Статья:

АКТУАЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Бельчиков А.А. АКТУАЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 19(328). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/328/173252 (дата обращения: 06.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН

Бельчиков Андрей Андреевич
студент, Оренбургский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Оренбург

 

Молодежная политика является важным инструментом устойчивого развития территорий, социальной стабильности и инновационного роста. В условиях глобализации, цифровизации и трансформации общественных ценностей роль муниципалитетов в реализации молодежных инициатив становится ключевой. В этом контексте патриотическое воспитание и допризывная подготовка выступают инструментами не только военно-стратегического планирования, но и социальной консолидации. Цель исследования — выявить причины актуальности данных направлений молодежной политики и предложить пути их совершенствования.

Молодежь (возрастная группа 14–35 лет) составляет около 30% населения большинства стран, что делает ее стратегическим ресурсом развития. Однако именно эта группа сталкивается с системными проблемами: безработицей, образовательным неравенством, маргинализацией и снижением доверия к институтам власти. Муниципалитеты, как уровень управления, наиболее приближенный к гражданам, обладают уникальными возможностями для адресной работы с молодежью через локальные программы и проекты. 

В условиях глобальных вызовов XXI века — гибридных конфликтов, дезинтеграции традиционных ценностей и демографических кризисов — молодежная политика в сфере патриотического воспитания и допризывной подготовки становится стратегическим элементом национальной безопасности и социальной стабильности. В статье анализируются ключевые аспекты актуальности данной политики, включая её роль в формировании гражданской идентичности, укреплении обороноспособности государства, профилактике деструктивных явлений и адаптации к современным угрозам. На основе анализа международного опыта и эмпирических данных формулируются рекомендации для оптимизации государственных программ.

Актуальность молодежной политики в сфере патриотического воспитания и допризывной подготовки граждан обусловлена комплексом современных вызовов и потребностей общества. Вот ключевые аспекты:

Геополитические и национальные угрозы

— Рост международной напряженности, гибридные войны и киберугрозы требуют укрепления обороноспособности государства.

— Допризывная подготовка формирует базовые военные навыки, повышая мобилизационную готовность молодежи.

— Патриотизм как идеологический фундамент способствует единству общества в условиях внешнего давления.

Социальная сплоченность и идентичность

— В многонациональных и многоконфессиональных обществах патриотическое воспитание помогает создать общую гражданскую идентичность, избегая крайностей национализма.

— Примеры: программы межкультурного диалога в России («Юнармия»), волонтерские проекты (Бессмертный полк).

Социально-культурная консолидация

- Мультикультурные общества: В РФ, где проживает более 190 этносов, патриотизм становится надэтнической ценностью (проекты «Диалог культур», «Юнармия»).

- Кризис исторической памяти: 57% молодежи в возрасте 18–24 лет не могут назвать ключевые даты ВОВ (ВЦИОМ, 2022). Программы типа «Бессмертный полк» и «Волонтеры Победы» снижают этот показатель.

Физическое и морально-психологическое здоровье

— Допризывная подготовка включает физическую подготовку, что актуально на фоне снижения уровня здоровья молодежи (гиподинамия, цифровая зависимость).

— Военно-спортивные игры (например, «Зарница») развивают лидерские качества, стрессоустойчивость и командный дух.

Профилактика деструктивных явлений

— Патриотические проекты и военно-патриотические клубы отвлекают молодежь от влияния экстремистских групп, наркомании и девиантного поведения.

— Пример: вовлечение подростков в поисковые отряды (работа с историей ВОВ).

Адаптация к современным вызовам

Профилактика девиантного поведения

- Данные МВД РФ: Участие в военно-патриотических движениях снижает риск вовлечения в экстремизм на 40%.

- Физическое здоровье: 70% участников проектов «Готов к труду и обороне» (ГТО) демонстрируют улучшение физической формы (исследование НИИ спорта, 2023).

— Интеграция цифровых технологий в обучение (киберспортивные турниры, симуляторы) для подготовки к новым видам угроз.

— Акцент на кибербезопасность и информационную грамотность как часть патриотического воспитания.

Демография и кадровый потенциал

— Подготовка кадров для армии, МЧС, правоохранительных органов в условиях демографических провалов.

— Профориентация: знакомство с военными и гражданскими профессиями через учебные сборы и стажировки.

Адаптация к технологическим вызовам

- Киберпатриотизм: Внедрение цифровых симуляторов (например, VR-тренажеры тактических учений) повышает интерес молодежи к военной службе.

- Информационная грамотность: Курсы по распознаванию фейков в рамках уроков ОБЖ.

Значительное место во всем этом занимает поисковое движение – это общественное движение в деле увековечения памяти павших защитников Отечества 1941–1945 годов, которое в настоящее время по своему содержанию является военно-патриотическим движением. Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» было создано в апреле 2013 г. и является самой крупной организацией, занимающейся полевой и архивной поисковой работой. Движение объединяет более 42 тысяч поисковиков всех возрастов в составе 1428 поисковых отрядов. Региональные отделения Движения открыты в 82 субъектах Российской Федерации. В мировой практике общественного движения подобного профиля еще не существовало.

Историко-патриотические и поисковые клубы стали заметным явлением в общественной жизни России. Созданные в советское время, они фактически приняли от комсомола эстафету патриотического воспитания молодежи, пронесли ее через 1990-е годы – то время, когда само слово «патриотизм» старались вывести из употребления. За последние десятилетия мирного времени участниками поискового движения были возвращены тысячи имен.

В условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются три уровня государственной молодежной политики со своей спецификой ее реализации: федеральный, региональный и муниципальный. В настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов, создается и совершенствуется региональная нормативно-правовая база, которая закрепляет на федеральном уровне общественные отношения, сложившиеся в процессе реализации государственной молодежной политики, между органами государственной власти и местного самоуправления, различными молодежными совещательными структурами, молодежными общественными объединениями, иными юридическими и физическими лицами, восполняя пробел в сфере молодежной политики, который существует в течение последних 15 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что в последнее время изменилось сущностное понимание патриотического воспитания, что объясняется, в первую очередь, индивидуальным подходом руководства страны к пониманию места патриотизма в политической культуре российского общества. В основу программы были заложены следующие принципы:

− принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

− принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы, с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;

– принцип активности, предусматривающий настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

− принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход в передаче социально- ценностного опыта поколениям, формировании чувства гордости за свою семью, свою страну (национальные традиции в быту, внутрисемейных отношениях, учебе, труде, творчестве);

 – принцип учета региональных условий при пропаганде патриотических идей и ценностей (не только общероссийского значения, но и местного или регионального, характеризующихся любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию и т.д.).

Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур.

Молодежная политика в сфере патриотизма и допризывной подготовки сохраняет актуальность как ответ на вызовы глобальной нестабильности. Её эффективность зависит от баланса между традициями и инновациями, диалогом с молодежью и избеганием идеологических крайностей. Успешные кейсы (например, «Юнармия», охватившая 1,5 млн участников) доказывают: патриотизм — не архаика, а живой инструмент формирования ответственного гражданина.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон № 489-ФЗ от 30 декабря 2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации».
2. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Федеральный закон № 489-ФЗ от 30 декабря 2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации». 
4. Исследование ВШЭ (2023). «Молодежь в малых городах России: запросы и возможности».  
5. Муниципальная практика г. Казань: отчеты о реализации «Молодежного бюджета» (2021–2023).  
6. Иванов А.В. (2022). «Патриотизм в эпоху TikTok: новые форматы молодежной политики». М.: Изд-во РГСУ.
7. Данные Минобороны РФ (2023). «Отчет о допризывной подготовке в регионах».
8. Афонина В.Н. Молодежная политика в региональном политическом дискурсе // Ученые записки СКАГС. Ростов-на- Дону. 2002. № 1.
9. Бабинцев В.П. Региональные органы власти и проблемы реализации государственной молодежной политики // Молодежная политика: информационный бюллетень. 2014. № 96 –100.
10. Бабочкин П.И. Молодежь в структуре современного российского общества // Методологические проблемы исследования молодежи (материалы к дискуссии). М.: НИЦ при Институте молодежи, 2008.
11. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2007.
12. Камалдинова Э.И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности. М.: Педагогика, 2008.
13. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 13.10.2017) «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 2016, № 2 (ч. I), ст. 368.
14. Харченко К.В. Белгородская модель программно- целевого регулирования молодежной политики // К. Харченко; БелГУ // Муниципальная власть, 2009. № 3.
15. Щенина О.Г. Молодежь в современной России. СПб.: Питер, 2009.