Статья:

О франчайзинге в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(144)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Садовина Ю.В. О франчайзинге в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 8(144). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/144/87793 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О франчайзинге в Российской Федерации

Садовина Юлия Витальевна
магистрант, Образовательное частное учреждение высшего образования Международный юридический институт, РФ, г. Москва
Глотов Сергей Александрович
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор, Образовательное частное учреждение высшего образования Международный юридический институт, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье авторы проводят анализ правовой природы договоров коммерческой концессии и франчайзинга.

 

Ключевые слова: договор франчайзинга, договор коммерческой концессии, анализ правовой природы.

 

В доктрине права достаточное время ведутся споры о соотношении договоров коммерческой концессии и франчайзинга. В мировой практике явление франчайзинга приобрело свои особенности и характерные черты, поэтому как такового единого определения не сложилось. Наиболее полным и точным, по нашему мнению, является определение франчайзинга, предложенное Н.Г. Вилковой: «франчайзинг обычно определяется как соглашение, согласно которому франчайзер предоставляет франчайзи в обмен на прямую или косвенную финансовую компенсацию право на использование комплекса прав промышленной или интеллектуальной собственности, относящихся, главным образом, к ноу-хау и коммерческим символам, а также на получение коммерческого или технического содействия в течение срока действия контракт» [1, с. 243].

Российские хозяйствующие субъекты достаточно активно пользуются франчайзингом, несмотря на то, что как способ организации и ведения бизнеса, он не получил непосредственного закрепления в законодательстве Российской Федерации. Анализируя нормы действующего гражданского законодательства, а именно нормы 54 главы ГК РФ, в которых закреплены основные положения о договоре коммерческой концессии, можно прийти к выводу о том, отношения, по своей правовой природе и сущности являются франчайзинговыми. Это актуализирует вопрос о соотношении договоров франчайзинга и коммерческой концессии.

Попытки ввести и кодифицровать законодательство о франчайзинге уже предпринимались законодателем. Так, в 2016 году Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассматривала проект Федерального закона «О франчайзинге» № 503845-6. Принятие данного акта могло раз и навсегда разрешить существующие споры относительно соотношения рассматриваемых договоров, так как были бы полностью разграничены понятия франчайзинга и коммерческой концессии. Законопроект был отклонён, поскольку Государственная Дума сочла предложенный законопроект рецепцией иностранного законодательства, которое не может вписаться в российскую правовую систему, вопреки ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак (знак обслуживания), а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Не трудно отметить сходство передаваемого комплекса прав, что по договору коммерческой концессии что по договору франчайзинга. В этой связи исследователи говорят о том, что понятие «франчайзинг» является тождественным понятию «коммерческая концессия» [2, с. 686]. Н.К. Змиренкова придерживается противоположной точки зрения и считает, что договоры совершенно разными. П.Е. Забелин указывает на тот факт, что договор коммерческой концессии франчайзингом не является, хотя и несёт в себе некие его элементы, и что коммерческая концессия выступает аналогом одной из разновидностей франчайзинга [3, с. 103]. Данную точку зрения можно считать наиболее удачной и правильной, поскольку она опирается на историческое развитие в законодательстве институтов франчайзинга и коммерческой концессии. Англия и США стали использовать подобные конструкции договора коммерческой концессии ещё в 18-19 веках, которые впоследствии перекочевали во Францию в начале 20 века и довольно быстро стали популярны. Договор коммерческой концессии представлял собой соглашение, в силу которого одна сторона закупала у другой стороны товары, изготовленные или приобретённые последней с целью их перепродажи в пределах определённой территории. Таким образом, предметом договора было исключительное право на реализацию (продажу) товара. В таком виде договор коммерческой концессии ныне используется на территории Франции, Швейцарии и Бельгии.

Дальнейшее развитие рыночных отношений обусловило получение одним из субъектов договора коммерческой концессии права на самостоятельное производство и продажу продукции другого субъекта. При этом стороны заранее согласовывали условие, в соответствии с которым производимая продукция выпускалась по определённой технологии и реализовывалась под определённым фирменным знаком. По истечение определённого времени достижение сторонами соглашения о передаче права на средство индивидуализации стало строго обязательным, что привело к возникновению самостоятельного договора – договора торгово-распределительного франчайзинга, по которому одна сторона получала право выходить на рынок с товаром собственного производства, используя при этом товарный знак своего контрагента.

Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что договор франчайзинга выделился из договора коммерческой концессии, поскольку изначально сторона – правообладатель средств индивидуализации, не предоставляла другой стороне – пользователю, права на их использование в своей предпринимательской деятельности. Франчайзинг предполагает более высокий и тесный уровень взаимодействия между обладателем прав и предпринимателем, получающим право на использование исключительных прав, в том числе императивно установленную поддержку (оказание пользователю постоянного технического и консультативного содействия) и контроль за действиями последнего [4, с. 32].

Правовая природа рассматриваемых договоров говорит об их тесной связи и одновременно позволяет опровергнуть их тождественность. Доказательством того, что договор коммерческой концессии не является равнозначным договору франчайзинга, является, что в некоторых государствах используются обе договорные конструкции. Коммерческая концессия по своему содержанию, объёму прав и обязанностей сторон приравнивается к дистрибьюторскому соглашению. При этом, если в предмет соглашения включается право на использование фирменного наименования производителя, соглашение автоматически становится договором франчайзинга. Соответственно, основным отличием рассматриваемых договоров является объём передаваемых по ним прав (в договоре франчайзинга прав больше).

По договору коммерческой концессии одна сторона приобретает право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих контрагенту. Очевидно, что законодатель под договором коммерческой концессии подразумевает договор франчайзинга. Выбранное им понятие «договор коммерческой концессии» не соответствует сущности и содержанию регулируемых им отношений.

Существующие различия в понимании природы заключаемого сторонами договора может повлечь негативные последствия для них. Особенно это касается отношений с участием иностранных предпринимателей. Для устранения существующего правового пробела и минимизации рисков участников гражданского оборота, следует привести терминологию, используемую в главе 54 ГК РФ, в соответствие с содержанием регулируемых отношений.

Хоть франчайзинг не имеет законодательного регулирования в России, правовые основы регулирования отношений франчайзинга всё же содержатся в главе 54 ГК РФ, посвящённой договору коммерческой концессии. Однако договор коммерческой концессии договором франчайзинга не является.

 

Список литературы:
1. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте.  М.: Статут, 2002.
2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Н. Садикова.  М.: Контакт, 2008. 
3. Забелин П.Е. Соотношение договора коммерческой концессии с договором франчайзинга // Юристъ-Правоведъ. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2011, № 4. С. 100-104.
4. Лаптев Г.А. Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности // Юрист. 2014. № 11. С. 31-33.