Проблемы формирования стратегии инновационного развития предприятия
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(145)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(145)
Проблемы формирования стратегии инновационного развития предприятия
В рамках инновационного развития важное значение имеет планирование НИОКР. Два главных направления, по которым принимаются решения в ходе планирования НИОКР это: отбор проектов в портфель и распределение ресурсов.
Первое направление — отбор проектов в портфель НИОКР — имеет свою специфику. Компания, вкладывающая большие средства в исследования и разработки, по существу вовлечена в два вида деятельности (два вида бизнеса):
1) основную (операционную) деятельность, которая состоит в преобразовании исходных ресурсов согласно целям предприятия в готовую продукцию, удовлетворяющую запросы потребителей;
2) неосновную научно-техническую деятельность, результатом которой является новые техника и технология, которые могут стать предметом дальнейшей коммерциализации и обеспечить устойчивое и эффективное развитие предприятия в будущем.
Концепция двойного бизнеса обеспечивает максимальное использование вложений в научно-техническое развитие. При отборе проектов они делятся на четыре типа:
1 тип – проекты, тесно связанные с формальной программой и могут быть включены в план при условии достаточности потенциала;
2 тип – проекты, не соответствующие плану, но являющиеся многообещающими.
3 тип – проекты, не подходящие для существующего плана и не оправдывающие его изменения, однако имеющие коммерческую ценность.
4 тип – проекты, не имеющие перспектив и не соответствующие имеющимся возможностям. Должны быть прекращены.
Принципы принятия решений относительно НИОКР:
• Принятие таких решений должно быть интегрировано в общую модель принятия управленческих решений на предприятии;
• Решения должны приниматься не только исходя из параметров каждого отдельного проекта, но и с учетом их вклада в конечные результаты деятельности предприятия.
Второе направление — выделение ресурсов. Ресурсы ограничены. Выделение ресурсов – задача стратегическая. Выделенные средства должны позволить предприятию не отстать от других, максимально возможные расходы несут предприятия, которые видят свое будущее в достижении или сохранении научно-технического лидерства.
В целом, о преимуществах и недостатках работы АО «ЦНИИмаш» можно судить по результатам SWOT-анализа системы управления.
Сильные стороны: высокий уровень известности, эффективная система логистики, высокий уровень сервиса, проведение маркетинговых исследований, эффективная система управления, высокая квалификация персонала, большой срок работы на рынке.
Слабые стороны: низкая маркетинговая активность; слабая работа по формированию лояльности партнеров (поставщиков и потребителей); относительно небольшие ремонтные площади; недостаточно эффективная система обучения персонала.
Возможности: высокая репутация и доверие к предприятию; сохранение доходов у части населения в условиях кризиса и постепенный выход предприятия из кризиса.
Угрозы: насыщение инновационного рынка; влияние кризиса на доходы населения; колебания курсов валют.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что развитие преимуществ организации связано в первую очередь с внутренними изменениями: постановкой стратегических целей, разработкой стратегических документов и формированием системы управления персоналом в рамках концепции маркетинга. Политика общественных связей компании должна основываться не на слепой вере в информационную прозрачность и исполнении желаний потребителе, а в первую очередь на кратко-, средне- и долгосрочных целях, и задачах бизнеса, и стратегиях его развития.