Статья:

Государственный аудит как метод государственного контроля

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Крикливец С.Д., Щеглов С.С., Дудин А.М. Государственный аудит как метод государственного контроля // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 13(106). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/106/68678 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственный аудит как метод государственного контроля

Крикливец Севастьян Данилович
студент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г Москва
Щеглов Сергей Сергеевич
студент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г Москва
Дудин Александр Максимович
студент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г Москва

 

Аннотация. В данной статье рассматривается государственный аудит его функции и задачи, исследуются правовые основы понятия аудита .

 

Ключевые слова: Государственный аудит, контроль, Счетная палата, функции, задачи, деятельность, целевое назначение.

 

Главным направлением деятельности государства является контроль. Основа функционирования любого государства — бюджетные средства, поэтому важное значение придается контрольной деятельности государственных финансов.

Государственный аудит представляет собой профессиональную деятельность, конечная цель которой – оптимизация эффективности управления государственными финансами. Государственный аудит имеет широкую функциональность и его основное назначение – это контроль и оценка расходования финансов в отдельных органах и учреждениях государственного сектора [4,с.94].

Исходя из основной цели, государственный финансовый аудит выполняет ряд определенных задач:

  • Проверка соответствия планам и сметам расходования бюджетных финансов различными бюджетными учреждениями.
  • Проверка целесообразности предоставляемых бюджетополучателями целевых программ и контроль их исполнения.
  • Обеспечение возврата бюджетополучателями неиспользованных бюджетных финансов.
  • Проверка законности исполнения финансовых операций бюджетополучателями.
  • Проверка своевременного и полного формирования различных целевых фондов бюджетополучателями.

Выполняя задачи государственного финансового аудита, необходимо постоянно придерживаться определенных принципов:

  • Плановость. Данный принцип подразумевает составления плата такого аудита и точного следования ему.
  • Системность. Данный принцип подразумевает определенные интервалы между проверками тех или иных субъектов-бюджетополучателей.
  • Непрерывность. Не допускается проводить государственный финансовый аудит по частям с интервалами времени. Необходимо проводить проверку одним непрерывным процессом.
  • Законность. Все аудиторские процедуры при государственном финансовом аудите должны отвечать нормам действующего законодательства в части проведения аудита. С другой стороны, необходимо проверять деятельность бюджетополучателей на предмет законности проводимых операций с финансами.
  • Объективность. Аудитор должен быть беспристрастным и объективным при проверке деятельности по исполнению бюджета бюджетополучателями. Независимость. Аудитор по результатам аудиторской проверке финансов, выражает собственное и независимое мнения о характере исполнения целевых программ у бюджетополучателей.
  • Гласность. Результаты государственного финансового аудита в обязательном порядке должны быть преданы огласке, так как бюджетные средства – это национальные финансовые ресурсы, к образованию которых причастны граждане государства.

Контроль. Государственный финансовый аудит выполняет функцию контроля при проведении проверок, что необходимо учитывать при проверке каждой операции у бюджетополучателя [3,с.18].

Основным законодательным документом, на который опираются аудиторы, является Федеральный Закон «О счетной палате РФ» [1]. В частности, статья 9 данного Закона подробно регламентирует деятельность аудиторов, требования к ним, их обязанности и полномочия.

Статьи 19-23 отдельно регулируют проведения аудиторских проверок по разным направлениям и объектам. Статья 24 отдельно регламентирует порядок предоставления экспертизы по проверяемым объектам и порядок составления аудиторского заключения [1].

Порядок проведения государственного финансового аудита Государственному финансовому аудиту присущ определенный порядок проведения проверки:

  • Документальная проверка достоверности и целевого назначения различных финансовых операций.
  • Проверка состояния бюджетного учета на объектах проверки.
  • Проверка достоверности показателей бюджетной отчетности.

Проверка целевого назначения расходования вверенных учреждению бюджетных средств.

Государственный Аудит, носит общедоступный характер не предвзятый контроль над деятельностью государственной власти и выполнения поставленных целей и задач. Проблемой государственного аудита является нехватка профессиональных кадров в данной области. Для развития государственного аудита в России нужны высококвалифицированные профессионалы.

Профессиональный государственной  аудитор  должен  владеть базовыми знаниями – экономики, права,  иностранным  языком. Особенно он выделяет затруднения языкового барьера специалистов [2, с.45].                   

А ходе аудита проводится анализ эффективности использования выделенных средств и их целевое использование, выявляются потенциальные угрозы хищения денежных средств. Расходование выделенных из бюджета средств должно быть реализовано с соблюдением принципа максимальной экономии при максимальной результативности. Такой анализ выполняет роль финансового контроллинга расходования средств. По итогам такого обязательного аудита формируется аудиторского заключения по результатам проведенной проверки.

Таким образом, целью государственного аудита можно называть контроль со стороны государства легитимности и эффективности деятельности в области формирования, распределения и использования выделенных из бюджета денежных средств с целью обеспечения эффективности социально-экономического развития государства в целом. Такого рода аудит обеспечивает законность финансово-хозяйственной деятельности государства в целом как участника социально-правовых отношений.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (последняя редакция) "О Счетной палате Российской Федерации"// Консультант Плюс
2. Измоденов А. К., Франц О. Б. Становление и развитие государственного аудита в Российской Федерации // Journal of new economy. 2015. №6 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-gosudarstvennogo-audita-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 26.03.2020).
3. Колиев Л. В. Счетная палата Российской Федерации как орган государственного финансового контроля (аудита). История создания, результаты деятельности // Отечественная юриспруденция. 2018. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/schetnaya-palata-rossiyskoy-federatsii-kak-organ-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-audita-istoriya-sozdaniya-rezultaty (дата обращения: 26.03.2020). 
4. Пономаренко К. С.Финансово-правовое регулирование системы государственного аудита (контроля) в Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovo-pravovoe-regulirovanie-sistemy-gosudarstvennogo-audita-kontrolya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 26.03.2020).
5. Ефремова Е.И. Контроль качества аудита финансовой отчетности в соответствии с принципами МСА // Сб-к часть 1 Учет, аудит и налогообложение в обеспечение экономической безопасности предприятия 2018 г стр. 162-167 // ELIBRARY.RU URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32546642
6. Ефремова Е.И. Аудит для магистров по российским и международным стандартам // М.: Инфра-М, 2017 С. 223-259; 276-287; 311-330 // ELIBRARY.RU URL https://elibrary.ru/item.asp?id=28811038