Статья:

Берендеево

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: История и археология

Выходные данные
Денискина А.В. Берендеево // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(43).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 159 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Берендеево

Денискина Алёна Владимировна
студент, ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, РФ, г. Орехово-Зуево
Бабаева Елена Вячеславовна
научный руководитель, ст. пр. кафедры истории ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, РФ, г. Орехово-Зуево

 

Берендеево – это название станции, местности, посёлка, исследователей всегда привлекали его неразгаданные тайны. Всё в Берендеево дышит историей, её черты улавливаются в природе, в селах и в коренных жителях этих краев. Было выдвинуто много гипотез о происхождение берендеев, дошли до наших дней легенды, сказки о царе Берендее. В далёкие времена здесь было царство берендеев, которым управлял умный и добрый царь Берендей.

Наши берендеевские места граничат с Владимирским краем через Берендеево болото и совсем недалеко, всего 20 км от города Александров.

Над болотом возвышается Волчья гора. На самой верхушке горы стоит пожарная вышка, ниже её стоят маленькие сарайчики, дома. Всё это напоминает старинный русский городок, считающийся столицей легендарных берендеев.

Каким был городок в 19 веке? М.П. Макаров в «Журнале пешеходов» сказал: «Место древнего посада сего города теперь принадлежит помещику Макарову, оно пожаловано в род сей фамилии императором Петром I. Лет за 20 перед сим помещиком и другие жители – старики находили ещё остатки мусорной, каменной и деревянной мостовой внутри городища Берендеево» [2].

«На сем городище явно заметно существование высокого вала, при подошве оного множество камней разных родов, состоящих большей частью из железистого плитняка черноватого цвета и из пород кремневых и древесных: в середине того городища имеется площадка, на коей видно несколько малых возвышенностей и ям» (А.А. Селиванов, 1826 г.) [1, с.15–16].

Но от этого городка осталось лишь воспоминание, железная дорога срыла до основания со значительной частью песчаной возвышенности, на котором он стоял.

Что же касается озера, то в формировании геологической структуры большую роль сыграли двигающиеся из далекой Скандинавии ледники, которые неоднократно вторгались в Переславщину. Праозеро Берендеева сформировалось 9–8 тыс. лет назад в котловине, расположенной в краевой зоне Московского оледенения на северa-восточной окраине Клинско-Дмитриевской гряды. Площадь озёрной котловины составляла 60 кв. км. Но прекрасное озеро быстро превратилась в торфяник, ибо жизнь ледниковых озёр кратковременна, так как они быстро заболачивались.

Берендеево болото простирается между селом Давыдовское и деревнями Федософо, Погорелка, Черницыно, Родионцево и Милославка. Над болотом возвышается гора, в народе прозванная Волчья. Она являлась самым древнейшим поселением на берегах бывшего озера. Человек заселил её 6 тыс. лет назад. В далёкие времена, болото было непроходимым, лишь гора, покрытая густым лесом и кустарниками, была самым благоприятным местом для волчьего царства. Если верить сказаниям, то по зимним и осенним вечерам доносились от горы жуткие завывания серых хищников. Вот народ и назвал это гору Волчьей. Наверное, так и было. Хотя, древние славяне почитали волка за его ум, хитрость, отвагу. Может быть, поэтому назвали гору Волчьей?!

Берендеево овеяно легендами, сказами и преданиями, которые дошли до наших дней, в их древности сомневаться не приходиться. Все легенды и мифы связаны с болотом, а не с озером, которое под действием заклятия превратилось в болото.

Действующим лицом легенд и мифов была женщина-вдова с сыном. Женщина – Рогнеда и ее сын – 13 – летний Берендей.

Сыновья чаще всего были героями, которые жили в отдалении от людей на берегу озера, или же сам царь – Берендей. Женщина превращалась от горя в камень и люди в тяжелой жизненной ситуации приходили к ней за помощью, за сочувствием. Существует легенда о трёх действующих лиц: двух царевичах, которые погибли с горя, и царевне – дочери царя Берендея. В ту же минуту на болоте появились три русла, а из них уже образовались три реки (Киржач, Трубеж, Ивановка).

Если существует столько легенд о «каменной бабе», существовала ли она на самом деле?

Действительно, загадочная и таинственная женщина существовала. Некоторые видели, некоторые слышали о ней от своих отцов и дедов. Кто-то даже пытался найти её, но слышали только рассказы о «каменной бабе». Первое упоминание о «каменной бабе» относится к 1830 г., в «Журнале пешеходцев от Москвы до Ростова», где написано, что она находится вблизи Волчьих гор в пустоши Гринина городища [2].

Но житель из села Черницы Щетинин утверждал, что «каменная баба» находится около Черниц на берегу Берендеева болота. По его описанию, она была величиной с русскую печь, имело человеческое лицо, две косы, женскую грудь. Весь камень был серого цвета, а косы и отчасти лицо – синего, так же рельефно выделялась грудь. Но это «каменная баба» была разрушена, когда было строительство железной дороги, так как нужно было делать мост при деревне Василисино, и она стала частью этого моста.

Краевед М.И. Смирнов в своей статье «Старые боги» сообщил, что «Каменная баба» находилась вблизи Волчьих гор, и до сих пор жители относились к ней как к предмету религиозного культа: «Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды. Бывают приношения и по другим поводам, так что временами можно находить там, кроме ягод и хлеб. Уходили от камня задом, повернув наизнанку свою одежду …» [3, с. 148].

Поиски «Каменной бабы» предпринимались с 1940 по 1979-е года Ярославскими, Переславскими и Александровскими краеведами. Местные жители показывали «синие камни» и каменные валуны, напоминающие фигуру человека. Возможно, «Каменная баба» не что иное как валун, напоминающий женскую фигуру природного происхождения.

Но, всё же возвращаясь к легендам о болоте, хотелось бы окунуться в одну из них.

«Давным-давно на высоком берегу большого озера жил был царь Берендей с женой и маленьким сыном. Царь любил смотреть на восход и заход солнца. Он вставал рано утром и следил, как оживает жизнь с появлением светила. Он восхищался красотой природы. Капли росы на цветах, листьях, щебет птиц, плавное покачивание деревьев – все это возбуждало иные чувства, хорошо и привольно было на душе! К тому же царь был еще музыкален, как обычно, любовь к музыке и природе тесно связаны в человеке. Он брал пастушью свирель, уходил к озеру или лесу, там давал волю своим чувствам. Деревья плавно раскачивались, густая трава на берегу вместе с цветами вторила в такт музыке, а на огромном озере поднимались небольшие волны. Был прекрасный летний вечер. Все живое готовилось к спячке, и только изредка можно было услышать резкий крик или позднюю песню.

Царь из дворца следил за угасанием жизни, только озеро было неспокойным, и еще более прекрасным, чем раньше. Луна бросала свои лучи в воду, и, казалось, когда поднимались волны, будто гребни вылиты из золота. Долго стоял он на балконе, очарованный красотой и мягкостью вечера. Но вдруг со стороны озера послышалась прекрасная мелодия.

Как истинный ценитель музыки, он не мог быть равнодушным к только, что услышанному. Берендей решил взглянуть на искусного умельца, и пошел навстречу звукам. В душе росла волна чувств, сердце учащенно билось. Неожиданно царь увидел равнину, покрытую изумрудным ковром (цвет он мог различать, так как ночь была лунной). Здесь находился источник исходивших звуков. Берендей стоял и слушал музыку. Но вот неожиданно, ровно в полночь, подкатилась к берегу волна. Когда вода сошла, царь увидел водяную красавицу, она покорила его своим голосом. Он подошел к ней и забыл обо всем на свете. Музыка и красота морской царицы сделали свое дело. Он забыл о жене и сыне. Немного погодя, той же волной их унесло в водяные глубины. И каждый раз в полночь из морского царства появлялась влюбленная пара.

Женя царя долго не знала, куда исчез ее муж, пока, наконец, ей не рассказали всю правду.

Горе сразило бедную женщину, но порой отчаяние делает нас мужественными, решительными, храбрыми, и она решила действовать.

С наступлением ночи, она взяла сына на руки и отправилась к тому месту, где появлялись Берендей и красавица. Царица долго звала мужа, но он даже не слышал и не видел ее. Это окончательно доконало молодую женщину, и она превратилась в каменную бабу с ребенком на руках.

Много лет стояла она, пока дожди и время не разрушали ее. Многие века люди приходили к ней со своими несчастиями, просили помощи и только иногда из каменных глаз статуи появлялись живые чистые слезы». Эта легенда записана со слов Л.И. Лукьянова.

Изменилось Берендеево царство. Люди осушили болото, обмелели, а то и пересохли ручьи и реки, не шумят уже густые леса. Да и деревеньками земля оскудела. Что же нам осталось от Берендеева царства? Память человеческая. Берендеевское болото – это исторический памятник центра России, Переславского края. Учёные не сомневаются: что в эпоху, когда складывались мифы, человек мог думать не хуже, чем теперь, просто он это интерпретировал по-другому на языке мифа.

 

Список литературы:
1. Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым, 1827. Ч. 19, № 13. С. 15–16.
2. Повести из русских преданий // Журнал пешеходов. – М., 1834.
3. Финошина А.П. Загадочна и таинственна страна берендеев. – М.: Наука. 2010. 156 с.