Обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)
Обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте
Территория Российской Федерации пронизана сетью железных дорог. Каждый день тысячи людей пользуются железнодорожным транспортом, путешествуют или просто переезжают из города в город. Не нужно забывать и о работниках железной дороги, которые ежедневно трудятся в депо, вдоль железнодорожных путей или в поездах.
В данной статье рассмотрены мероприятия по предупреждению и предотвращению пожаров в поездах России. Также из статьи можно узнать о новых противопожарных изобретениях в Российской Федерации и за рубежом.
Пожары в железнодорожном транспорте несут большую угрозу для людей, находящихся в вагонах. Главными причинами возникновения пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте являются технические неисправности, неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, котлов отопления пассажирских вагонов. По этим причинам происходит возникновение более 60% всего количества пожаров и взрывов. Около 10% приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки, на попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав. Далее идут неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры электросварки, неаккуратность пассажиров. Заметим, что наибольшее число пожаров возникает на подвижном составе (около 80% общего количества пожаров на железнодорожном транспорте). Из-за этого появляется необходимость разработки более эффективных мероприятий по предупреждению пожаров в грузовых и пассажирских вагонах, а также на локомотивах [1].
В подвижном составе необходимо на станциях проверить исправность отопительных устройств, осветительных приборов и электропроводки, а в пути следить за соблюдением пассажирами правил пожарной безопасности, особенно в отношении провоза опасных грузов, запрещённых к перевозке в пассажирских вагонах.
Перед отправлением в рейс локомотивная и поездная бригада тщательно проверяют наличие и исправность противопожарного оборудования и других средств защиты, установленных противопожарными нормами. Все обнаруженные при осмотре и приёмке вагонов неисправности должны быть устранены до подачи вагонов под посадку пассажиров [2].
На локомотивах, дизельных поездах и электропоездах необходимо следить за исправным состоянием электрических сетей и электрооборудования, а также вспомогательных устройств и оборудования. Особую осторожность необходимо проявлять в аккумуляторных помещениях тепловозов и электровозов, не допуская там применения открытого огня.
Все пассажирские вагоны укомплектованы первичными средствами пожаротушения. В вагонах с комбинированным электроугольным отоплением устанавливают два огнетушителя. Чаще всего для тушения пожаров на транспорте используются пенные или газовые огнетушители. В каждом вагоне должны быть топор и лопата, которые размещаются в котельном отделении. В вагоне-ресторане возле кухонных плит устанавливается ящик с песком.
Для более раннего обнаружения загорания в поездах устанавливают системы пожарной сигнализации, которая, как правило, состоит из центрального пульта, к которому подключены датчики двух типов: дымовые, ионизационные и тепловые, комбинированные. Каждый пассажирский состав оборудуется 14 датчиками: 12 дымовыми (по одному в каждом купе) и 2 тепловыми (в электрораспределительном шкафу и котельном отделении) [3].
Сейчас происходит обновление поездов в РФ. Так в 2017 году РЖД заказал 232 плацкартных вагона обновленного дизайна из Тверского вагоностроительного завода Трансмашхолдинга. Контракт был заключен в рамках существующей структуры для поставки в общей сложности 515 вагонов.
В новом поколении плацкартных поездов будут установлены системы видеонаблюдения, пожарной сигнализации и пожаротушения, а также розетки питания 220 В и USB-разъемы для зарядки мобильных устройств [4].
На данный момент проводится исследование новых методов тушения пожаров в железнодорожном транспорте. В 2002 г. под руководством ВО ЖДТ с участием ВНИИЖТа и ФЦДТ «Союз» были проведены натурные огневые испытания по тушению пожара в купе пассажирского вагона тонкораспыленной водой. Результаты показали высокую эффективность такого средства. Тушение было возможно даже в присутствии в купе человека. Тонкораспыленная вода является в настоящее время наиболее перспективным огнетушащим веществом. Основным недостатком, ограничивающим применение воды, является высокая температура ее замерзания. Этот недостаток можно преодолеть введением добавок или поддержанием постоянного диапазона температур [5].
Также для того, чтобы обезопасить вагон от пожара можно произвести его различные усовершенствования, например установить противопожарную светопрозрачную дверь с повышенной стойкостью конструкции к образованию сквозных трещин или отверстий при огневом воздействии [6].
Противопожарные двери разрабатываются не только в России, но и за рубежом. Так, компания PMC Polarteknik разработала и поставила системы дверных проемов противопожарных барьеров для большинства европейских высокоскоростных и межгородских поездов с сочетанием автоматических одно- и двухстворчатых раздвижных дверей, телескопических и изогнутых дверей. Изолирующие противопожарные двери проверены на целостность 20 мин. Изолирующие противопожарные двери с целостностью 30 минут имеют рейтинг EI30. Продукты рассчитаны на 40 лет с минимальным обслуживанием.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что наука не стоит на месте, проводятся исследования в области пожаротушения на железнодорожном транспорте.