Статья:

Оценка надежности аэропортовых служб. Пример расчета показателей безопасности полетов оператора аэродрома

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Дмитриева О.В. Оценка надежности аэропортовых служб. Пример расчета показателей безопасности полетов оператора аэродрома // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 10(146). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/146/88295 (дата обращения: 30.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка надежности аэропортовых служб. Пример расчета показателей безопасности полетов оператора аэродрома

Дмитриева Ольга Викторовна
магистрант Санкт Петербургской академии гражданской авиации, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В данной статье рассматривается расчет одного из показателей надежности аэропортовых служб на примере показателей безопасности полетов. Приведен расчет и анализ показателей безопасности оператора сертифицированного аэродрома для разработки мероприятий по повышению надежности аэропортовых служб. Проанализированы положения нормативных документов для расчета показателей безопасности полетов оператора сертифицированного аэродрома.

 

Ключевые слова: аэропорт, безопасность полётов, оценка надёжности, показатели безопасности полетов оператора аэродрома.

 

Введение

Надежность - это свойство объекта сохранять во времени способность функции в заданных режимах и условиях применения технического обслуживания, хранения и транспортирования.

На основании теорий надежности технической системы рассматриваются показатели надежности объектов системы, связь между ними и их экономической эффективностью и безопасностью, обосновываются требования к надежности, разрабатываются рекомендации по обеспечению заданных требований к техническим системам.

Основным понятием надежности технической системы является понятия отказа. Отказ - полная или  частичная  утрата работоспособности.

Для аэропортовой деятельности отказ - это нарушения безопасности и регулярности полетов.

Показателя надежности оператора аэродрома

Аэропорт гражданской авиации – это комплекс инженерных сооружений и оборудования,  предназначенный для реализации  транспортных услуг  специальными транспортными средствами – воздушными судами.

Для осуществления аэропортовой деятельности и деятельности  по наземному обслуживанию воздушных судов, оператор аэродрома должен  иметь соответствующие структурные подразделения.

Для обеспечения наземного аэропортового обслуживания воздушных судов  оператор аэродрома может иметь в своей структуре: координационно-диспетчерский цент аэропорта, службу перронного обеспечения воздушных судов, службу организации перевозок, службу спецтранспорта, аэродромную службу, службу организации перевозок, службу кейтринга, здравпункт.

Наземное аэропортовое обслуживание - это система с последовательным соединением элементов и каждый элемент обладает одинаковой надежностью. Отказ любого элемента равносилен отказу системы в целом.

Основными показателями надежности аэропортовых служб являются показатели обеспечения безопасности и регулярности полетов

Показатели безопасности полетов оператора аэродрома

Рассмотрим пример расчета показателей безопасности полетов оператора аэродрома.

В качестве абсолютных показателей безопасности полетов учитывается количество авиационных событий, связанных с работой служб и подразделений, а также инфраструктурой оператора аэродрома в течение года.

За последние четыре года абсолютные показатели составляют: 

2017 год – 1 ПВС (повреждение воздушного судна);

2018 год - 1 ПВС ;

2019 год – 3 ПВС ;

2020 год – 1 несанкционированный выезд на ВПП.

В качестве абсолютных показателей безопасности полетов учитывается количество произошедших авиационных событий, связанных с работой служб и подразделений, а также инфраструктурой аэропорта в течение года.

Таблица 1.

Показатели по самолетовылетам за период 2017 – 2020 годы

 

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

За год

2017 год

3899

5011

5762

4838

19510

2018 год

3721

4980

5547

4637

18885

2019 год

3911

5288

5959

5104

20262

2020 год

4783

2927

3574

5610

16898

 

В качестве относительных показателей безопасности полетов учитывается среднее количество авиационных событий на 1000 самолетовылетов (К) за год. 

Расчет относительного показателя безопасности производится по формуле:

K = n /Nсв х 1000св,  

где

K-коэффициент показателя безопасности полетов;

n-Количество событий, показателя безопасности полетов в течение года;

Nсв– количество самолетовылетов в течение анализируемого года.

Таблица 2.

Показатели коэффициента за последние четыре года:

 

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

За год

2017 год

0

0

0,18

0

0,05

2018 год

0

0

0

0,22

0,05

2019 год

0,26

0

0,17

0,20

0,15

2020 год

0

0

0

0,18

0,06

 

На каждый календарный год устанавливается заданный Кзад и предельный Кпред показатели приемлемого уровня безопасности

В качестве заданных приняты средние годовые показатели за три предыдущих года

Кзад =  ( Кср + Кср +Кср ) / 3

Таким образом, заданный показатель приемлемого уровня безопасности полетов на 2020 рассчитан следующим образом:

Кзад =  ( 0,05 + 0,05 + 0,15 ) / 3 = 0,09

В качествеКпредприняты наихудшие показатели коэффициента безопасности по кварталам за три предыдущих года (выделены красным)

Кпред =  ( Кмах + Кмах +Кмах )/ 3

На 2020 год Кпред=( 0,22 + 0,26 + 0,20) =0,23

Относительный показатель безопасности полетов оператора аэродрома в 2020 составляет

K= nАС / Nсв× 1000,

где

K– коэффициент показателя безопасности полетов;

nАС – количество авиационных событий, связанных с работой служб и подразделений, а также инфраструктурой аэропорта в течение анализируемого периода времени;

K= 1/ 16898× 1000 =0,06;

Относительный показатель безопасности полетов на 1000 самолетовылетов составляет 0,06.

 

Рисунок 1. Относительные показатели БП 2020

 

Для повышения надежности необходимо аэропортовых служб необходимо проводить мероприятия  направленные на повышение корпоративной культуры безопасности полетов и проводить мероприятия по выявлению и уменьшению факторов опасности.

Выводы

Рассмотрен пример расчета  основных показателей безопасности полетов оператора сертифицированного аэродрома Проведен пример применения иптематических расчетов для анализа уровня обеспечения безопасности полетов.

 

Список литературы:
1. Управление безопасностью полетов, приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации, ICAO (Издание второе), июль 2016г.;
2. Руководство по управлению безопасности полетов Doc 9859 AN474 ICAO(Издание четвертое), 
3. Приказ Министерства транспорта РФ от 25.09.2015 №286. «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил»;
4. ГОСТ 27.002-2015. Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. Термины и определения.