Статья:

Проблемы реализации государственной молодежной политики в сфере патриотического воспитания

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Фурман Д.М. Проблемы реализации государственной молодежной политики в сфере патриотического воспитания // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(53). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(53).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 72 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы реализации государственной молодежной политики в сфере патриотического воспитания

Фурман Дарья Михайловна
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Калуга
Харчикова Наталья Валентиновна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Калуга

 

В настоящее время молодежная политика считается одним из приоритетных направлений долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [7] и одной из ее ключевых задач является «воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи» [8].

В словарях дается много определений «патриотизма», однако, суть понятия достаточно сложна. В толковом словаре отечественного филолога С.И.  Ожегова понятие «патриотизм» означает «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу», в философском словаре И.Т. Фролова дано определение «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины», в нормативно-правовых актах термин определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите» [9].

Важно понимать, что патриотизм – не обособленное понятие, это синтез позиций общественно-нравственного характера; патриот – это человек, заботящийся о своей стране и стремящийся сделать ее лучше.

По данным исследований ООО «инФОМ»[1] в рамках заказа Фонда «Общественное мнение» около 78% россиян считают себя патриотами, среди них чаще это люди либо обеспеченные, либо люди с высшим образованием; не считают себя патриотами 17% россиян, чаще – люди со средним образованием и ниже и неимущие (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Ответ респондентов на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом», в %

 

Как можно заметить, тенденция имеет положительную динамику: процент граждан, не считающих себя патриотами, снизился почти в два раза.

Исследование показало: 30% россиян считают, что, быть патриотом обязательно для каждого гражданина,  а 68% убеждены, что это личное дело каждого, быть ему патриотом или нет. При этом, в большей степени патриотизм свойственен людям пожилого и среднего возраста (рисунок 2), а вот показатель «патриотичной молодежи» стабильно остается ниже 15%, поэтому необходимо «повышать» этот процент.

Результаты проведенного исследования отражают тот факт, что большинство граждан отмечают сильное влияние патриотического воспитания на определение людей. Это говорит о росте необходимости в качественном регулировании этого вопроса: патриотизм способен дать мощный импульс формирования единого гражданского общества в нашей стране.

 

Рисунок 2. Ответ респондентов на вопрос «Кому в большей степени свойственен патриотизм?», в %

 

«Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства» [9, с. 7]. Поэтому патриотическое воспитание всегда было одной из основополагающих задач нашего государства [3, с. 130].

Одним из главных документов, регулирующих сферу патриотического воспитания на федеральном уровне, можно назвать государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Согласно этой программе, патриотическое воспитание представляет собой «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [6].

На данный момент программа реализуется уже в четвертый раз: это говорит о накопленном опыте и сохранении традиций патриотического воспитания граждан нашей страны. В ней утверждено, что комплекс мероприятий ориентирован на все социальные слои и возрастные группы граждан, но приоритет отдается подрастающему поколению и молодежи.

Представленная федеральная программа нашла отражение и на региональном уровне многих субъектов. Например, в Калужской области вопрос патриотизма регулируется законом Калужской области «О патриотическом воспитании в Калужской области» [2], а также государственной программой Калужской области «Патриотическое воспитание населения Калужской области» [5], реализация которой также рассчитана на период до 2020 года.

В докладе о реализации рассматриваемой программы [1] говорится о результативном сотрудничестве с некоммерческими организациями, такими как региональное отделение ДОСААФ России Калужской области, Калужским отдельским казачьим обществом, калужской областной общественной организацией Российского союза молодежи и рядом других. Также говорится о проведении акций, посвященных Дню Победы («Георгиевская ленточка», «Вахта Памяти», «Бессмертный полк», «Стена Памяти» и т.д.). Большое внимание уделяется реализации областной акции «Вахта памяти», в рамках которой организуется поисковая работа, благоустройство воинских захоронений, проводятся автопробеги по местам воинской славы региона.

В период реализации долгосрочной целевой программы ежегодно проводились военно-спортивные игры: «Зарница-Орлёнок» среди учащихся общеобразовательных организаций; «Стратегия-Поиск» для студентов образовательных организаций высшего образования и работающей молодежи; «Звезда» среди студентов профессиональных образовательных организаций. В докладе о реализации утверждается, что на данный момент подобные военно-спортивные игры для всех категорий молодежи проводятся только в Калужской области.

За период реализации программы было проведено большое количество мероприятий. Однако, на наш  взгляд, есть «перекос»: понятие «патриотизм» очень часто встречается с приставкой «военно». Существенным недостатком программы является ориентация в основном на военно-патриотическое воспитание, в то время как воспитание любви к Родине, которое является центральной категорией понятия, к сожалению, остается на втором плане.

Акценты в вопросе патриотизма играют большую роль. По мнению С. В. Голунова «в отечественной традиции патриотического воспитания очень силен военизированный компонент: акцент на подготовку молодых людей к службе в армии, изучение героических традиций военно-исторического прошлого страны». Высказывает опасение, что подобный настрой может вызвать «шовинистические настроения и увлечение поиском врагов».

«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», - сказал Президент Российской Федерации. В своем послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Владимир Путин подчеркнул необходимость развития именно гражданско-патриотического воспитания молодежи: «Нужны проекты в театре, кино, на телевидении, музейных площадках, в интернете, которые будут интересны молодым людям, привлекут внимание молодёжи к отечественной классической литературе, культуре, истории» [4].

Нынешняя молодежь, поколение тех, кому сейчас до 30 лет, значительно отличается от других поколений и на фоне этого, особенно важно воспитание «исторического и культурного» патриотизма у молодежи нашей страны.

Часто возникают проблемы с оценкой реализации программ: по итогам обобщенные показатели часто бывают завышены и не отражают реальной картины. Необходимо использовать не только количественные показатели результатов, гораздо важнее, на мой взгляд, разработка качественных критериев эффективности. Это выражается в некотором формализме, например, проведение неэффективных мероприятий «ради мероприятий».

Для того чтобы сгладить столь сильный разрыв между двумя гранями патриотического воспитания следует активно привлекать все заинтересованные общественные институты. Их объединение поможет направить общие усилие и сформировать основы для становления патриотических чувств российских граждан. К тому же  необходимо помнить о том, что явное «навязывание» патриотических установок может наоборот вызвать негативные последствия и отторжение. Поэтому, возможно, стоит прививать патриотичные чувства у молодежи, используя понятия «любовь к малой Родине», «гражданственность», «почитание предков».

Патриотичные чувства граждан должны выражаться не только благодаря формальным признакам, таким как принадлежность к державе, но и личного осознания принадлежности к своей малой Родине, культуре и истории: вопрос патриотизма должен быть многогранен. Необходимо придать вопросу патриотизма новый импульс, который позволит принять эстафету от старшего поколения. Он может проводиться через средства массовой информации благодаря позитивной информации о нашей стране как в истории, так и в повседневной жизни. В совокупности, все это поможет дальнейшему развитию и укреплению нашей страны.

 

Список литературы:
1. Доклад о реализации мероприятий государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и государственной программы Калужской области «Патриотическое воспитание населения Калужской области» в 2015 году в Калужской области // Официальный сайт Управления молодежной политики Калужской области http://molodezh40.ru/
2. Закон Калужской области от 01.07.2013 N 444-ОЗ «О патриотическом воспитании в Калужской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 20.06.2013 N 858) // «Весть Документы» от 5 июля 2013 года N 24.
3. Кузина Елена Олеговна, Колосова Наталия Владимировна, Санина Анна Георгиевна Реализация молодежных социальных программ в системе патриотического воспитания граждан Российской Федерации: опыт Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. 2016. №5 (89). С.129-140.
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» // Компьютерная справочная правовая система «КонсультантПлюс».
5. Постановление Правительства Калужской области от 02.10.2015 N 554 (ред. от 17.03.2017) «Об утверждении государственной программы Калужской области «Патриотическое воспитание населения Калужской области» // Сайт газеты Калужской области «Весть» http://www.vest-news.ru 5 октября 2015 года.
6. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 13.10.2017) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» // «Собрание законодательства РФ», 11.01.2016, N 2 (часть I), ст. 368.
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 15.12.2014, ст.7185.
9. Томилина С.Н., Манецкая С.В. Современный патриотизм: сущность и проблемы // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2015. №110. С.1329-1339.

[1] ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.