Статья:

К вопросу об островах: российско-японские отношения

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Огородник А.В. К вопросу об островах: российско-японские отношения // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 20.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу об островах: российско-японские отношения

Огородник Анастасия Викторовна
студент, Донецкий национальный университет, Украина, г. Донецк
Медовкина Лина Юрьевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц., Донецкий национальный университет, Украина, г. Донецк

 

Возникновение на постсоветском пространстве в конце XX века новых суверенных государств, вывело на международную арену и Российскую Федерацию, заявив себя правопреемницей Советского Союза. Именно в то время начинают развиваться новые сложные и противоречивые интеграционные процессы. Перед Россией встает вопрос о том, в каком направлении выстраивать новые международные отношения и с кем сотрудничать по различного рода вопросам, с кем искать точки соприкосновения и объединять рынки.

С распадом Советского Союза исчезло идеологическое противостояние с Японией, длившееся в течение всей «холодной войны». По истечению стольких лет, Россия начала относиться к Японии как к крупной мировой самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах. Япония, в свою очередь, одной из первых признала правительство Российской Федерации в декабре 1991 года, и в скором времени после этого заявила о намерении повернуть свой политический курс в сторону новообразовавшегося государства.

Довольно долго было распространено мнение, что отношения между данными государствами не способны преодолеть историческую инерцию взаимного недоверия, сконцентрированного и поныне вокруг проблемы территориального размежевания, и потому обречены на довольно низкий уровень развития [6]. Но процесс этого преодоление, каким бы сложным он ни был, имеет место быть, ибо для Японии появляется множество полезного от взаимодействия с Россией в рамках двусторонних отношений, а также в рамках «Большой восьмерки». Россия воспринимается Японией как серьезный партнер в мировых делах, а оснований для опасения об угрозе (военной или экономической) со стороны России, как были со стороны СССР, отсутствуют.

В начале второй декады XXI века, взаимоотношения между двумя государствами окрепли: состоялось несколько встреч на высшем уровне между президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ; имели место встречи в рамках G8 и G20; также визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и министра обороны РФ Сергея Шойгу в Токио [2]. Но в 2014 году атмосфера двусторонних отношений России и Японии пострадала на фоне присоединения Токио к антироссийским санкциям вместе с рядом западных стран, всвязи с ситуацией на Украине, но межгосударственные отношения остались на прежнем уровне.

На сегодняшний день, диалог между Россией и Японией на высшем уровне поддерживается постоянно. 27 апреля 2017г. президент России Владимир Путин встретился в Кремле с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. На повестке дня до сих пор очень остро и актуально стоит вопрос принадлежности южных Курильских остров, который остается неурегулированным со времен Второй мировой войны. Проводя исторический экскурс, можно наблюдать такую ситуацию: по окончанию войны все Курильские острова были включены в состав СССР. Однако, принадлежность некоторых островов Большой гряды Курильских островов (Итуруп, Кунашир), самого крупного острова Малой гряды Курильских островов, Шикотан, и группы островов Хабомаи, оспаривает Япония. Юрисдикция СССР над Курильскими островами была установлена Сан-Франциским мирным договором между Японией и союзниками:

Сан-Францисский мирный договор (1951). Глава II. Территория.

с) Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г [4].

Во второй половине XX в., между бывшим СССР и Японией был заключен ряд договоров и деклараций, которые прекращали состояние войны, восстанавливали дипломатические отношения, обеспечивали взаимодействие в вопросах безопасности. Но мирный договор между двумя государствами до сих пор не подписан. Именно проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора.

Позиция Москвы по данному вопросу состоит в том, что южные Курильские острова вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия. Поэтому, они являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны и закреплёнными в Уставе ООН, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое подтверждение, сомнению не подлежит [3]. 18 февраля 2014 года министр иностранных дел РФ заявил, что «Россия не рассматривает ситуацию с Японией в вопросе о границах как некий территориальный спор». 22 августа 2015 премьер-министр Дмитрий Медведев в связи со своим посещением острова Итуруп сформулировал позицию России, заявив, что Курильские острова «являются частью РФ, входят в субъект РФ под названием Сахалинская область, и поэтому мы посещали, посещаем и будем посещать Курилы» [7].

Позиция Японии по данной проблеме является прямо противоположной позиции России. Япония считает, что северные территории являются исторически – вековыми территориями Японии, поэтому, по их мнению, они находятся под незаконной оккупацией России. Чтобы решить этот вопрос и по возможности быстро заключить мирный договор, Япония продолжает переговоры с Россией на основании уже достигнутых ранее соглашений (Японско-советская совместная декларация 1956 года, Токийская декларация 1993 года и т.п.).

Также, согласно японской позиции, в случае подтверждения принадлежности Северных территорий к Японии, Япония готова гибко подойти ко времени и порядку их возврата (Япония готова пойти на согласие с российским правительством, чтобы проживающие на данных территориях граждане не подверглись насильственному выселению, которому когда-то подверглись японцы, выселенные Иосифом Сталиным) [5].

Не менее важным вопросом, в рамках данного территориального спора, стоит вопрос национальной и международной безопасности, ведь опасность конфликта между Россией и Японией существует. Оба государства защищают «свои» территории определенным количеством вооружений и войск.

Из выше сказанного мы видим, что для обеих стран вопрос Курильских островов за долгие десятилетия стал делом принципа. Ни одна из сторон не хочет уступать свою позицию в пользу другой. Более того, с политической точки зрения, подобные уступки могут грозить лидерам серьёзнейшими электоральными потерями, а в крайнем случае – крахом политической карьеры. Особую роль занимает политико–экономическая и военно – стратегическая ценность вопроса. Как сказал начальник Федерального главного управления «МАП Сахалина» министерства транспорта РФ Егоров М. И: «В случае уступки территориальным требованиям Японии, Россия потеряет незамерзающие пролив Фриза и пролив Екатерины. Тем самым Россия потеряет свободный выход в Тихий Океан. Япония обязательно сделает проход через проливы платным или ограниченным» [8]. Данное предположение не вызывает сомнения, хоть и суть его состоит в ограничении мирного прохода судов через отдельные участки территориальных вод определенного государства без указания на интересы безопасности государства, противоречило бы Международному морскому праву, а также Конвенции ООН по морскому праву, ратифицированную Японией.

Вопрос Курильских островов до сих пор обсуждается на встречах на высшем уровне между правительством РФ и Японии. Не стала исключением и уже упомянутая недавняя встреча (27.04.2017) Владимира Путина с Синдзо Абэ, где Курильский вопрос стоял в центре внимания. Токио не скрывает, что считает Итуруп, Кунашир и Хабомаи своими незаконно оккупированными «северными территориями». Москва, в свою очередь, считает эти острова частью Курил и неоднократно заявляла, что их нынешний статус пересмотру не подлежит. И по вопросу о принадлежности островов страны сохранили свои позиции. Итогом встречи В.В.Путина и Синлэо Абэ стала договоренность о том, что две страны будут вести совместную экономическую деятельность на Курилах [1].

Касательно хозяйственной деятельности на северных островах, Москва и Токио обсудили начало туристических туров в районе островов, и предоставления медицинского сервиса российским жителям Курил. Эти проекты были предложены Японией, которые она требует реализовывать в соответствии с системой, которая учитывала бы законодательства обеих стран: полицейские силы, налогообложение и так далее. Россия, в свою очередь, свою позицию не меняет: проекты не должны противоречить российским законам.

Таким образом, можно сделать вывод, что Курильский вопрос и подписание мирного договора между Российской Федерацией и Японией, на данный момент является точкой преткновения во внешнеполитической деятельности двух стран, а также во внутриполитической деятельности каждой страны в отдельности. Ни одна из сторон не идет на компромиссы, хотя обсуждение вопроса поднимается практически на каждой встрече на высшем уровне. Решение вопроса возможно только путем длительных и упорных переговоров, которые, в свою очередь, шаг за шагом, привели бы к подписанию выгодного для обеих стран договора. Ни одна международная организация и ее деятельность или полномочия, ни проведение референдума не позволит столь основательно разобрать и решить данный насущный вопрос. Поэтому, дело стоит за эффективной коммуникацией обеих стран во имя достижения общей цели и обеспечения международной безопасности, а также, в первую очередь, безопасности собственных граждан, каждой спорящей и противостоящей стороне в данном вопросе.

 

Список литературы:
1. Курильский вопрос: Путин и Абэ провели переговоры в Москве. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ru.delfi.lt/abroad/russia/kurilskij-vopros-putin-i-abe-proveli-pe... (Дата обращения 01.05.2017).
2. Межгосударственные отношения Россия – Япония. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/spravka/20151019/1301742918.html (Дата обращения 29.04.2017).
3. МИД РФ: протесты Японии против поездки Медведева на Курилы неуместны. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/politics/20100930/280835074.html (Дата обращения 29.04.2017).
4. МИРНЫЙ ДОГОВОР С ЯПОНИЕЙ, подписанный в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rgavmf.ru/sites/default/files/lib/sf_dogovor_1951_text.pdf (Дата обращения 30.04.2017).
5. На договоры наплевать. Мнение Вашингтона и Токио о принадлежности Курил. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://vpk-news.ru/articles/9170 (Дата обращения 01.05.2017).
6. Русско-японские отношения в XXI веке. (Выступление на I научно-практической конференции Ассоциации японоведов «Российско-японские отношения на современном этапе: будет ли качественный сдвиг?», 14 ноября 2008 года) – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://dosokai.livejournal.com/17086.html (Дата обращения 29.04.2017).
7. РФ не рассматривает ситуацию с Японией в вопросе о границах как некий территориальный спор. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://tass.ru/politika/977894 (Дата обращения 01.05.2017).
8. Слушается дело о посягательствах на суверенитет России и международное право. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://siaa.ru/?pg=2&id=100037&type=128&page=26&hd=2 (Дата обращения 01.05.2017).