Коррумпированность образования как одна из проблем современной России
Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Политология
XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Коррумпированность образования как одна из проблем современной России
Одной из главных язв современного общества, в условиях рыночных отношений и построения правового государства, является коррупция. На сегодняшний день масштабы этого явления весьма велики, в частности, в нашей стране. Не смотря на периодическое внедрение антикоррупционных мер, направленных на борьбу с данными правонарушениями, Россия занимает далеко не последнее место среди коррумпированных стран.
По данным ВЦИОМ на 2016 среди наиболее значимых проблем россияне, помимо прочих (экономические трудности, инфляция и безработица и т.д.), выделяют также коррупцию [10], исследования автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» (включено в реестр иностранных агентов) также показывают, что среди наиболее крупных сфер в которых гражданам чаще всего приходится использовать такие формы коррупции как взятка или подношение была признана сфера высшего образования - 60 % [13], все это еще раз показывает, насколько сильно развит данный общественный недуг.
Прежде, чем перейти к более подробному изучению проблемы коррупции, дадим определение данному понятию: согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 25 декабря 2008 под коррупцией понимают - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [2].
Итак, одной из наиболее коррумпированных сфер является образование, следует отметить, что коррупция в данной сфере подразумевает большую вовлеченность лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, что несет за собой такие последствия, как сокращение интеллектуальных ресурсов страны и падение уровня образования.
В соответствии с Докладом Общественной палаты «Об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики за 2012 год», можно выделить следующие стороны проявления коррупции:
· прием в образовательные организации. Преимущественно зачисление детей в детские сады и школы, а также поступление в средние специальные и высшие ученые заведения;
· перевод обещающихся внутри организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также между этими организациями;
· подготовка и сдача курсовых и дипломных работ;
· осуществлений преференций детям из обеспеченных семей, из семей чиновников в детском саду или школе в ущерб иным обучающимся детям;
· лицензирование и государственная аккредитация образовательных организаций;
· распределение государственных (муниципальных) заданий между подведомственными учреждениями, реструктуризация сети образовательных учреждений;
· использование имущества образовательных организаций [11].
Так же, стоит отметить, что в зону коррупции включает и репетиторство, частные уроки – когда они связаны с неправомерными гарантиями обязательного поступления «клиента» в вуз, получения определенных результатов в ходе школьного обучения, определенных результатов проведения итоговой аттестации и т.п. [11].
Однако, необходимо указать, что далеко не каждое получение от обучающегося денежных средств можно рассматривать как осуществление коррупционного взаимодействия: образовательные организации имеют право предоставлять платные услуги обещающимся.
Среди основных причин коррумпированности образования можно выделить:
· отсутствие своевременного контроля за осуществлением финансовой деятельности образовательными организациями;
· отсутствие четких требований к качеству государственных и. в том числе муниципальных услуг в образовательной сфере;
· неполнота и слабость таких образовательных процедур, как проведение аттестаций;
· низкий уровень зарплат и большая загруженность педагогов и работников сферы образования;
· слабая мотивированность учащихся и нежелание затрачивать какие- либо усилия на получение образования;
· прочно установившиеся представления о неизбежности коррупционных отношений.
Зачастую, стороны, принимающие участие в осуществлении коррупционных отношений, не придают значение ценности образования, поскольку, для них образование носит только лишь формальный характер и выражается в формальных его подтверждениях. Как результат, мы можем наблюдать широкое распространение коррупционных явлений.
Итак, из всего вышесказанного, можно заключить, что коррупция в системе отечественного образования приближается к критической отметке, данное явление несет в себе деструктивные последствия. Происходит, своего рода, обобществление взяточников: мы расцениваем данное явление как некую «общественную норму».
Говоря о механизмах противодействия коррупции, перечислим основные нормативно-правовые акты:
1. федеральные нормативные правовые акты:
· Конституция Российской Федерации;
· Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
· Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
· Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;
· Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
· Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2019 годы.
2. международные договоры:
· Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (от 27 января 1999 года);
· Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (от 31 октября 2003 года);
3. законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
4. муниципальные правовые акты.
Необходимо также отметить, что в законе «Об образовании в Российской Федерации», присутствует ряд положений, которые конкретизируют требования к информационной доступности и прозрачности деятельности образовательных организаций.
В утвержденной государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 -2020 годы предполагаются существенные поправки в системе оценки качества образования и прозрачности системы образования, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на коррупционные правонарушения.
Все же ведущую позицию в мероприятиях по борьбе с коррупцией занимают меры неправового характера, и здесь мы говорим о повышении заработной платы работникам в сфере образования и, непосредственно, повышении финансирование учебных заведений в целом. На сегодняшний день, к сожалению, отмечается недостаточная действенность и эффективность системы оплаты труда в образовательной сфере, что и является одной из причин поиска «иного» заработка среди преподавателей.. Значительно сокращает коррупционные риски и регламентация процедур оказания услуг в сфере образования.
Нами были выявлены несколько направлений в поиска путей решения проблемы коррумпированности образования:
· ужесточение внешнего контроля и надзора, а также мер уголовных наказаний за проявление любых явлений коррупционного характера (вплоть до весьма незначительных);
· разработка и внедрение общественно- государственных программ по борьбе с коррупционными проявлениями;
· защита прав педагогических работников, сообщивших о коррупционных проявлениях;
· учреждение системы рейтинговой оценки вузов и осуществление их финансирования по итогам конкурсного отбора;
· контроль за распределением бюджетных средств;
· ликвидация такого явления как продажа дипломных, курсовых работ и иных работ;
· использование системы централизованного тестирования (применительно для средних специальных и высших учебный заведений, позволяет автоматизировать механизм сдачи экзаменов);
· модернизирование действующей системы лицензирования образовательных организаций, а также государственной аккредитации образовательных программ.
Стоит отметить, что помимо всего вышеупомянутого, приоритетная позиция в борьбе с коррупцией в сфере образования должна отдаваться созданию представлений о ценности образования и о неприемлемости коррупционных явлений.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что коррупция в образовательной сфере - отрицательное и неблагоприятное явление, несущее в себе разрушительную силу не только в контексте качества образования, но и в экономическом развитии страны. К сожалению, на данный момент вопрос о возможности искоренения данного явления остается открытым.