Статья:

Антиглобализм как ответная реакция на феномен глобализации

Конференция: XCI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Морозов М.С. Антиглобализм как ответная реакция на феномен глобализации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(91). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(91).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Антиглобализм как ответная реакция на феномен глобализации

Морозов Максим Сергеевич
магистрант, Саратовский национально исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема возникновения такого феномена как «антиглобализм». Нами определены понятия глобализма и антиглобализма. Применялся метод анализа научной литературы с целью выявления предпосылок появления идей антиглобализма. Результатом исследования является выявление наличия предпосылок для возникновения идей антиглобализма в феномене глобализации.

 

Ключевые слова: глобализм; антиглобализм.

 

В связи с серьезными изменениями, произошедшими в мире в конце XX века, доминирующей тенденцией развития стала либеральная глобализация под руководством ведущих стран «золотого миллиарда» и международных финансовых организаций. Характерными признаками данных изменений стало, с одной стороны, появление новых институциональных объединений (партий, движений, органов международного управления и контроля), выступающих за ускорение процессов глобализации в современном обществе, а с другой – возникновение движений и идеологий, борющихся против интеграции мировых политических и экономических систем.

Такие понятия как «глобализм» и «антиглобализм» возникли сравнительно недавно, но в связи с тем, что процесс глобализации влияет на все население планеты, они получили широкое распространение.

Изучением проблемы глобализации занимаются социологи, историки, политологи и т.д. При этом, сам термин «глобализация» употребляется в различных значениях. Его происхождение приписывается Т. Левитту, опубликовавшему в «Гарвард бизнес ревью» в 1983 г. статью, в которой глобализация «обозначалась как феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями». [1] В этом определении прослеживается очевидный упор на глобальные сдвиги в экономической системе.

Согласно определению социолога Р. Робертсона, глобализация — это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.[2]

Несмотря на множество определений, обобщенно можно утверждать, что глобализация – это процесс интеграции экономики, социально-политической и духовно-культурной сферы общественной жизни на нашей планете. Во многом этот процесс обусловлен развитием технического прогресса. Для него характерен рост взаимозависимости стран и народов. Глобализация – разносторонний процесс, в него входят политическая, экономическая, социальная и другие составляющие.

Многие последствия глобализации послужили причиной формирования у определенной части людей критического отношения к процессам глобализации, которое позже переросло в движение, получившие название антиглобалистского. Для выявления причин возникновения и более полного понимания явления антиглобализма необходимо рассмотреть содержание явления глобализации, выявить те аспекты, которые непосредственно стали причиной появления антиглобализма.

Глобализация — это не только экономический процесс поступательного развития производительных сил общества, но и конкретная политика, которая обслуживает определенные интересы, а также соответствующая идеология. Глобализации, как и другому сложному процессу, присуще как отрицательные, так и положительные аспекты. Они связаны с процессом интеграции человечества, который сопровождается ростом уровня жизни и уровня благосостояния, а также развитием производства, ускорением политического и экономического развития государств, повышением качества обмена технологическими, научными и другими достижениями. Но одновременно глобализация сопровождается негативными последствиями.

Так, В. И. Кудашов указывает, что антигуманизм современного материального производства порождает иррациональные формы развития человека.[3] Это связано с тем, что современная либеральная глобализация ориентируется прежде всего на экономическую эффективность, что неизбежно, с учетом капиталистической сущности глобализации, а соци­альные, культурные и этические ценности нередко игнорируются или отри­цаются.

Антиглобалисты выделяют две формы глобализации: «глобализация сверху, отражающая сотрудничество ведущих государств и основных агентов накопления капитала», и «глобализация снизу, множества транснациональных социальных сил, движимых заботой об окружающей среде, правах человека, враждебностью к патриархату и представлением о человеческом сообществе, основанном на единстве разнообразных культур, стремящимся положить конец бедности, притеснению, унижению и коллективному насилию».[4]

Антиглобалисты в большинстве отрицают не сам процесс мирового развития, а его современную форму, которая, по их мнению, отражая интересы ведущих стран, международных организаций и транснациональных компаний, не учитывает в должном объеме интересы и проблемы всего остального мира.

В своей работе социолог З. Бауман писал, что видит выход из сложившейся ситуации в построении альтернативного хозяйства, которое должно быть самодостаточно и основываться на местном производстве. Росновой торговых и деловых отношений должны стать международные связи между народными силами. Акцент делается на коллективную собственность, кооперативное хозяйство, при этом подчеркивает, что кооперативы прекращают господство капитала над людьми. «В полностью кооперированном обществе мы сами контролировали бы наше продовольствие, нашу экономику и нашу жизнь».[4]

Получается, что антиглобализм включает в себя не отрицание объективного процесса мирового развития, а протест против его современных форм, отражающих интересы ведущих субъектов глобализации, которые не учитывают в достаточном объеме проблемы и трудности остального мира. Так, по мнению В. А. Решетникова, растущее движение антиглобалистов – «индикатор интуитивного и достаточно массового осознания антигуманизма международных корпораций».[3]

Антиглобалисты выдвигают на первый план проблему более справедливого распределения выгод глобализации, оказания помощи той группе государств, которые сами не в состоянии справиться с нищетой, голодом и т.д., это способствует формированию антиглобалистской концепции, основа которой состоит в критике существующей формы глобализации и разработке альтернативного пути развития современного мира.

Антиглобалистов зачастую называют «альтерглобалистами». По их мнению, нужна другая форма глобализации, задающая всем интеграционным процессам направленность на реализацию основных общечеловеческих ценностей, решению мировых проблем. Основой для такой формы глобализации, могут послужить идеалы гуманизма.

Само движение, как заявляют его участники, направленно не против глобализации как таковой, а против ее негативных последствий и несправедливости, против концентрации богатства в руках транснациональных корпораций и отдельных государств. Так же, например, С. Джордж, на первом Всемирном социальном форуме в Порту-Алегри в январе 2001 г. сказала: «Мы «проглаболисты», потому что мы выступаем за общие дружбу, культуру, кухню, солидарность, богатство и ресурсы».[5]

При этом сами представители антиглобализма не определили, кому конкретно они противостоят, в их работах встречаются идеи о противостоянии и либеральной форме глобализации и капитализму, или же и тому и другому одновременно.

Сами антиглобалисты чаще всего выделяют два направления: против негативных аспектов глобализации и против капитализма.

Обращая внимание на специфические проявления антиглобалистского движения, нужно выделить, что, на данный момент, в рамках самого движения более или менее четко обозначились два принципиально разных подхода к его конечным стратегическим целям.

Одни занимают умеренно-реформаторские позиции и считают, что современный глобализм можно и нужно реформировать изнутри, вводя набор экономических и политических мер по его регулированию, и изменить принципы организации важнейших международных финансовых организаций и т. п. Их можно назвать сторонниками реформаторской формы антиглобализма.

Другие, напротив, уверены, что видоизменение глобализма изнутри ничего не даст, поэтому выступают против глобализации как таковой, они представляют революционно-радикальное крыло. Это сторонники радикальной форма антиглобализма.

Революционно-радикальное крыло антиглобализма считает, что реформирование капитализма изнутри ничего не даст. Идеология базируется преимущественно на трудах марксистов, троцкистов и анархистов.

Граница между реформаторской и радикальной формами антиглобализма подвижна. Нередко представители умеренного крыла по некоторым вопросам выражают радикальную позицию и наоборот. Несмотря на то, что основная масса антиглобалистов является приверженцами так называемых «левых» взглядов, к антиглобалистам часто относят себя ультраправые националисты и изоляционисты, выступающие против объединения мира, против миграции рабочей силы и т. д.

Важно отметить, что, если во время зарождения антиглобалистов, их деятельность в значительной степени носила стихийный характер, то со временем она приобрела относительно оформленную идеологию, направленную против изъянов глобализации.

Можно сделать вывод, что антиглобализм, рассматриваемый как социальное явление, представляет собой совокупность идеологических воззрений протестного характера, которые были вызваны негативными последствиями процесса глобализации.

Главными методами борьбы антиглобалистского движения являются массовые акции, кампании протеста, а также социальные форумы, на которых обсуждают важнейшие вопросы мирового экономического, политического и социального развития. Практически все вышеперечисленные движения и организации в той или иной степени при­нимают участие в акциях протеста, в работе различных форумов и других мероприятиях.

В связи с тем, что проблемы, порожденные глобализацией, затрагивают огромное количество людей, они послужили поводом для создания большого количества общественно-политических организаций и движений, основной целью которых является борьба с последствиями глобализации.        

Также можно отметить разнообразность этих организаций по своей структуре, составу и методам действий. Они не объединены какой-либо общей структурой.  Среди организаций, можно проследить два принципиально разных подхода к стратегическим целям: умеренно-реформаторский и радикальный.

 

Список литературы:
1. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. – М.: Весь Мир, 2004 г. – 188 с.
2. Бобров Е. Е. Теоретические подходы к исследованию процессов глобализации // Научный вестник МГТУ ГА. – 2007. – №113. – С. 74-80.
3. Каллиникос А. Антикапиталистический манифест. – М.: Праксис, 2005 г. – 192 с.
4. Селищева Т.А., Вэйди Чжоу, Потапенко А.В., Ананьев А.А. Евразийская экономика и идея многополярного мира в контексте глобализации и регионализации // ПСЭ. – 2016. – №1. – С. 55-61.
5. Современный гуманизм: проблемы и перспективы.: сборник научных трудов / под ред. В. А. Решетникова. Иркутск: Иркутский университет. – 2004. – С. 54-152.