Особенности пожарной безопасности в научных и образовательных учреждениях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)
Особенности пожарной безопасности в научных и образовательных учреждениях
Требования и нормы пожарной безопасности в научных и образовательных учреждениях отличаются от общепринятых правил, предъявляемых предприятиями и организациями, не связанными с процессом предоставления образовательных услуг. Пожарная безопасность в таких учреждениях регламентируется противопожарными ГОСТами, Техническим регламентом, Постановлением правительства № 390, КоАП РФ. Невыполнение требований в данной сфере может привести к серьезным последствиям. В лучшем случае учреждение ограничится уплатой штрафа, а в худшем – может быть привлечена к уголовной ответственности вследствие гибели людей
Не каждый вуз уделяет должное внимание расходам «на противопожарное обеспечение». Однако в 2011 году была внесена поправка в законодательство, увеличивающая штрафы за невыполнение норм пожарной безопасности. Теперь главам вузов придется тратить средства на обеспечение пожарной безопасности своих учреждений, либо платить деньги в виде штрафов.
Современное высшее учебное заведение – это своеобразный объект, т.к. содержит в себе множество пожароопасных факторов:
- массовое пребывание людей;
- сложную планировку зданий учебных корпусов и общежитий, в частности построенных до принятия актуальных норм в области обеспечения пожарной безопасности;
- наличие помещений с опасными объектами;
- наличие помещений различных по категории пожарной опасности, располагающихся в одном здании.
Исходя из вышеизложенного, требуется разобраться в причинах возникновения большого количества пожаров конкретно в учебных заведениях.
Во-первых, львиная доля зданий ведущих вузов страны построены в XIX – первой половине XX вв. Значительный «возраст» здания определяется наличием деревянных перекрытий и перегородок с пористыми пустотами, нарушением целостности электропроводов, возможными трещинами в конструкциях, не актуальным и устаревшим противопожарным инвентарем. Все это может стать следствием возникновения и быстрого распространения пожара.
Во-вторых, при использовании новейших горючих отделочных и теплоизоляционных материалов как внутри, так и снаружи зданий, увеличивается пожарная нагрузка, а вследствие перехода к более современным технологиям обеспечения учебного процесса повышается нагрузка на сеть, что также повышает риск развития аварийной ситуации.
Здания учебных учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре. Для оповещения учителей и учеников о пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы. При ликвидации пожара наиболее надежны и эффективны системы автоматического пожаротушения (АУПТ).
Обучение сотрудников мерам пожарной безопасности, как правило, отработано и выполняется. Так как, обязательным для вновь принимаемого на работу сотрудника является прохождение вводного инструктажа и тестирования, без сдачи которого он не будет принят на должность.
Обучение же детей вызывает определенную сложность, так как определенных программ их обучения пожарной безопасности в учебных заведениях не существует.
При поступлении студентов в учебное заведение их необходимо проинструктировать по мерам пожарной безопасности, провести им экскурсию по зданию, чтобы они имели представление о планировке помещений, о расположении эвакуационных выходов. Обучить правилам пользования первичными средствами пожаротушения:
- огнетушители;
- кошма 1м2, асбестовое полотно;
- ящик с песком;
- вода
Довести информацию о телефонах вызова пожарной охраны и прочих служб при возникновении опасности
Согласно СП 1.13130.2020, при эксплуатации помещения эвакуационные выходы не должны быть загромождены, захламлены мусором и подобными вещами. Не допускаются дополнительные перегородки и двери, чтобы люди быстро и без трудностей могли покинуть место пожара. Высота и ширина проема должна соответствовать требованиям.
Рисунок 1. Знаки пожарной безопасности, используемые для обозначения путей эвакуации и эвакуационных выходов
Если информация о действиях в случае возникновения пожарной опасности будет разноплановой, систематичной, легкой для понимания, она твердо закрепится у студентов и в экстренной ситуации поможет спасти чьи-то жизни.