Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ СОВРЕМЕННЫХ МОБИЛЬНЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Конференция: LXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Кошкин С.С. ПРОБЛЕМЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ СОВРЕМЕННЫХ МОБИЛЬНЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРИЛОЖЕНИЙ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(61). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ СОВРЕМЕННЫХ МОБИЛЬНЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Кошкин Сергей Сергеевич
преподаватель Сургутский государственный университет, РФ, г. Сургут

 

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые проблемы существующих решений в области дизайна пользовательских интерфейсов мобильных устройств, а также рассматриваются примеры удачных и неудачных решений этих проблем. 

 

Ключевые слова: мобильный интерфейс; мобильные операционные системы; мобильные приложения; мобильные технологии; дизайн пользовательских интерфейсов; UX-дизайн.

 

Введение. Количество мобильных устройств и, в частности, мобильных телефонов в мире увеличивается сверхвысокими темпами. Кроме того, в 2016 году, по данным ресурса статистики StatCounter, доля мобильного трафика в сети интернет превысила трафик, генерируемый настольными операционными системами. Мобильные выигрывают за счет компактности, автономности, экономической доступности и коммуникативным возможностям.

Если же рассматривать целевое использование смартфонов, то в большинстве случаев это будет потребление различного рода развлекательного контента – просмотр видеороликов, лент социальных сетей, игры. Однако не малую долю целевого использования занимает решение и различного рода прикладных задач – голосовые и видео звонки, переписка в мессенджерах и электронной почте, съемка фотографий и видео, поиск справочной информации в сети интернет, покупки на торговых площадках, банкинг и управление финансами, удаленное управление устройствами, работа с облачными хранилищами данных и другие. Уже на основании вышеизложенного можно сделать вывод о высоком уровне внедрения мобильных устройств в жизнь современного человека. Вместе с тем, данный вывод не отменяет факт наличия серьезных проблем в интерфейсах взаимодействии человека с мобильными устройствами. Для пользователя данные проблемы не всегда очевидны – преодоление трудностей взаимодействия вошло в привычку и укрепилось виденье того, что иначе просто не может быть. Обзор ключевых причин таких проблем приведен в данной статье.

Монополия. Основная причина отсутствия качественного развития дизайна пользовательских интерфейсов мобильных операционных систем – отсутствие конкуренции. В настоящий момент на рынке, с большим отрывом от остальных, доминируют всего две операционные системы – Android и iOS.

Можно наблюдать что с течением времени эти, некогда конкурирующие, решения постепенно становятся все более похожими друг на друга, как внешне, так и по функциональным возможностям и приемам взаимодействия с ними. Сейчас с точки зрения выбора операционной системы конечным пользователем, уже не стоит вопрос выбора устройства за удобство его использования, поскольку различия стали столь минимальны.

Компании-разработчики попросту боятся предлагать альтернативные решения, так как конечные пользователи могут негативно воспринять изменения, что в будущем может привести потери части таких пользователей.

Наличие на рынке большего количества конкурирующих игроков возможно бы в корне изменило эту ситуацию, вынуждая компании-разработчиков мобильных операционных систем с меньшей долей рынка экспериментировать и предлагать смелые решения, в том числе в области пользовательских интерфейсов.

Наследие прошлого. Интерфейсы современных мобильных операционных систем ушли далеко вперед от своих предшественников. Например, одно из самых больших улучшений заключается в сокрытии от пользователя файловой системы. Да, она по-прежнему присутствует, но напрямую пользователь с ней не взаимодействует [4].

Вместе с тем, существуют и откровенные архаизмы, причина существования которых кроется в желании считать, что при разработке интерфейсов мобильных устройств действуют те же что и для персональных компьютеров [5]. Так, например, чтобы просто обменяться контактами с другим человеком, до сих пор необходимо диктовать номер телефона или другую текстовую информацию, совершать тестовый звонок и прочее, в то время как самым простым решением было бы простое прикосновение устройств друг к другу или поиск устройств поблизости [6].

Следующий пример архаизма - «рабочий стол». Как данный термин вообще может быть применим к мобильному устройству? «Мобильные» рабочие столы никак не дают того же функционала, которые они предоставляют при работе на персональном компьютере с настольной операционной системой. В большинстве случаев, они лишь предоставляют возможность для запуска заранее выбранных пользователем приложений и определения порядка их расположения на этой области. То есть фактически самый главный экран мобильного устройства является некой «площадкой» для запуска установленных на устройстве приложений и несет в себе минимум полезной информации. Удачное решение по наполнению главного экрана было применено в операционной системе Windows Phone от корпорации Microsoft, хоть главный также и выступал площадкой для запуска приложений, но традиционные «иконки» были заменены на информационные «тайлы» – под приложение выделялась определенная пользователем область экрана, на которую выводилась краткая информация из запускаемого приложения. Так, например приложение погоды показывало текущую температуру, приложение календаря – запланированные на сегодня события, приложение галереи – мини превью фотографий и видео.

Модель приложений. Если продолжить тему модели приложений и их позиционирования внутри мобильной операционной системы, то получается, что операционная система предоставляет собой некий базовый функционал устройства и большую площадку для запуска сторонних приложений. При этом стороннее приложение совсем или слабо интегрируется в операционную систему, из-за чего пользователь постоянно должен работать в различных вариантах интерфейса в даже рамках одного и того же контекста [1].

Распространенный пример, когда пользователь имеет несколько электронных почтовых ящиков от различных почтовых сервисов и вынужден использовать более одного почтового приложения на своем устройстве при абсолютно идентичном функционале из-за ограничений почтового протокола. Множество приложений мессенджеров привело к тому, что перед тем, как начать переписку, пользователь вынужден вспоминать, где он ее последний раз вел с определённым человеком, чтобы собеседнику было удобнее и он получил сообщение как можно раньше.

Отдельные приложения неудобны еще и тем, что они недоступны по умолчанию – их необходимо устанавливать на устройство, причем также из другого приложения! Кроме того, для корректной работы приложения и доступа к полному функционалу его необходимо периодически обновлять [4].

Конечно, когда пользователь напрямую с приложением, он находится в определенном контексте и зачастую это упрощает поиск нужных в данном контексте объектов и инструментария [3]. Но на уровне операционной системы, используя стандартную функцию поиска, практически невозможно переключится быстрым переходом к нужному объекту внутри приложений.

Выходом из сложившейся ситуации могла бы стать более тесная и скрытая интеграция функционала приложения в саму операционную систему. Также с учетом распространения сети интернет, мог бы быть удачным переход от модели приложений, к модели веб-сервисов, когда полный функционал приложения был бы доступен прямо из стандартного браузера операционной системы, правда в этом случае необходимо реализовать решения, когда запущенные задачи и сайты, открытые в браузере, имели бы в операционной системе общее пространство и никак не отличались друг от друга с точки зрения конечного пользователя. Такой подход решал бы другую распространенную проблему, работу одновременно с двумя объектами (файлами, проектами, документами и пр.) в рамках одного контекста, позволяя переключаться между ними словно между вкладками браузера.

Непонимание целей пользователей. Тенденции таковы что тех или иных настроек, даже самих элементов интерфейсов, как в мобильных приложениях, так и непосредственно в операционных системах, со временем становится меньше. Сервисы пытаются угадать цели и пожелания пользователей своего продукта, что в случае успеха является неоспоримым достоинством любого продукта [7]. Вместе с тем бывают и обратные ситуации, когда компания-разработчик принимает неверные решения, которые идут в разрез с целями пользователей. Маленький, но очень наглядный пример – в последней на данный момент версии мобильного приложения YouTube от компании Google, (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.) в основном меню состоящим из пяти кнопок, кнопка добавления видео расположена по центру и имеет самый крупный размер. Какому количеству пользователей данного мобильного приложения нужен этот функционал в этом месте? Скорее всего на фоне общего количества пользователей платформы и соотношения тех, кто публикует видео на сервисе к тем, кто только его смотрит, можно сделать вывод что данная кнопка возможно и вовсе не нужна на основной панели приложения. Копания Google (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.) выстроила процесс таким образом что на платформе поощряется и продвигается контент высокого качества, и загрузка нового видео на сервис через мобильное приложение не удобна производителям видео контента.

Похожая ситуация сложилась и с другими сервисами от компании Google – Google Street View(По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.) и Google Maps (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.). Первое приложение предназначено для просмотра сферических панорам с привязкой локации к глобальной географической позиции. Второе предназначено для просмотра географических карт. Объединение так и напрашивается, особенно если учесть, что весь функционал доступен на одном сайте. Кроме того, публикация сферических панорам была доступна только из мобильного приложения Google Street View (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.), что привело к тому, что панорамы публиковали обычные пользователи и они не отличались высоким качеством, в то время как многие авторы качественных панорам избегали платформу, из-за неудобства размещения на ней. В 2022 году сервисы были все-таки объединены.

Рецепт избегания подобных проблем прост и известен давно, это «сценарий ключевого пути» [2] – лучший и максимально удобный для пользователя способ в достижении своих целей при использовании продукта. Использование данного приема при разработке любого интерфейса исключает появление различного рода преград перед пользователем. И если уже с этой позиции снова рассматривать кнопку добавления видео в мобильном приложении YouTube, основным и наиболее востребованным вариантом было бы размещение на ее месте главной страницы приложения, с рекомендованными для просмотра видео с учетом интересов пользователя – в этом сила данной платформы и ее основное конкурентное преимущество.   

Прочие проблемы. В заключении кратко хотелось бы упомянуть и более очевидные распространенные проблемы современных мобильных интерфейсов:

- плотная и беспорядочная компоновка элементов интерфейса в погоне за размещением большего количества «полезной» информации на одном экране;

- игнорирование нативных функций мобильного устройства, будь то поворот экрана, жесты увеличения и другие;

- нечеткая навигация из-за отсутствия приоритетов, отсутствия указания текущего местоположения пользователя и использования трудночитаемых схем и иконок;

- плохая обработка ошибок;

- нетрадиционные жесты;

- отсутствие визуальной обратной связи;

- разрежающие уведомления и визуальные эффекты.

Заключение. Распространенные шаблоны поведения или привычки сделали опыт взаимодействия с неудачными решениями незаметными для пользователя. Но не стоит забывать, что для конечного пользователя интерфейс мобильного устройства и есть само мобильное устройство. И поскольку именно удобство использования делает продукт привлекательным, не стоит прекращать поиски лучших решений для существующих и новых задач.

 

Список литературы:
1. Бирман И. Б. Пользовательский интерфейс. – М.: Бюро Гор¬бу¬нова, 2017. – 419 с., ил.
2. Купер А., Рейман Р., Кронин Д. Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия. – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 2009. – 688 с., ил. 
3. Лебедев А. Ководство. – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2020. – 747 с., ил.
4. Норман Д. Дизайн привычных вещей. – М.: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2018. – 500 с., ил.
5. Унгер Р., Чендлер К. UX-дизайн. Практическое руководство по проектированию опыта взаимодействия. – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 2011. – 327 с., ил.
6. Уэлен Д. Дизайн пользовательского опыта. Как создать продукт, который ждут. – М.: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2021. – 280 с., ил.
7. Чернышев Д. Как люди думают. – М.: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2013. – 220 с., ил.