Статья:

Особенности обучения живописи в художественных вузах Китая на современном этапе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(145)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Чжан Ц.Ш. Особенности обучения живописи в художественных вузах Китая на современном этапе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 9(145). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/145/88170 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности обучения живописи в художественных вузах Китая на современном этапе

Чжан Цзянь Шуай
магистрант, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург
Литвинов В.А.
научный руководитель, профессор кафедры живописи, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург

 

FEATURES OF LEARNING PAINTING AT THE ART UNIVERSITIES OF CHINA AT THE MODERN STAGE

 

Zhang Janshuai

Master's student of Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, Russia, St. Petersburg

V. Litvinov

Scientific advisor, Professor of the department of painting, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье приводятся подходы и методики, применяющиеся в художественных вузах Китая. Рассматриваются особенности обучения живописи. Анализируются современные проблемы художественного образования.

Abstract. In this article describes the approaches and techniques used in art universities in China. The features of teaching painting are considered. The modern problems of art education are analyzed.

 

Ключевые слова: китайское образование; китайская живопись; культура; национальные художественные ценности; дистанционное обучение; Китайская академия искусств.

Keywords: Chinese education; Chinese painting; culture; national artistic values; distance learning; Chinese Academy of Arts.

 

В настоящее время мировые системы высшего образования озабочены реформированием всех направлений, в том числе и художественного, в соответствии с вызовами быстро меняющегося мира. При этом, создавая  единое образовательное пространство, важно сохранить и интегрировать все лучшее из образовательных традиций разных стран.

Современные подходы к обучению живописи в вузах Китая соответствуют  мировым стандартам, но при этом имеют свои исторически сложившиеся особенности, которые отражены в способах построения содержания образования, формах, методах и средствах обучения.  Следует учесть, что большое влияние на китайскую систему образования специалистов художественного профиля оказала советская методика, которую успешно внедряли профессионалы, получившие образование в СССР.

Основные принципы обучения живописи в Китае имеют древние корни, а методика формировалась на протяжение многих веков.  Мастера, познавшие законы изобразительной грамоты, оставили трактаты с тайнами профессионального мастерства.

Во главу угла преподавания живописи в современных художественных вузах Китая положено раскрытие ценности исторического художественного наследия, его технических и технологических секретов, развитие творческого мышления и внедрение инноваций.

Способы передачи умений и знаний в области живописи имеют уникальные особенности в каждой стране и отражают исторически сложившиеся ценности художественной культуры, а также философское обоснование возникающим в искусстве направлениям.

Практика преподавания живописи формировалась в стенах таких учебных заведений Китая как Шаньдунский университет, Академия искусств Гуанси, Аньхойский университет. Китайская Академия искусств, ранее известная как Национальная академия искусств, стала центром как обучения живописи, так и ядром художественной жизни страны. Это одна из школ живописи, имеющая самую длинную историю. Здесь концентрируется самый полный спектр дисциплин, а также наиболее разветвленная система педагогических классов. Также большое внимание уделяется привлечению преподавателей живописи мирового уровня.

Важными составляющими в обучении живописи на протяжении веков были философские составляющие «квинтэссенция, гармония, индивидуальность». Фундаментальной задачей в художественных вузах страны считается руководство всеми звеньями обучения через социалистические ценности и идеологию. Основные долгосрочные цели образовательной политики КНР – укрепление привлекательности Китая, распространение его ценностей, создание высококлассной многоуровневой международной системы художественного образования. Для реализации задач разработана «Модель Gome», которая должна стать эталоном мирового художественного образования, сосредоточенная на визуальной ориентации.

В основе учебных программ лежит выявление и развитие талантов, раскрытие творческого потенциала, что играет важную роль в расширении границ профессионального развития. При этом особое место принадлежит знакомству с техниками обучения рисунку.

Одной из особенностей обучения живописи в вузах Китая является владение академическим рисунком. Cпецифической чертой методики преподавания рисунка в вузах КНР является обучение традиционному рисунку Гохуа.

Неотъемлемой составляющей обучения рисунку является развитие чувства тона у начинающих живописцев. Именно ощущение тонального строя рисунка формирует эмоционально-образное мышление, понимание смысла живописных работ как музыкальных произведений, где вместо сочетания нот используется сочетание цветовой гаммы.

С начала 2020 года, когда мир столкнулся с эпидемией коронавируса, система образования претерпела существенные изменения. С целью остановить распространение пандемии (COVID-19) многие учебные заведения перешли на дистанционный формат обучения с применением образовательных ресурсов для уменьшения потерь в обучении. Китай оказался полностью готовым к возникшим трудностям и в кратчайшие сроки смог перевести обучение на онлайн платформы.

Сегодня совершенствование дистанционного обучения стало глобальной тенденцией в образовании, одной из инновационных форм  обучения. Главной задачей дистанционного обучения живописи является сохранение эффективных типов подачи информации, закрепления и контроля знаний. Соответственно основные учебные программы и учебные планы художественных вузов в Китае были дополнительно улучшены и стали образцом для других стран.

Образцовым вузом художественного дистанционного образования является Китайская академия искусств, где организовано обучение национального уровня на базе учебных инновационных платформ media art и искусственного интеллекта. Академический лидер Сюй Цзян создал специальный проект по визуализации художественных ценностей Китая, а также серию лекций на тему «Люди – душа искусства», которая распространяет по всей стране концепцию «философия и мастерство».

Китайская академия искусств имеет широкие международные связи с более чем 60 зарубежными академиями искусств. Также академия является организатором павильона Шанхайской всемирной выставки и художественной выставки саммита в Ханчжоу. Перспективным направлением является создание международного междисциплинарного комплекса на основе инновационной платформы, объединяющая обучение талантливой молодежи в сфере искусства.

С помощью дистанционного обучения можно полноценно учить и контролировать качество знаний, умений и навыков, используя возможности множества платформ. Однако онлайн-преподавание создает множество новых проблем при обучении. В частности, страх потерять студентов в новой среде вызывает осторожность в таких потенциальных проблемах, как исправление ошибок. Каждый преподаватель вынужден искать свои способы исправления ошибок, учитывая при этом индивидуальные особенности каждой группы и обучаемого.

Наряду с трудностями дистанционного обучения расширяются границы возможностей. Студенты могут посещать галереи, выставочные залы, а также участвовать в различных художественных конкурсах дистанционно. А умение использовать интернет-сети могут сделать работы молодых художников узнаваемыми в виртуальном мире глобальной сети.

Таким образом, художественное образование в Китае – это совокупность процессов культурного, личностного и творческого развития. В процессе обучения живописи в Китае во многом используются наиболее эффективные методики мирового качества. Особенностью освоения изобразительной грамоты и овладения навыками академического рисунка является поэтапность. Хотя каждая художественная специальность в разных вузах Китая обладает своей спецификой при использовании различных технологий обучения, все объединены философией «дух мастерства» и концентрируют всесторонний и целостный процесс художественного образования. Двухуровневая китайская система обучения является весьма эффективной для мирового опыта.

Академический рисунок является основой профессионального обучения живописи в китайской системе художественного образования и имеет специфические особенности. Обучение рисунку по специальности Гохуа практикуют многие вузы, акцентируя внимание на реалистичной линейной пластике при одновременном отсутствии светотональной моделировки формы и тонального разбора.

В целом, дальнейшее обучение живописи стремится в большей степени использовать принцип наглядности, предполагающий использование новейших цифровых технологий. Дистанционное образование на сегодняшний день – наиболее предпочтительная инновационная форма обучения живописи в условиях пандемии.