Статья:

Исторический фактор в современных политических отношениях Японии и Республики Корея

Конференция: VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Иванова Д.С. Исторический фактор в современных политических отношениях Японии и Республики Корея // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(7).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исторический фактор в современных политических отношениях Японии и Республики Корея

Иванова Дарья Сергеевна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аспекты, обуславливающие непрекращающиеся противоречия в отношениях Японии и Республики Корея, связаны с затянувшимся уже на несколько десятилетий поиском разрешения исторического конфликта. Данный исторический конфликт находит свое проявление в двух проблемах, каждая из которых по-своему сильно препятствует налаживанию отношений между двумя странами[1].

Первая проблема носит территориальный характер и связана с вопросом о принадлежности группы островов в Японском море. Острова Токто (по-корейски) или Такесима (по-японски) на данный момент находятся под непосредственным контролем Южной Кореи. Претензии, идущие со стороны Японии, Южной Кореей отвергаются.

Токто представляют собой два небольших острова и около 30 мелких островов-скал. По официальным заявлениям РК, данные острова были признаны Японией как часть территории Кореи в 1696 после столкновения в регионе корейских и японских рыболовов. Также было сказано, что в 1900 году группа островов была отдана под юрисдикцию провинции Ульдо, но в 1905 она была колонизирована на волне аннексии Корейского государства Японией.

После окончания Второй мировой войны острова Токто были по праву возвращены Корее. На странице правительства РК, посвященной данному вопросу, написано, что «Токто – это неотделимая часть территории государства Кореи по историческим, географическим причинам, а также в соответствии с международным правом»[2] .

Позиция, которой придерживается правительство Японии в данном вопросе, не находится в согласии с официальным курсом южнокорейского правительства, а скорее наоборот - представляет иную точку зрения.  На сайте министерства иностранных дел Японии события 17 века описываются совершенно иначе. Отсутствует подтверждение того факта, что острова Токто были признаны Японией корейской территорией в 1696 году. По мнению Токио, Республика Корея действовала,  не следуя рамкам закона, объявляя в 1952 году острова Токто своей территорией, так как они не были включены в перечень территорий, которые должны были быть ей возвращены по условиям Сан-Францисского договора.

Другим поводом для конфликта является тот факт, что острова выступают символом затянувшихся обид, корень которых лежит в долгом периоде колонизации Корейского полуострова Японией. Продолжая дальше отстаивать свою позицию, Токио предложил вынести спор на уровень Международного суда ООН в Гаге, чтобы оба государства могли выдвинуть свои претензии на острова. Сеул до сих пор не дал официального согласия[3].

Японское правительство вновь обновило свою политику по отношению к островам на фоне проведения зимней Олимпиады 2018 в Пхенчхане. Положительное во многом решение об участии в играх Южной и Северной Кореи под совместным флагом в Токио было встречено протестами.  Неприемлемым действием для правительства Японии стало включение спорных островов в изображение флага Корейского полуострова.

В целом, стоит заметить, что у Японии слишком много общего с Южной Кореей, чтобы позволить инцидентам во время Олимпийских игр усугубить длительные связи обеих стран. Сложившаяся ситуация говорит о том, что скорее всего политические круги Японии и Южной Кореи уже давно осознали тот факт, что исторические вопросы продолжат и дальше дестабилизировать взаимоотношения обоих государств.

На протяжении многих лет другим камнем преткновения в отношениях остается вопрос о «женщинах для утешения». Данный термин описывает женщин с Восточной и Юго-Восточной Азии, которые в довоенный период, как и в период Второй мировой войны были отданы японским руководством в сексуальное рабство. Ранее японское правительство предпринимало несколько попыток налаживания данного конфликта.

К ним относятся выступления бывшего главного секретаря Кабинета министров, Коно Ёхэй в 1993 году,  в котором признавалась причастность Имперской армии Японии в организации военных борделей. Позднее последовало выступление экс-премьер-министра Томиити Мураяма, в котором от лица Японии он приносил глубокое извинение за злодеяния военной эпохи. Другим шагом стало создание Фонда азиатских женщин для выплаты компенсаций и помощи в вопросах здравоохранения[4].

Создание Фонда правительством Японии было признано неэффективной мерой как правительством Республики Корея, так и самими жертвами. Критике подвергается тот факт, что все проекты Фонда финансово поддерживаются в основном за счет личных пожертвований японских граждан. Именно поэтому Сеул и «женщины для утешения» продолжают пытаться склонить Токио к созданию такого рода компенсации, которые можно бы было считать за официальное извинение японской стороны.

Соглашением, подписанным Японией и Республикой Кореи в 2015 году, оба государства стремились положить конец непрекращающемуся круговороту обвинений со стороны южнокорейской стороны и требований большей компенсации, в то время как японская сторона задавалась вопросом, каких уступок будет достаточно для удовлетворения претензии Сеула. В рамках данного соглашения Токио обязывался выплатить единовременную сумму на имя фонда, организованного южнокорейским правительством. Ключевым моментом является тот факт, что правительства обеих стран заявили о том, что последовательное соблюдение всех условий соглашения станет символом «окончательного и необратимого» процесса урегулирования данного вопроса.

В действительности всё снова оказалось не так однозначно, а дискуссии по поводу соглашения 2015 возобновились с приходом нового правительства президента Мун Чжэ Ина в Республике Корея. Сам господин Мун Чжэ Ин еще во время президентских выборов выступал с критикой соглашениям[5].

Токио очень резко отреагировал на заявление президента Южной Кореи о том, что соглашение 2015 года содержит множество недостатков неспособно полностью урегулировать данный вопрос. Таро Коно, министр иностранных дел Японии, в ответ на это выступил с заявлением, в котором делал строгое предупреждение Сеулу. По предупреждению Коно, любое требование Сеула касательно пересмотра соглашения не только бы вызвало рост напряженности в отношениях двух государств, но и могло бы привести к непоправимому «разлому». Причиной этому является тот факт, что Токио потерял бы любую уверенность в умении любой новой администрации Республики Корея придерживаться решений, принятых ее предшественниками. Так или иначе, заявление министра иностранных дел Южной Кореи Кан Кён Хва о том, что южнокорейское правительство не собирается требовать пересмотра соглашения, привело к краткосрочному урегулированию конфликта[6].

Но не стоит забывать о том, что сама Япония на данный момент стоит сразу перед несколькими вызовами – это и нерешенная ситуация на Корейском полуострове, и непредсказуемые действия президента США. Несмотря на сложную ситуацию, перед Синдзо Абэ стоит задача сохранения стабильных дипломатических отношений в регионе, в том числе отношений с Республикой Корея, которые являются очень хрупкими и в данной обстановке требуют срочного обновления.

Крепкий союз двух государств смог бы стать противовесом стремлениям Китая и КНДР, а также его можно было бы противопоставить в случае продвижения администрацией Трампа каких-либо крайних мер. Преодоление взаимной неприязни и противоречий для обоих государств объективно важнее в данной ситуации, нежели чем продолжение предъявлений друг другу новых требований.

 

Список литературы: 
1. Colonial rule and social change in Korea, 1910–1945 // Edited by Hong Yung Lee, Yung Chool Ha, and Clark W. Sorensen- Center for Korea studies Henry M. Jackson School of International Studies University of Washington, 2012– С. 45-46.
2. Позиция правительства Республики Корея [Электронный  ресурс]. – Режим доступа. - URL:  http://dokdo.mofa.go.kr/kor/# (дата обращения: 08.04.2018).
3. 156-year-old map may reignite Japan-South Korea island dispute  [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - URL: http://www.dw.com/en/156-year-old-map-may-reignite-japan-south-korea-island-dispute/a-39966162 (дата обращения: 08.04.2018).
4. Establishment of the AW Fund, and the basic nature of its projects. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - URL: http://www.awf.or.jp/e2/foundation.html (дата обращения: 20.04.2018).
5. South Korean president lashes Japan over ‘comfort women’ issue. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2018/03/01/national/politics-diplomacy/moon-says-japan-no-position-declare-comfort-women-issue-settled/ (дата обращения: 20.04.2018).
6. The Japan-South Korea ‘Comfort Women’ Agreement Survives (Barely).  [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - URL: https://thediplomat.com/2018/01/the-japan-south-korea-comfort-women-agreement-survives-barely/ (дата обращения: 20.04.2018).