Из истории школьной формы в России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Из истории школьной формы в России
Вопрос о введении в учебных заведениях школьной формы всегда был актуален и тесно связан с социокультурной и политической ситуацией в стране. Форма являлась одним из главных атрибутов школьной жизни, которая, следуя за политикой и модой, менялась и подстраивалась под историческую действительность нашей страны в течение двух столетий.
Историки называют датой введения школьной формы в России – 1834 год. Именно в этом году императором Николаем I было утверждено «Положение о гражданских мундирах», которое предписывало всем государственным служащим носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, а также учащимся [10]. Сначала форму ввели для мальчиков, а затем для девочек, когда стали появляться женские гимназии. После был принят новый закон, который установил общую систему гражданских мундиров для всех учащихся в Российской империи, которая была разделена на студенческие и гимназические мундиры [6, с. 176]. Форма была преимущественно военного фасона, ее носили не только на занятиях, но и во время праздников, а так же на улице и дома. Она являлась предметом гордости и могла отличаться в зависимости от учебного заведения. Девочкам, в отличие от мальчиков, не разрешалось носить форму как повседневную одежду [14, с. 71-73].
Однако, первая женская школьная форма появилась еще раньше, в 1764 году, в Смольном институте благородных девиц, основанном императрицей Екатериной II. Ученики первого женского учебного заведения в России должны были носить платья определенного цвета в зависимости от возраста. Все были украшены белыми воротниками и манжетами. Неотъемлемой частью формы был черный, а в праздничные дни – белый фартук [7, 12].
Однако сразу после революции, в рамках борьбы с наследием царского режима в 1918 были изданы декреты и положения, отменявшие ношение школьной формы [3, 8]. Форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и с позиций классовой борьбы стала считаться символом принадлежности к высшим сословиям, демонстрировала несвободу ученика и даже унижала его [8]. Но отказ от формы был продиктован не только идеологическими соображениями, но и материальными. По причине бедности населения в период Гражданской войны и в период восстановления сил страны после революционных и военных потрясений, ученики ходили в школу только в том, что могли предоставить им родители.
Обязательной школьная форма становится лишь после Великой Отечественной войны – в 1949 году и начинает символизировать равенство всех сословий, в противоположность тому, что был до революции. Отныне девочки были обязаны носить коричневые шерстяные платья с черным передником и черные или коричневые банты в будничные дни, а по праздникам разрешалось надевать белые фартучки с белыми бантами. Мальчиков одели в серые военные гимнастерки с ремнем и пряжкой [1]. Таким образом, новая советская школьная форма в целом оказалась идентичной гимназической форме царской России, с некоторыми символическими дополнениямив виде красных галстуков для пионеров или значков на груди для комсомольцев и октябрят.
В 1962 году форма подлежала изменению, сказалось влияние «оттепели». Впервые в советской школьной форме отразились модные тенденции 1960-х гг. У формы для мальчиков фасон остался такой же – милитаризированного вида, но изменения произошли с гимнастеркой – поменяли ее на серый шерстяной костюм на четырех пуговицах. А форма девочек осталось прежней [5].
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами с двумя карманами и клапанами на груди, так куртка у мальчиков стала отдаленно напоминать классические джинсовые куртки, поскольку «джинсовая мода» приобретала все большую популярность в мире. В 70-е годы форму разделяли на учебную и пионерскую. Пионерская форма у девочек включала юбку синего цвета и белую блузку с эмблемой на рукаве плюс пилотку и пионерский галстук. Ее надевали по торжественным случаям [11].
Изменения в школьной форме девочек произошли в 1984 году. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье. Только оно стало немного выше колен. Для девочек был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. В 1980 году обязательным атрибутом стало ношение галстуков, а также специальных значков, которые символизировали пионеров и комсомольцев. Эти значки были разными для каждого возраста. Так, в начальном классе дети носили октябрятский значок, в средних – пионерский, а в старших – комсомольский [5].
Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы [9]. С распадом Советского Союза, ношение пионерских галстуков, октябрятских и комсомольских значков прекратилось, а единая школьная форма была отменена. С 1999 года стала наблюдаться обратная тенденция: школьная форма во многих учебных заведениях стала вводиться вновь, только под этим понятием уже подразумевали деловой стиль одежды для учащихся – элегантный, удобный, практичный [4].
Проблема школьной формы является одной из значимых и в современном образовательном процессе. В федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установление требований к одежде учеников школ относится к компетенции общеобразовательных учреждений, если иные требования не установлены на законодательном уровне [15]. Администрация школы совместно с родительскими комитетами вправе сама определять школьную форму – фасон, цвет и т. п. Как и в большинстве европейских стран, все меры связанные с данным вопросом ограничиваются лишь рекомендацией соблюдать деловой стиль в одежде.
Школьная форма стирает социальные различия, нивелирует разницу в материальном положении семей учащихся. Сторонники введения школьной формы указывают, что школьная форма дисциплинирует детей, дает им возможность сосредоточиться на учебе, своей сутью заставляет учеников различать работу и отдых [14].