Статья:

Проблема бедности в современной России

Конференция: XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Савельева Е.Р. Проблема бедности в современной России // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/10(32).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема бедности в современной России

Савельева Екатерина Романовна
студент, Тульский государственный университет, РФ, г. Тула
Сычева Анастасия Владимировна
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент, Тульский государственный университет, РФ, г. Тула

 

Бедность, как социально-политический феномен, означает невозможность индивида удовлетворить свои базовые потребности. Однако, стоит отметить, что по мере развития общества, растет как уровень потребностей, так и критерии отнесения граждан к этой категории.  

Большинство исследователей отмечают, что данный феномен влечет за собой множество негативных последствий, затрагивающие уровень жизни общества в целом. К таким последствиям можно отнести: социальная напряжённость, обострение криминальной обстановки в стране, прогрессирование различных заболеваний (в том числе СПИД), а также развивающийся недостаток необходимой рабочей силы.

При определении бедности используются следующие показатели:

1. Черта бедности. В нашей стране в основу оценки данного феномена положена абсолютная концепция определения черты бедности. Порогом же считается прожиточный минимум, который установлен законодательством и вычисляется нормативным методом с расчетом в месяц на одного человека.

2. Уровень бедности. Представляет собой процент граждан, чей семейный доход находится ниже абсолютного уровня черты бедности, и не имеющих возможности приобрести товары из минимальной потребительской корзины.

3. Глубина бедности. Отражает степень превышения первого показателя над средним доходом бедных или уровнем их расходов.

4. Острота бедности. Этот показатель является важнейшим критерием оценки бедности, который способен показать изменения проблемы и определить максимальную глубину бедности, а также характеризует неравенство среди бедных слоев населения.

Ухудшение вышеперечисленных показателей влечет за собой замедление экономического роста, что впоследствии приведет к значительному спаду в экономике страны в целом, а далее к повсеместному снижению уровня жизни населения.

В России черта бедности официально привязана к прожиточному минимуму, который с января 2019 года составляет 10 451 рубль. в месяц на одного человека. По данным Росстата, доходы 20 миллионов россиян (15% населения России) ниже прожиточного минимума [3]. Кроме того, 67% бедных в России работающие, что является специфическим российским явлением, а средний возраст бедняков 46-48 лет. Решающим фактором, характеризующим состояние бедности в России, является рост числа «новых бедных» –лица, оказавшиеся за чертой бедности из-за того, что их доходы отстают от роста расходов, необходимых для жизни. В наиболее неблагополучной группе бедных большинство – это люди, попавшие в нее в течение собственной жизни, т.е. «новые бедные».

В частности, сейчас в группе риска находится значительное число граждан 26–35 лет, у которых не хватает средств на обслуживание кредитов. Некоторым из них приходится брать новые кредиты, чтобы погасить старые. Однако и это их не спасает, а лишь наоборот, только затягивает в долговую яму. Именно материальные проблемы являются главным фактором несчастья россиян [1].  

Поэтому в числе первоочередных и острых задач для современной России по-прежнему остается проблема не только уменьшения уровня бедности, но и повышение уровня благосостояния граждан. С 2019 года реализуется государственная программа «Социальная поддержка граждан», которая реализуется в восьми пилотных регионах России. С точки зрения социологии бедности перспективы данной программы таковы:

1. Предусматривается разработка «траекторий выхода из малообеспеченности» для семей, находящихся за чертой бедности. При этом критерием эффективности такой «траектории» устанавливается факт преодоления черты бедности, привязанной к прожиточному минимуму.

2. Предполагается заключение с бедными определенного «социального контракта», согласно которому бедным будет гарантировано привлечение к «общественным работам».

К числу мер, принимаемых Президентом России и федеральным Правительством для решения этих проблем, стоит отнести следующие. Так, с октября 2019 года произведено индексирование пенсий военным пенсионерам на 6,3%, были утверждены «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года» и «Показатели, характеризующие достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года». Реализация данных программ должна вдвое сократить уровень бедности в стране к назначенному сроку.

Но на данный момент предпринимаемые Правительством меры не приводят к кардинальным изменениям. Это признал и Президент России, выступая на форуме «Россия зовет!». Он отметил, что результаты по обеспечению роста реальных доходов россиян пока довольное малые и указал на необходимость изменения ситуации в кротчайшие сроки [2].

Исходя из вышесказанного, стоит сделать вывод о том, что меры, принимаемые правительством должны быть более кардинальными. Поэтому целесообразно пересмотреть в России ставки налогообложения с последующем внесением этих поправок в Налоговый кодекс. Так как в нашей стране несправедливое распределение налоговых ставок воспринимается крайне болезненно и остро, что ведет к еще большему социальному расслоению.

Возможно следует придержаться позиции возвращения к прогрессивной шкале подоходного налога, которая действовала в период с 1992 г. по 2001 г. Многолетний опыт зарубежных стран (например, Германии, Бельгии, Великобритании, Австралии) показывает, что прогрессивный налог на доходы физических лиц помогает смягчить проблемы бедности и снизить уровень социальной напряженности в обществе. Так, к примеру, экономика Китая находится на довольно высоком уровне при минимальной ставке налога 3%, а максимальной – 45 %.

 

Список литературы:
1. Аналитический обзор ВЦИОМ. Счастье: чему радуются россияне? – [Электронный ресурс] –  Режим доступа. –URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9441 (Дата обращения 24.10.2020).
2. Выступление В.В. Путина на инвестиционном форуме «Россия зовет!». – [Электронный ресурс] –  Режим доступа. –URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62073 (Дата обращения 24.10.2020).
3. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа. –URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397?print=1  (Дата обращения 25.10.2020).