Статья:

Творческая интеллигенция в первую волну русской эмиграции

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: История и археология

Выходные данные
Цыганок М.В. Творческая интеллигенция в первую волну русской эмиграции // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 15.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Творческая интеллигенция в первую волну русской эмиграции

Цыганок Мария Васильевна
студент 1 курса Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета, РФ, г.Ростов-на-Дону
Кравец Виктория Сергеевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц. кафедры исторической политологии Института истории и международных отношений Южного федерального университета, РФ, г.Ростов-на-Дону

 

Почти сто лет назад, в 1917 году произошли величайшие события, перевернувшие жизнь страны и людей, живущих в ней, это Февральская буржуазная революция и Великая Октябрьская революция. Не все творческие люди России того времени приняли революции, смогли найти себя в новой большевистской России. Более двух миллионов эмигрантов первой, постреволюционной волны представляли собой цвет и элиту общества царской России: аристократия, художественная интеллигенция, научные деятели, военные. Необходимость покинуть родную страну была продиктована крушением привычного образа жизни, экспроприацией собственности, утратой привычных условий творчества. Кроме того, неприятие революционных взглядов и преобразований, связанных с революцией, инакомыслие, приводили к преследованиям со стороны новой власти, арестам, насильственным высылкам из страны творческих личностей.

Среди многих покинувших Россию можно назвать таких знаменитых соотечественников, как художники-живописцы и графики Александр Бенуа, Николай Рерих, Василий Кандинский, Марк Шагал, Павел Мансуров, Филипп Малявин, Иван Билибин, Константин Коровин, Мстислав Добужинский, Александр Яковлев, Константин Сомов, Мария Башкирцева, Марианна Веревкина, Зинаида Серебрякова, Анатолий Соколов; скульпторы Николай Краснов, Антон Певзнер, Наум Габо, Роман Верховской; писатели Максим Горький, Иван Бунин; поэты Константин Бальмонт, Игорь Северянин, Марина Цветаева; певец Федор Шаляпин, балерина Анна Павлова, композитор Игорь Стравинский, артист Александр Вертинский, художественные критики Андрей Левинсон, Георгий Лукомский, Сергей Маковский, меценаты и коллекционеры Сергей Щербатов, Мария Тенешева, Владимир Гиршман, Сергей Щукин, археолог Владимир Голенищев, ученый Николай Альбов, авиаконструктор Игорь Сикорский, шахматист Александр Алехин и многие другие [4].

Большинство русских эмигрантов через Турцию попали в Европу, разместились в таких культурных центрах, как Париж, Берлин, Белград, Прага. В этих городах создаются эмигрантские общества, деятельность которых направлена на адаптацию за рубежом соотечественников. Сложности с поиском работы, жилья, обретением правового статуса были не единственной проблемой обживания на новом месте. Глубоки были и моральные трудности – ностальгия и тоска по родине, отсутствие единства идейной жизни, разобщение политических взглядов эмигрантов, принадлежащих к разным партиям: монархистов, либералов, эсеров и другим. Возникали новые политические течения: сменовеховство, евразийство, движение малороссов, более лояльных к большевистской власти и рассматривающих вопросы возможного примирения и взаимодействия с новой российской властью [1].

Отличие русских эмигрантов от выходцев из других стран было в их обособленности, нежелании раствориться в местных условиях. Для них быть русским обозначало, прежде всего, быть православным, быть высокодуховным. Православная вера спасла русскую эмиграцию, укрепила стержень русского национального характера от уничтожения и растворения в других верах. Уехав за пределы России, они не перестали быть русскими, продолжали любить и прославлять родину своим творчеством всю жизнь. Творчество не ради творчества, а с пониманием того, что каждый – это посланник России. Они совершили духовный подвиг, сохраняя и обогащая традиции русской культуры, как части общемировой культуры.

Первые годы после революции зарубежная Россия жила мыслью о скором возврате на Родину, в надежде, что большевистский строй вскоре рухнет и достаточно сохранить русскую культуру и вернуть ее в Россию. Но жизнь складывалась по-иному, власть Советов укреплялась, и перед эмигрантами вставали уже другие задачи, по развитию русской культуры, адаптации ее к современным условиям.

Творческие люди объединялись, создавали союзы и общества художников, писателей, поэтов. Выпускалось много периодических изданий, где публиковали свои произведения и статьи русские эмигранты. Печатное слово помогало поддерживать общность русского языка в среде зарубежной России. Писали, как литераторы, журналисты, политики и публицисты, так и любители, практически каждый эмигрант считал необходимым написать собственные воспоминания, от 17-летнего гимназиста до престарелой матери генерала Врангеля.

Проводились выставки картин, художники иллюстрировали книги русских писателей и поэтов, участвовали в оформление декораций театральных постановок. В своих художественных вкусах русская эмиграция стремилась от авангарда, воспринимавшегося как революционное искусство, вернуться к модернизированному классицизму. После смятения и хаоса живопись возвращалась к гармонии, огромной любовью пользовались пейзажисты.

В эмиграции была продолжена и иконописная традиция русских мастеров. Художник Д.Стеллецкий расписывал стены и иконостас церкви Сергиева подворья в Париже.

Русский балет, концерты русских певцов, произведения русских композиторов вызывали неизменный интерес, как в эмигрантской среде, так и у зарубежного населения. На сценах мира блистала балерина Анна Павлова, певец Федор Шаляпин срывал аплодисменты и рукоплескание полных концертных залов. Русский композитор Игорь Стравинский легко вошел в европейское общество и обогатил мировую культуру своим авангардом, огромной популярностью пользовался русский виртуозный пианист Сергей Рахманинов.

Русские зодчие, знаменитые архитекторы, возводили здания, помогая восстанавливать разрушенные во время первой мировой войны города, ярким представителем этой профессии был Николай Краснов [5].

Исследование деятельности и культурного наследия русской эмиграции начались в России после того, как спал «железный занавес», исчезли искусственные препятствия для изучения архивов, как в нашей стране, так и за рубежом. Исследователи в России и их зарубежные коллеги, выходцы из эмигрантской среды приносят значительный вклад в изучение творчества первой волны русской эмиграции [3].

По мнению Л.И.Еременко (современного исследователя русской эмиграции) русская эмиграция, это некий социально-культурный феномен, обладающий специфическими чертами [2]. Среди главных черт это, прежде всего преемственность всех волн эмиграции по сохранению и развитию русской культуры в языке, традициях, обрядах, приверженность к русским корням, ощущение себя как части национальной культуры в России, взаимодействие как с соотечественниками для сохранения духовных и культурных ценностей, так и с народами стран, где проживали эмигранты.

 

Список литературы:
1. Диссертация Кравец В.С. Либеральная интеллигенция русского зарубежья 20-х годов XX века о национально-государственном строительстве в постбольшевистской России // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.dissercat.com/content/liberalnaya-intelligentsiya-russkogo-za ..., свободный (Дата обращения: 31.10.2016).
2. Еременко Л.И. Русская эмиграция как социально-культурный феномен: автореф. дис. канд. филос. наук: 17.00.08 / Еременко Любовь Ивановна. – М., 1993. – 22 с. 
3. Русская эмиграция в зеркале психологии. – [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.cisdf.org/TRM/Ionzev/book-2.1.1.html, свободный (Дата обращения: 02.11.2016). 
4. Сто великих русских эмигрантов. Вячеслав Бондаренко, Екатерина Честнова. – [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.informaxinc.ru/lib/100/100-velikih-russkih-emigrantov/#t102, свободный (Дата обращения: 01.11.2016). 
5. Цыганок М.В. Николай Краснов: Жизнь, поделенная революцией // научное сообщество студентов XXI столетия. общественные науки: сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. – [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://sibac.info/archive/social/9(45).pdf, свободный (Дата обращения: 03.11.2016).