ПРОЕКТ ТУМАНГАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)
Рубрика: Политология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)
ПРОЕКТ ТУМАНГАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
TUMEN PROJECT: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT IN THE FIELD OF RUSSIAN-CHINESE RELATIONS
Konstantin Kurnosow
Undergraduate, Dostoevsky Omsk State University, Russia, Omsk
Аннотация. Статья посвящена Туманганскому проекту – одному из амбициозных проектов трансграничного сотрудничества в Северо-Восточной Азии. В планах было создание зон СЭЗ из сопредельных территорий КНР, КНДР и РФ, комплексное развитие транспортной инфраструктуры и экономики на территориях вблизи места пересечения границ трёх стран – устья реки Туманной. Однако реализация проекта столкнулась со множеством проблем, которые привели к фактической заморозке проекта.
Теперь же, когда общемировая политическая ситуация кардинально изменилась, возобновление Туманганского проекта может стать важным фактором в дальнейшем развитии Российско-китайских отношений.
Abstract. The article is dedicated to Tumen project – one of most ambitious projects of transborder cooperation in North-West Asia. There should be creation of SEZ, complex development of transport and economy on lands near the crossing of borders of PRC, DPRK and Russia. However, implementation of the project face numbers of obstacles and now is curtailed.
Now, when the global political situation has changed dramatically, the resumption of the Tumangan project may become an important factor in the further development of Russian-Chinese relations.
Ключевые слова: Дальний Восток, трансграничное сотрудничество, Российско-китайские отношения
Keywords: Far-East, transborder cooperation, Russian-Chinese relations
История Туманганского проекта началась в конце 80-х годов. Проект, тогда ещё в качестве Программы развития района р. Туманной, был сочтён перспективным на уровне ООН [1], ПРООН утвердила программу помощи для реализации проекта. Изначально в нём участвовали обе Кореи, КНР и Монголия, в 1992 году присоединились Россия и Япония. Основными целями проекта декларировались развитие экономических, транспортных и иных связей между странами.
С присоединением к проекту России началась работа над ещё одной частью проекта – созданию международного города-порта в устье реки Туманной, который бы имел особый статус и придавал дополнительный импульс развитию сопредельных территорий. Основными источниками финансирования проекта должны были стать инвестиции ПРООН и частные вложения от всех стран-участниц.
В 1993-1995 годах, когда уже шла подготовка проекта, были выявлены серьёзные противоречия между странами-участницами проекта. Основным инициатором и вдохновителем проекта была китайская сторона, а в процессе подготовки стало понятно, что китайское видение проекта не устраивает как КНДР, так и Россию. Основным проблемным моментом был вопрос суверенитета над территориями, вовлечёнными в создание города-порта и утрата значимости уже существующих портов: КНДР и РФ не были готовы на передачу своих территорий в долгосрочное пользование для проекта, так-же проект предполагал широкомасштабное участие частного бизнеса на всех этапах реализации, что не устраивало КНДР. Противоречия между сторонами привели к значительному затягиванию сбора очередного заседания комитета управления проекта в Москве из-за расхождения позиций сторон, в особенности, между РФ и Китаем.
В случае РФ свою роль сыграл и федерализм России: весь проект в целом и в особенности создание нового порта угрожали положению и доходам местных элит Приморского края, которые опасались превращения своего региона в придаток более развитых регионов сопредельного Китая, а так-же потери товарооборота в уже существующих портах Края: Владивостока и Находки.
Противоречия эти оказались слишком серьёзными, и для продолжения работы проекта были заключены соглашения, фактически отменявшие все планы по созданию порта в устье реки Туманной. 4-е заседание КУП прошло в июле 1994 года в Москве, и окончательно закрепило сворачивание проекта Туманган и переориентированию всех структур Туманганской на формирование механизмов двухстороннего и многостороннего сотрудничества между странами Северо-западной Азии. [2, с 91, 100, 103]
Первые соглашения в рамках изменённого формата были заключены в 1995 году [3] и охватывали вопросы реформирования управляющих структур инициативы, экономического, культурного, научно-технического развития и сохранения экологии района реки Туманной.
До середины нулевых годов XXI века инициатива продолжала свою работу в рамках, в основном двусторонних соглашений между странами, в первую очередь, Российско-Китайских и Китайско-Корейских при участии ООН и других стран, участвующих в теперь уже Расширенной Туманганской инициативе (название было изменено в 2005 году).
Ещё одним ударом для инициативы, особенно для её первоначальных целей – развития инфраструктуры региона реки Туманной, стал выход из неё КНДР в 2009 году. Основным поводом для этого стало осуждение ООН ядерных испытаний КНДР и охлаждение отношений между КНДР и другими странами-участницами программы, но были и другие факторы, среди которых общее снижения интереса КНДР к инициативе, расхождения в вопросах реализации соглашений с КНР и недовольство объёмами внешних инвестиций в проекты, проводимые непосредственно на территории КНДР. [4, с 42] В дальнейшем активность несколько снизилась из-за потери уже 2-го участника: помимо КНДР к инициативе утратила интерес и Япония. [5, с 165]
Расширенная Туманганская инициатива, появившаяся, как было сказано выше, в 2005 году, в второй половине 2000-х годов пережила серьёзные преобразования и реорганизацию, проведённую с целью приведения структуры организации в соответствие с изменившимися целями и масштабами деятельности: были созданы межправительственные советы, профильные комитеты по 5 секторам, ставшим приоритетными для интеграционного проекта.[7] В дальнейшем было создано ещё несколько профильных комитетов, в их числе – комитет по развитию интеграции на региональном уровне.
На сегодняшний день Расширенная Туманганская инициатива продолжает свою работу. На 2025 год в ней участвуют КНР, Россия, Южная Корея и Монголия. Проводятся встречи профильных комитеты и консультативных комиссий с участием представителей профильных министерств, региональных администраций и различных организаций. Следующее, 25-е, заседание Консультативной комиссии пройдёт в 2025 году в России.
В её текущем виде структура РТИ, следующая: основным руководящим органом, является консультативная комиссия, её состав уже упомянут выше. Комиссия определяет основные цели и задачи для секретариата и 6 профильных комитетов (по сельскому хозяйству, энергетике, экологии, туризму, транспорту, а также торгово-инвестиционный комитет с таможенным подкомитетом). Также РТИ имеет представительства в каждой из стран-участниц и профильные ассоциации, через которые ведётся сотрудничество, координации и консультации «на местах», с банковским сектором, бизнесом, научными организациями, а также упомянутый ранее комитет по развитию интеграции на региональном уровне (также имеет логистический подкомитет).
Основные направления дальнейшей деятельности Инициативы и её подразделений были недавно обновлены и представлены в стратегическом плане действий Инициативы на 2025-2029 годы [8]. Основные цели Инициативы остались прежними – развитие экономического, технического, экологического, исследовательского сотрудничества, в том числе в сфере цифровой торговли и цифровизации документооборота между участниками Инициативы. [8,9]
Также можно отметить, что изменения Российско-китайских отношениях и в общемировой политической и экономической ситуации, произошедшие в 2022 году и позднее, практически не отразились на работе Расширенной Туманганской инициативы: не отмечено ни значительного качественного, ни количественного изменения активности инициативы, а вопросы развития инициативы не поднимаются на сколько-нибудь высоком уровне, уступая иным форматам сотрудничества.[6]. Не попали они, в частности, и в стратегический план действий Инициативы на 2025-2029 года, упомянутый выше.
При этом перспективы у инициативы есть: в условиях сближения России и Китая и роста напряжения между каждой из стран и т.н. стран Запада, сближение и упрочнение отношений крайне ценно, и развитие контактов на всех уровнях, в том числе региональным, внесло значительный вклад в это дело. Российский Дальний Восток так-же мог бы получить значительные выгоды от расширения сотрудничества в рамках программы.
