Статья:

Проблемы формирования стратегии инновационного развития предприятия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(145)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Суханова А.С. Проблемы формирования стратегии инновационного развития предприятия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 9(145). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/145/87962 (дата обращения: 12.05.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы формирования стратегии инновационного развития предприятия

Суханова Анна Сергеевна
магистрант, Московский авиационный институт, РФ, г. Москва
Внучков Юрий Андреевич
научный руководитель, доцент, канд. экон. наук, Московский авиационный институт, РФ, г. Москва

 

В рамках инновационного развития важное значение имеет планирование НИОКР. Два главных направления, по которым принимаются решения в ходе планирования НИОКР это: отбор проектов в портфель и распределение ресурсов.

Первое направление — отбор проектов в портфель НИОКР — имеет свою специфику. Компания, вкладывающая большие средства в исследования и разработки, по существу вовлечена в два вида деятельности (два вида бизнеса):

1) основную (операционную) деятельность, которая состоит в преобразовании исходных ресурсов согласно целям предприятия в готовую продукцию, удовлетворяющую запросы потребителей;

2) неосновную научно-техническую деятельность, результатом которой является новые техника и технология, которые могут стать предметом дальнейшей коммерциализации и обеспечить устойчивое и эффективное развитие предприятия в будущем.

Концепция двойного бизнеса обеспечивает максимальное использование вложений в научно-техническое развитие. При отборе проектов они делятся на четыре типа:

1 тип – проекты, тесно связанные с формальной программой и могут быть включены в план при условии достаточности потенциала;

2 тип – проекты, не соответствующие плану, но являющиеся многообещающими.

3 тип – проекты, не подходящие для существующего плана и не оправдывающие его изменения, однако имеющие коммерческую ценность.

4 тип – проекты, не имеющие перспектив и не соответствующие имеющимся возможностям. Должны быть прекращены.

Принципы принятия решений относительно НИОКР:

• Принятие таких решений должно быть интегрировано в общую модель принятия управленческих решений на предприятии;

• Решения должны приниматься не только исходя из параметров каждого отдельного проекта, но и с учетом их вклада в конечные результаты деятельности предприятия.

Второе направление — выделение ресурсов. Ресурсы ограничены. Выделение ресурсов – задача стратегическая. Выделенные средства должны позволить предприятию не отстать от других, максимально возможные расходы несут предприятия, которые видят свое будущее в достижении или сохранении научно-технического лидерства.

В целом, о преимуществах и недостатках работы АО «ЦНИИмаш» можно судить по результатам SWOT-анализа системы управления.

Сильные стороны: высокий уровень известности, эффективная система логистики, высокий уровень сервиса, проведение маркетинговых исследований, эффективная система управления, высокая квалификация персонала, большой срок работы на рынке.

Слабые стороны: низкая маркетинговая активность; слабая работа по формированию лояльности партнеров (поставщиков и потребителей); относительно небольшие ремонтные площади; недостаточно эффективная система обучения персонала.

Возможности: высокая репутация и доверие к предприятию; сохранение доходов у части населения в условиях кризиса и постепенный выход предприятия из кризиса.

Угрозы: насыщение инновационного рынка; влияние кризиса на доходы населения; колебания курсов валют.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что развитие преимуществ организации связано в первую очередь с внутренними изменениями: постановкой стратегических целей, разработкой стратегических документов и формированием системы управления персоналом в рамках концепции маркетинга. Политика общественных связей компании должна основываться не на слепой вере в информационную прозрачность и исполнении желаний потребителе, а в первую очередь на кратко-, средне- и долгосрочных целях, и задачах бизнеса, и стратегиях его развития.