Статья:

Зарубежный опыт организации волонтерской/добровольческой деятельности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(147)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Равина Е.А. Зарубежный опыт организации волонтерской/добровольческой деятельности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 11(147). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/147/88845 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Зарубежный опыт организации волонтерской/добровольческой деятельности

Равина Екатерина Андреевна
магистрант, АОУ ВПО Государственный институт экономики, финансов, права и технологий (ГИЭФПТ), РФ, г. Гатчина

 

Изучение мирового опыта добровольчества/волонтерства лежит в основе понимания особенностей современного российского добровольчества.

Волонтерская/добровольческая деятельность в мире осуществляется в соответствии с надлежащими нормативно – правовыми актами:

  • Всеобщая декларация прав человека, принята в 1948 г. на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В ст. 29 Декларации обозначено: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» [1];
  • Всеобщая декларация добровольчества, принята на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный год добровольцев). В Декларации зафиксированы базовые принципы, обосновывающие фундаментальную роль добровольчества;
  • Резолюция ООН A/RES/56/38, принятая 10 января 2002 г. на 56 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В Резолюцию внесены рекомендации по мерам господдержки добровольческой деятельности национальными правительствами, а также меры поддержки со стороны системы Организации Объединенных Наций.

Анализ истоков добровольчества показал, что невозможно установить конкретный момент, когда бескорыстная помощь трансформировалась в деятельность, так как люди оказывали безвозмездную помощь на протяжении всего человеческого существования. Истоки добровольческого/волонтерского движения можно зафиксировать еще в древности, поэтому считается, что в основе волонтерства лежат религиозные ценности подобные призыву «возлюби ближнего своего». Данные ценности стали отправной точкой для массового благородного труда религиозных общин.

К основным видам волонтерской деятельности в Европе на настоящий момент можно отнести фандрайзинг - 27 %, приготовление и раздача еды - 23 %, деятельность в образовании - 19 %. По данным ООН добровольчеством занимаются в Германии - 23 % населения, во Франции - 19 %, в Англии - 24 % жителей страны.

 По предложению Генеральной Ассамблеи ООН с 1985 г. отмечается Международный день добровольцев.

Зарубежный опыт организации добровольчества рассмотрим на сравнительном примере США и Японии, отдельно Европы, где проявляется наиболее высокий уровень добровольчества, выявив при этом различные модели участия добровольцев в этих двух странах.

При анализе наиболее значимых некоммерческих организаций, представленных в США (население = 330 000 000 человек) и Японии (население = 330 000 000 человек), проведем сравнение вовлеченности в них.

Таблица 1.

Вовлеченность населения США и Японии в НКО

Организация

США

Япония

1

Amnesty International

0,09%

0,005%

2

Greenpeace

0,07%

0,003%

3

Профсоюзы

4,8%

8,8%

4

 

Lions Club (единственное НКО в мире, принимавшее участие в создании ООН, явлеется его членом)

0,1%

0,1%

5

Международный комитет Красного Креста

3,5%

17%

6

Rotary International (объединение грантодателей)

0,1%

0,08

7

Скауты

2,1%

0,1%

8

YMCA (молодежная организация по организации образовательных форумов)

5,1%

0,09%

 

Как видно из таблицы, просматривается паттерн для типов организаций, предпочитаемых каждой страной. Японцы больше участвуют в тех организациях, которые имеют тесные отношения с органами власти, в то время как американцы, наоборот, предпочитают независимые организации.

Несмотря на высокую вовлеченность в волонтерскую деятельность, Япония занимает сравнительно слабую позицию в рейтинге гражданского общества в мире.

Наиболее полное сравнение гражданского общества было проведено под общим руководством профессора Лестер Милтон Саламона из Университета Джонса Хопкинса. Исследование содержит систематический и подробный анализ некоммерческого сектора в двадцати двух странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии и Ближнего Востока. Автор внимательно изучает вовлеченность населения, виды деятельности, источники финансирования и структуру занятости (оплачиваемой и добровольной) некоммерческого сектора в каждой стране.

Организации, включенные в исследование, были классифицированы по 12 направлениям: культура, образование и исследования, здравоохранение, социальные услуги, окружающая среда, развитие, гражданская и адвокатская деятельность, филантропия, международные, религиозные конгрегации, деловые и профессиональные союзы и другие. В авторском ранжировании стран по размеру их некоммерческого сектора, Нидерланды занимают первое место, Соединенные Штаты - третье, а Япония занимает двенадцатое место из шестнадцати стран.

Научные исследования, связанные с гражданским обществом в Японии, обычно можно разделить на три группы.

Первая группа состоит в основном из антропологов и историков, которые стремятся описать уникальную роль волонтерской организации, сложившейся в силу национальных особенностей.

Вторая группа состоит в основном из политологов и социологов, которые формулируют основные вопросы в сравнительных рамках: почему гражданское общество Японии так слабо по сравнению с другими развитыми демократиями и как меняется гражданское общество в Японии.

Яркий представитель группы - политолог Тадаси Ямамото [2, с. 288]. Автор утверждает, что волонтерское движение в Японии «скованно», обусловлено это исторически сложившимися традициями и национальными ограничениями.

Третья группа ученых исследует гражданское общество Японии с точки зрения его роли в государственной политике. Исследователями подчеркивается роль консультативно-совещательных органов.

Во главу угла ставится превосходство государственных субъектов, уделяется большое внимание тому, как гражданские организации влияют на процесс выработки политики.

Представителями данного направления являются Муцуко Такахаси и Райджа Хасимото.

Авторы подчеркивают важную роль, которую добровольчество оказывает в области предоставления социальных услуг наравне с государственными структурами.

Таким образом, сравнительная литература по гражданскому обществу в значительной степени упускает из виду важность «встроенных групп добровольцев», указывая на превосходство некоммерческого сектора в Соединенных Штатах.

Понимание сущности встроенных групп важно, так как данные группы наиболее актуальны и для РФ.

Рассмотрим исторические предпосылки развития добровольчества в Европе, где есть большие различия между странами в данном проявлении. В то время как некоторые государства-члены ЕС имеют сложившийся институт волонтерства (Ирландия, Нидерланды и Великобритания), в других странах добровольческий сектор все еще находится на стадии становления или слабо развит (например, в Болгарии, Греции, Латвии, Литве и Румынии). Добровольчество находится под сильным историческим влиянием, политики и культуры сообщества.

Добровольчество, независимо от того, признается ли оно таковым, имело место по всей Европе на протяжении всей истории — например, помощь нетрудоспособным и пожилым, добровольчество в школах, оказание поддержки местным семьям, находящимся в финансовом или эмоциональном затруднении.

Во Франции добровольчество глубоко укоренилось в средневековье в виде гильдий. Основное же направление помощи местному сообществу уходит корнями в церковное послушничество. До XIX века добровольческая деятельность, в основном характеризовалось деятельностью религиозных учреждений, занимавшимися благотворительной деятельностью в области социального обеспечения и здравоохранения.

Поворотным моментов для большинства стран Европы стал кризис всеобщего благосостояния. В связи с нарастаниями трудностей органов государственной власти в удовлетворении потребительского спроса, главенство заняли организации решающие проблемы на местном уровне, «здесь и сейчас».

Например, в качестве ответа на государственный кризис в 1990-х годах, в Италии [3, с. 268] был отмечен рост некоммерческих организаций, созданных и поддерживаемых краудфандингом.

В 1980-х годах консервативная партия Великобритании ввела систему, призванную стимулировать некоммерческий сектор предоставлять социальные услуги от имени государства. Оказалось, это было и выгоднее, и качественнее, нежели реализация полномочий через государственные структуры. Данное направление укоренилось, и стало частью социальных программ Великобритании и рассматривается как ключевой элемент стратегий поощрения социального участия и повышения индивидуальной и коллективной гражданской позиции, особенно среди молодежи. Такая же картина просматривалась и в Датском Королевстве в тот же период.

В целом исследования показывают, что страны с более высоким уровнем экономического развития и производительности труда, а также развитыми демократиями, будут иметь хорошо развитое гражданское общество и большее число некоммерческих организаций, оказывающих волонтерскую помощь. Антипод этого утверждения является характерной чертой большинства бывших коммунистических стран, где добровольческий сектор находится в стадии становления. Даже в таких странах, как Венгрия, где существовала давняя традиция добровольных объединений, коммунистический режим остановил развитие добровольного сектора. Большинство общественных объединений было запрещено, а то, что осталось, национализировано и взято под государственный контроль.

Внедрение режима централизованного планирования после Второй мировой войны привело к существенному увеличению расходов на социальное обеспечение. Тем не менее, такие расходы в Восточной Европе не достигли уровня большинства западноевропейских стран из-за политики, направленной на ограничение потребления. В то же время правительства восточноевропейских стран поддерживали только те добровольные организации, которые играли важную роль в их официальной политике, и подавляли те, которые могли бросить вызов гегемонии правительства. Поэтому некоторые обстоятельства более благоприятны для расцвета некоммерческих институтов, чем другие, и форма и характер возникающего в результате некоммерческого сектора зависят от конкретной совокупности социальных сил, которые его порождают.

Рассмотрим возрастные рамки участия граждан в некоммерческом секторе в странах Европы.

Таблица 2.

Сравнение возрастных групп по странам, включенных в некоммерческий сектор

Возраст

Страна

15-30 лет

Болгария, Чешская Республика, Латвия, Литва, Эстония (постсоветское пространство)

30-50 лет

Бельгия, Кипр, Финляндия, Португалия

Все возраста

Австрия, Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Швеция («паровозы» европейской экономики)

 

Как видно из таблицы 2 во многих странах членах ЕС молодежь является наименее активной группой с точки зрения участия в волонтерстве.

Например, в Нидерландах за период 2000-2008 годов произошло сокращение числа добровольцев в возрасте от 18 до 24 лет; уровень добровольчества снизился с 48% в 2000 году до 44% в 2002 году и 42% в 2008 году. Снижение объяснялось тем, что по мере увеличения доли молодых людей, работающих на оплачиваемой работе, их время, посвященное добровольческой работе, сокращалось.

Однако в последние годы наблюдается оживление числа молодых добровольцев, что в основном объясняется двумя факторами.

  • Во-первых, компании все чаще поощряют своих сотрудников (включая молодежь) к участию в волонтерской деятельности в рамках движения к корпоративной социальной ответственности (КСО).
  • Во-вторых, социальные стажировки в настоящее время являются обязательным элементом среднего образования и требуют от молодых людей выполнения определенной добровольной работы в рамках школьной программы.

В других странах влияние возраста на вероятность того, что человек станет добровольцем, зависит от сферы деятельности. Например, в Дании молодые люди и взрослые в возрасте от 30 до 49 лет чаще участвуют в добровольной деятельности в сфере образования и досуга, чем старшие возрастные группы. В Германии молодые люди, как правило, добровольно участвуют в краткосрочных заданиях, проектной деятельности и в неформальных организациях.

В значительном числе стран растет число пожилых людей («серебряный волонтер»), занимающихся добровольческой деятельностью. Так обстоит дело в таких странах, как Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Румыния, Словения, Испания и Швеция. Во Франции, например, система досрочного выхода на пенсию, как правило, оказывает положительное влияние на участие пожилых людей в добровольной деятельности — в настоящее время 19% 70-79-летних во Франции являются добровольцами и 7% старше 80 лет.

В Европе и США, где отмечается наибольшая активность граждан в области добровольческой/волонтерской деятельности труд волонтера приравнивается к трудовому стажу. В странах Евросоюза получили развитие многообразные формы волонтерства, которые различаются и по характеру организации деятельности волонтеров, и по институциональной выраженности данной деятельности.

Подводя итог, можно утверждать, что в 2021 году, на территории России в целом и в отдельных ее регионах, в частности, Ленинградской области, наиболее успешной моделью вовлеченности граждан в некоммерческий сектор станет встроенная (корпоративная) модель, как в Японии, Германии, Австрии, Швеции – в странах с сильной экономикой, и в тоже время сильными культурными традициям. Однако данная модель относится не ко всем субъектам РФ, а к наиболее экономически развитым, что приводит к неравномерному развитию гражданского общества внутри государства.

 

Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). // Российская газета. - N 67. - 05.04.1995.
2. Гайнанов Д. А. Теория и механизмы современного государственного управления : учеб. пособие / Д.А Гайнанов, А.Г. Атаева, И.Д. Закиров. — М. : ИНФРА-М, 2018.
3. Кленов С. Н. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: Учебное пособие / С.Н. Кленов и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.