ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СТРАНЫ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ: ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(322)
Рубрика: Политология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(322)
ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СТРАНЫ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ: ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ
Аннотация. В данной статье предпринята попытка систематизации факторов привлекательности страны на основе анализа литературы.
Ключевые слова: территориальная привлекательность; привлекательность страны; факторы привлекательности страны.
В современном мире в условиях роста конкуренции и быстро меняющихся реалий территориальная привлекательность, в том числе привлекательность страны, приобретает всё большее значение.
Территория должна консолидировать свое конкурентоспособное состояние, чтобы быть привлекательной в своей постоянной сути [2, p. 43]. Кроме того привлекательность – это взаимодействие комплексного набора характеристик, основанных на наличии/отсутствии определенных форм территориального капитала привлекательного для различных аудиторий [6, p. 30]. Именно эти два определения приняты за отправную точку в данной статье.
Существуют различные подходы к классификации факторов привлекательности страны, основные из которых в систематизированном виде представлены автором в Таблице 1.
Таблица 1.
Классификация факторов привлекательности
№ |
Подходы к категоризации |
Факторы |
1 |
Среда актора |
Внутренние факторы Внешние факторы |
2 |
В соответствии с различными сферами/измерениями привлекательности |
Факторы инвестиционной, туристической, миграционной, научной, технологической и др. видов привлекательности |
3 |
С точки зрения инноваций, конкурентоспособности и устойчивости
|
Территориальные Политико-институциональные Экономические Социальные Экологические |
4 |
С позиции антропологического характера |
Факторы человеческого развития Факторы ведения бизнеса |
5 |
В зависимости от материальной/нематериальной привлекательности |
Факторы движения потоков Факторы восприятия/образа места Факторы местоположения (аттракторы) |
6 |
С позиции международных мероприятий
|
Экономические Социально-политические Экологические |
Источник: составлена автором на основе анализа литературы
Во-первых, мы можем разделить все факторы на внутренние и внешние. К внутренним причисляются диссонанс между внутренним и внешним имиджами государства, психосоциальный фон, культурный потенциал государства, идентичность и идентификация. Внешние факторы включают в себя мировую конкуренцию в различных сферах, появление новых вызовов мирового развития, развитие новых коммуникационных технологий, изменения в общественном развитии и способах взаимодействия [7, с. 308].
Следующий тип категоризации связан с определенными измерениями/сферами.
Таким образом, выделяют бизнес-, инвестиционную, туристическую, миграционную, социальную, экологическую и другие виды привлекательности.
Каждый из этих видов включает в себя подтипы факторов. В частности, инвестиционная привлекательность состоит из экономических, социально-культурных и политических составляющих [2, p. 50–51].
Факторы миграционной привлекательности включают в себя демографические, экономические, социальные и связанные с уровнем жизни [5, с. 37]. Некоторые практические подходы рассматривают факторы с точки зрения территориального капитала (что наглядно иллюстрирует одна из интерпретаций привлекательности, приведенная в начале данной статьи). Со ссылкой на исследование ОЭСР от 2001 года такие факторы, как географическое положение, размер территории, производственная обеспеченность, климат, традиции, природные ресурсы, обеспечиваемые городами качество жизни или агломерационная экономика, определяют конкретный капитал конкретных территориальных единиц [6, p. 34].
Данный термин достаточно широкий, что затрудняет его использование. В прикладном плане интерес представляет разделение территориального капитала на физические/осязаемые и нематериальные компоненты. В первую категорию – так называемый «поведенческий капитал» - входят социальный, человеческий, когнитивный, политический капитал, а также отношения между внутренними и внешними акторами. Так называемый «физический капитал» охватывает инфраструктурный, экологический, производительный, воздействие на условия проживания, ландшафтный капитал [6, p. 36].
Кроме того, ученые также выделяют также факторы таких типов привлекательности как:
- для резидентов – благоприятные условия для домохозяйств;
- технологическая – исследовательские центры, новые информационно-коммуникационные технологии для установления доступа к информации, а также для укрепления сотрудничества между заинтересованными сторонами;
- научная – популярность научных рабочих мест, среда для исследователей и инженеров [2, p. 46-47].
Третий подход к систематизации факторов через призму инноваций, конкурентоспособности и устойчивости представлен в Таблице 2.
Таблица 2.
Факторы привлекательности с позиции инноваций, конкурентоспособности и устойчивости
Наименование фактора |
Объяснение |
Территориальные
|
Связаны с местной локальной идентичностью (материальное и нематериальное культурное наследие, ландшафт и территориальная идентичность |
Политико-институциональные |
Способность территории к самоорганизации и принятию решений относительно своих ресурсов (институциональная структура, система управления) |
Экономические |
Локальный экономические условия, маркетинговая структура, доступные ресурсы, диверсифицированная среда и потенциальные возможности для туризма |
Социальные |
Качество жизни (здравоохранение, безопасность и условия труда, возможности для повышения квалификации), этика, отношение к окружающей среде |
Экологические |
Ограничение потребления ресурсов, обновление местной экосистемы, рациональное использование воды и энергии, переработка отходов и сточных вод, сохранение биоразнообразия, разработка специальных программ |
Четвертый вариант систематизации факторов – это разделение на две большие группы, связанные с человеческим развитием и ведением бизнеса. При этом каждая категория может быть подразделена на краткосрочные (туризм, деловое сотрудничество) и долгосрочные (расселение, инвестирование) факторы [6, p. 31–32].
Пятый тип категоризации факторов привлекательности основан на восприятии и реальных данных:
- выявленная привлекательность основывается на притоках (или удержании оттоков), при этом рассматриваются потоки – прямые иностранные инвестиции, мигранты, человеческий капитал (высококвалифицированные рабочие, студенты, исследователи и др.), туристы и другие;
- воспринимаемая привлекательность исходит из восприятия/образа места и включает таких воспринимающих субъектов как бизнес-сообщество, туристы, другие категории людей (работники, жители, студенты и др.) и другие;
- реальная привлекательность базируется на таких факторах местоположения (аттракторы), как доступность, институциональное качество, связи, человеческий капитал, качество жизни, экологические и культурные активы и другие [4, p. 1164].
Наконец, шестой подход к определению факторов привлекательности затрагивает проведение международных мероприятий и публичную и ивент-дипломатию. В свете теории сигнализирования страны показывают свои возможности по проведению мероприятий посредством демонстрации своих экономических успехов. В соответствии с теорией мягкой силы государства стремятся к легитимации и демонстрируют «желательное» поведение с целью получения поощрения [3, p. 2–4]. Исследователи разработали модель для определения роли страновых факторов в принятии решений по проведению спортивных мероприятий. Согласно результатам важны не только экономическая привлекательность, но и человеческое развитие и прозрачность, то есть факторы социальной и экологической привлекательности [3, p. 8–9]. Ученые также предлагают разработать комплексный индекс факторов привлекательности на основе формирующей модели и четырех типов потоков – инвестиций, туристов, студентов и иммигрантов. Разработчики модели применили метод нормализации с целью достижения сопоставимости всех параметров (метод минимума–максимума) и метод совместного взвешивания (процесс распределения бюджета) в формате экспертного опроса [4, p. 1169–1170]. Таким образом, классификация факторов привлекательности страны на основе различных подходов, основанных на внутренней и внешней средах, конкретных сферах либо соображениях конкурентного и инновационного развития.
