ОСОБЕННОСТИ И ТРАНСФОРМАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН-КОЛХОЗНИЦ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Конференция: CCXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ И ТРАНСФОРМАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН-КОЛХОЗНИЦ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Закономерностью социально-экономического развития социализма стало массовое вовлечение женщин в общественное производство, что в конечном итоге определит положение женщины в советском обществе. Преобразование женских ролей в значительной степени было спровоцировано введением в 1928 г. первого пятилетнего плана, коллективизацией сельского хозяйства и возникновением новых форм организации власти [2]. Коллективизация должна была завершить начатое в 1920-е годы и окончательно уравнять в правах и обязанностях сельских мужчин и женщин. В колхоз женщина попадала в качестве равного мужчине работника, на что обратил внимание И.В. Сталин, выступая на 1-м Всесоюзном съезде колхозников-ударников 19 февраля 1933 г.: «Что касается самих колхозниц, то они должны помнить о силе и значении колхозов для женщин, должны помнить, что только в колхозе имеют они возможность стать на равную ногу с мужчиной. Без колхозов – неравенство, в колхозах – равенство прав» [4, с. 252].
На встрече с пятисотницами 10 ноября 1935 г. И.В. Сталин обратил внимание, что «трудоднями колхоз освободил женщину и сделал ее самостоятельной. Она теперь работает уже не на отца, пока она в девушках, не на мужа, когда она замужем, а прежде всего на себя. Вот это и значит освобождение женщины-крестьянки, это и значит колхозный строй, который делает женщину трудовую равной всякому мужчине трудовому» [5, с. 76-77]. Колхозный строй формировал образ сельской труженицы нового типа – женщины «передовика производства», работающей на благо Родины, активистки, общественного деятеля, партийного или комсомольского работника.
Традиционные трудовые занятия сельских женщин в советское время – это работа в полеводстве и животноводстве. Подавляющее большинство (83%) крестьянок-колхозниц и работниц совхозов трудились на неквалифицированных работах в полеводстве [1, с. 41]. Это физически тяжелый, сезонный и малооплачиваемый труд: сортировка семян, плодоводство, овощеводство, подсобные работы. До 15% занятого женского сельского населения трудилось в животноводстве, преимущественно в молочной отрасли [8, с. 99]. Дойка коров вручную, первая из которых приходилась на 4 часа утра, а последняя на 9-10 часов вечера – обычная нагрузка для большинства животноводов. Помимо дойки доярки подносили корм, убирали навоз, чистили помещения. В течение рабочего дня они до 15% рабочего времени проводили согнувшись и 27% – на корточках [7, с. 17].
Помимо традиционной занятости женщины в деревне овладевали «мужскими» профессиями: трактористки, водителя, специалиста сельскохозяйственного производства и даже руководителя коллективных хозяйств. Традиционные взгляды на отношения в семье, многодетность отодвигались на второй план, а призванных помогать женщинам государственных и общественных организаций (детские ясли и сады, группы продленного дня в общеобразовательных школах, пионерские лагеря, комбинаты общественного питания и бытового обслуживания и др.) либо было недостаточно, либо они вообще отсутствовали в деревне.
Декларируемое государством равноправие женщин в большей степени имело утилитарный характер – обязанность женщины выполнять свой «долг перед государством» наравне с мужчиной. Женщина оценивалась как государственный трудовой резерв. Отныне она вынуждена была распределять свое время между трудом в колхозе и дома, сводя к минимуму заботу о себе – так называемый «контракт работающей матери» [3, с. 153]. В сельских семьях домашний труд занимал у женщин 90% нерабочего времени – в 1,5 раза больше, чем у мужчин [6, с. 147]. Двойная занятость женщины приводила к ее физическому истощению и отлучению от обязанностей матери и домохозяйки. Равное право с мужчинами во всех областях жизнедеятельности было реализовано лишь на огромное трудовое участие крестьянок в общественном производстве, и усилено «двойной» нагрузкой трудного бытового обслуживания всей семьи. В условиях деревни обычная женская нагрузка становилась даже «тройной», так как работа в личном подсобном хозяйстве всегда присутствовала в жизни деревенской женщины.
Характеризуя гендерные отношения в советский период, безусловно, следует подчеркнуть и произошедшие положительные изменения: это повсеместный доступ к получению высшего образования, социальное признание полной занятости, работа в нетрадиционных сферах, развитие сети учреждений дошкольного воспитания. Но на практике многие позитивные стороны этой программы, такие как общественное воспитание детей, широкий доступ женщин к производству и образованию, не были реализованы повсеместно. Изменение гендерной системы в советском обществе привело к появлению феномена «советской женщины» – сильной, образованной, выполняющей долг не только перед семьей, но и перед государством.