Статья:

Коррумпированность образования как одна из проблем современной России

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Грекова Д.М., Петрущенкова К.Ю. Коррумпированность образования как одна из проблем современной России // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(11).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррумпированность образования как одна из проблем современной России

Грекова Дарья Михайловна
студент Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Петрущенкова Ксения Юрьевна
студент Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Бутовский Александр Юрьевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры правовых дисциплин, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Одной из главных язв современного общества,  в условиях рыночных отношений и построения правового государства,  является коррупция. На сегодняшний день масштабы этого явления весьма велики, в частности, в нашей стране. Не смотря на периодическое внедрение антикоррупционных мер, направленных на борьбу с данными правонарушениями, Россия занимает далеко не последнее место среди коррумпированных стран.

По данным ВЦИОМ на 2016 среди наиболее значимых проблем россияне, помимо прочих (экономические трудности, инфляция и безработица  и т.д.), выделяют также коррупцию [10], исследования автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» (включено в реестр иностранных агентов) также показывают, что среди наиболее крупных сфер в которых гражданам чаще всего приходится использовать такие формы коррупции как взятка или подношение была признана сфера высшего образования - 60 % [13], все это еще раз показывает, насколько сильно развит данный общественный недуг.

Прежде, чем перейти к более подробному изучению проблемы  коррупции, дадим определение данному понятию:  согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 25 декабря 2008 под коррупцией понимают -  злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [2].

Итак, одной из наиболее коррумпированных сфер является образование, следует отметить, что  коррупция в данной сфере подразумевает большую вовлеченность лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, что несет за собой такие последствия, как сокращение интеллектуальных ресурсов страны и падение уровня образования. 

В соответствии  с Докладом Общественной палаты  «Об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики за 2012 год», можно выделить следующие стороны проявления коррупции:

· прием  в образовательные организации. Преимущественно зачисление детей в детские сады и школы, а также поступление в средние специальные  и высшие ученые заведения;

· перевод обещающихся внутри  организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также между этими организациями;

· подготовка и сдача курсовых и дипломных работ;

· осуществлений преференций  детям  из  обеспеченных  семей,  из семей чиновников в детском саду или школе в ущерб иным обучающимся детям;

· лицензирование и государственная аккредитация образовательных организаций;

· распределение государственных (муниципальных) заданий между подведомственными учреждениями, реструктуризация сети образовательных учреждений;

· использование имущества образовательных организаций [11].

Так же, стоит отметить, что в зону коррупции включает и репетиторство, частные уроки  – когда они  связаны  с  неправомерными  гарантиями  обязательного  поступления «клиента» в вуз, получения определенных результатов в ходе школьного обучения,  определенных  результатов  проведения  итоговой  аттестации  и т.п. [11].

Однако, необходимо указать, что далеко не каждое получение от обучающегося денежных средств можно рассматривать как осуществление коррупционного взаимодействия: образовательные организации имеют право предоставлять платные услуги обещающимся.

Среди основных причин коррумпированности образования можно выделить:

·        отсутствие своевременного контроля за осуществлением финансовой деятельности образовательными организациями;

·        отсутствие четких требований к качеству государственных и. в том числе муниципальных услуг в образовательной сфере;

·        неполнота и слабость таких образовательных процедур, как проведение аттестаций;

·        низкий уровень зарплат и большая загруженность педагогов и работников сферы образования;

·        слабая мотивированность учащихся  и нежелание затрачивать какие- либо усилия на получение образования;

·        прочно установившиеся представления о неизбежности коррупционных отношений.

Зачастую, стороны, принимающие участие в осуществлении коррупционных отношений, не придают значение ценности образования, поскольку, для них образование носит только лишь формальный характер и выражается в формальных его подтверждениях. Как результат, мы можем  наблюдать широкое распространение коррупционных явлений.

Итак,  из всего вышесказанного, можно заключить, что коррупция в системе отечественного образования приближается к критической отметке, данное явление несет в себе деструктивные последствия.  Происходит, своего рода, обобществление взяточников: мы расцениваем данное явление как некую «общественную норму».

Говоря о механизмах противодействия коррупции,  перечислим основные нормативно-правовые акты:

1. федеральные нормативные правовые акты:

·  Конституция Российской Федерации;

· Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

· Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

· Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;

· Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;

· Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2019 годы.

2. международные договоры:

· Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (от 27 января 1999 года);

· Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (от 31 октября 2003 года);

3. законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4. муниципальные правовые акты.

Необходимо также  отметить, что в законе «Об образовании в Российской Федерации», присутствует ряд положений, которые  конкретизируют требования к информационной доступности и прозрачности деятельности образовательных организаций.

В утвержденной государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 -2020 годы предполагаются существенные поправки в системе оценки качества образования и прозрачности системы образования, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на коррупционные правонарушения.

Все же ведущую позицию в мероприятиях по борьбе с коррупцией занимают меры неправового характера, и здесь мы говорим о повышении заработной платы работникам в сфере образования и, непосредственно, повышении финансирование учебных заведений в целом. На сегодняшний день, к сожалению,  отмечается недостаточная действенность и эффективность системы оплаты труда в образовательной сфере, что и является одной из причин поиска «иного» заработка среди преподавателей.. Значительно сокращает коррупционные риски  и регламентация процедур оказания услуг в сфере образования.

Нами были выявлены несколько направлений  в поиска путей решения проблемы коррумпированности образования:

· ужесточение внешнего контроля и надзора, а также мер уголовных наказаний  за проявление любых явлений  коррупционного характера (вплоть до весьма незначительных);

· разработка и внедрение общественно- государственных программ по борьбе с коррупционными проявлениями;

· защита прав педагогических работников, сообщивших о коррупционных проявлениях;

· учреждение системы рейтинговой оценки вузов и осуществление их финансирования по итогам конкурсного отбора;

· контроль за распределением бюджетных средств;

· ликвидация такого явления как продажа дипломных, курсовых работ и иных работ;

· использование системы централизованного тестирования (применительно для средних специальных и высших учебный заведений, позволяет автоматизировать механизм сдачи экзаменов);

· модернизирование действующей системы лицензирования образовательных организаций, а также государственной   аккредитации образовательных программ.

Стоит отметить, что помимо всего вышеупомянутого,   приоритетная позиция в борьбе с коррупцией в сфере образования должна отдаваться созданию представлений о ценности образования и о неприемлемости коррупционных явлений.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что коррупция в образовательной сфере  - отрицательное и неблагоприятное явление, несущее в себе разрушительную силу не только в контексте качества образования, но и в экономическом развитии страны. К сожалению, на данный момент вопрос о возможности искоренения данного явления остается открытым.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации  [Электронный ресурс]:  http://www.constitution.ru/  (Дата обращения 24.04.2018).
2. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]:  http://www.kremlin.ru/acts/bank/28623 (Дата обращения 26.04.2018).
3. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/195958/ (Дата обращения 24.04.2018).
4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс]: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (Дата обращения 24.04.2018).
5. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;
6. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»; 
7. Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2019 годы [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71789012/  (Дата обращения 26.04.2018).
8. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. [Электронный ресурс]:  http://base.garant.ru/2560783/ (Дата обращения 24.04.2018).
9. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года. [Электронный ресурс]:  http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (Дата обращения 24.04.2018).
10. Данные опроса ВЦИОМ [Электронный ресурс]: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=430  (Дата обращения 24.04.2018).
11. Доклад «Об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участие институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики за 2012 год» [Электронный ресурс]:  https://www.oprf.ru/files/doklad_korrupciya.pdf (Дата обращения 25.04.2018).
12. Лунев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы.// Государство и право 2004, №4. с. 99-111.
13. Материалы II Международной Науно-Практической Конференции «Противодействие коррупции в Росии: пределы возможного» [Электронный ресурс]:  https://transparency.org.ru/research/v-rossii/sudya-po-oprosam-sfera-obrazovaniya-samaya-korrumpirovannaya.html  (Дата обращения 24.04.2018).
14. Римский В.Л. Бюрократия, клиентизм и коррупция в России.// Общественные науки и современность 2004, №6. с. 68-84