деятельности путем как осмысление факта ее полезности, так и путем определенного поведения, при наличии фактических и юридических возможностей для потребления результата[4, с. 86].
Все образовательные услуги в зависимости от личности исполнителя, объема, характера и порядка предоставления услуги, а также средства формализации достигнутого результата могут рассматриваться как образовательные услуги в узком и широком смысле:
а) образовательная услуга в широком смысле – это деятельность лица, которая обладает необходимыми знаниями, что выражается в осуществлении мероприятий учебного, методического, организационного и материально-технического характера, объем, содержание и характер которых должны соответствовать потребностям заказчика, результат которой не имеет материального воплощения, неразрывно связан с самой деятельностью и потребляется заказчиком в процессе личного и активного участия в процессе ее осуществления при наличии у него возможности для этого;
б) образовательная услуга в узком значении – это деятельность специально уполномоченного субъекта (исполнителя), обусловлено конституционным правом граждан на образование, которая выражается в осуществлении мероприятий учебного, методического, организационного и материально-технического характера, объем, содержание и характер которых должны соответствовать государственным стандартам образования, результат которой не имеет материального воплощения, неразрывно связан с самой деятельностью и потребляется ее заказчиком в процессе личного и активного участия в процессе ее осуществления при наличии у него возможности для этого, с последующим надлежащим документальным удостоверением полученного образования (объема усвоенных знаний).
Объем, содержание и характер платных образовательных услуг могут зависеть от формы обучения; структуры образования; образовательно-квалификационного уровня; уровня аккредитации образовательного учреждения; профиля последнего, а также того, который образовательно-квалификационный уровень (как вообще, так и с определенной специальности) уже имеет тот, кто учится[3, с. 109].
Договор о предоставлении платных образовательных услуг является самостоятельной сделкой. Он является возмездным, консенсуальным и двусторонним. Он может быть отнесен к категории договоров в пользу третьих лиц. Также этот договор относится к предпринимательским договорам. К договору о предоставлении платных образовательных услуг в узком понимании применяются конструкции договора о присоединении и публичного договора.
Выводы. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора о предоставлении платных образовательных услуг должна заключаться общим нормам гражданского законодательства. К особенностям в данном случае можно отнести то, что в отношении исполнителя допускается применение принципа ответственности без вины. Исполнитель может быть обязан возмещать моральный вред, причиненный заказчику. Считается целесообразным использование штрафной неустойки как формы ответственности за невыполнение высшим учреждением образования некоторых обязанностей.