Статья:

Особенности пожарной безопасности в научных и образовательных учреждениях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Чернов А.В., Аксенов С.Г. Особенности пожарной безопасности в научных и образовательных учреждениях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 10(146). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/146/88504 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности пожарной безопасности в научных и образовательных учреждениях

Чернов Андрей Вячеславович
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Требования и нормы пожарной безопасности в научных и образовательных учреждениях отличаются от общепринятых правил, предъявляемых предприятиями и организациями, не связанными с процессом предоставления образовательных услуг. Пожарная безопасность в таких учреждениях регламентируется противопожарными ГОСТами, Техническим регламентом, Постановлением правительства № 390, КоАП РФ. Невыполнение требований в данной сфере может привести к серьезным последствиям. В лучшем случае учреждение ограничится уплатой штрафа, а в худшем – может быть привлечена к уголовной ответственности вследствие гибели людей

Не каждый вуз уделяет должное внимание расходам «на противопожарное обеспечение». Однако в 2011 году была внесена поправка в законодательство, увеличивающая штрафы за невыполнение норм пожарной безопасности. Теперь главам вузов придется тратить средства на обеспечение пожарной безопасности своих учреждений, либо платить деньги в виде штрафов.

Современное высшее учебное заведение – это своеобразный объект, т.к. содержит в себе множество пожароопасных факторов:

- массовое пребывание людей;

- сложную планировку зданий учебных корпусов и общежитий, в частности построенных до принятия актуальных норм в области обеспечения пожарной безопасности;

- наличие помещений с опасными объектами;

- наличие помещений различных по категории пожарной опасности, располагающихся в одном здании.

Исходя из вышеизложенного, требуется  разобраться в причинах возникновения большого количества пожаров конкретно в учебных заведениях.

Во-первых, львиная доля зданий ведущих вузов страны построены в XIX – первой половине XX вв. Значительный «возраст» здания определяется наличием деревянных перекрытий и перегородок с пористыми пустотами, нарушением целостности электропроводов, возможными трещинами в конструкциях, не актуальным и устаревшим противопожарным инвентарем. Все это может стать следствием возникновения и быстрого распространения пожара.

Во-вторых, при использовании новейших горючих отделочных и теплоизоляционных материалов как внутри, так и снаружи зданий, увеличивается пожарная нагрузка, а вследствие перехода к более современным технологиям обеспечения учебного процесса повышается нагрузка на сеть, что также повышает риск развития аварийной ситуации.

Здания учебных учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре. Для оповещения учителей и учеников о пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы. При ликвидации пожара наиболее надежны и эффективны системы автоматического пожаротушения (АУПТ).

Обучение сотрудников мерам пожарной безопасности, как правило, отработано и выполняется. Так как, обязательным для вновь принимаемого на работу сотрудника является прохождение вводного инструктажа и тестирования, без сдачи которого он не будет принят на должность.

Обучение же детей вызывает определенную сложность, так как определенных программ их обучения пожарной безопасности в учебных заведениях не существует.

При поступлении студентов в учебное заведение их необходимо проинструктировать по мерам пожарной безопасности, провести им экскурсию по зданию, чтобы они имели представление о планировке помещений, о расположении эвакуационных выходов. Обучить правилам пользования первичными средствами пожаротушения:

- огнетушители;

- кошма 1м2, асбестовое полотно;

- ящик с песком;

- вода

Довести информацию о телефонах вызова пожарной охраны и прочих служб при возникновении опасности

Согласно СП 1.13130.2020, при эксплуатации помещения эвакуационные выходы не должны быть загромождены, захламлены мусором и подобными вещами. Не допускаются дополнительные перегородки и двери, чтобы люди быстро и без трудностей могли покинуть место пожара. Высота и ширина проема должна соответствовать требованиям.

 

Рисунок 1. Знаки пожарной безопасности, используемые для обозначения путей эвакуации и эвакуационных выходов

 

Если информация о действиях в случае возникновения пожарной опасности будет разноплановой, систематичной, легкой для понимания, она твердо закрепится у студентов и в экстренной ситуации поможет спасти чьи-то жизни.

 

Список литературы:
1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03
2. Федеральный закон от 3.06.2011 №120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности»
3. ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»