Статья:

Использование гербарного материала при подготовке и проведении уроков по знакомству с семействами отдела Цветковые

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Биология

Выходные данные
Муромова Т.Ю. Использование гербарного материала при подготовке и проведении уроков по знакомству с семействами отдела Цветковые // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89629 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование гербарного материала при подготовке и проведении уроков по знакомству с семействами отдела Цветковые

Муромова Татьяна Юрьевна
магистрант Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита
Попова Ольга Александровна
научный руководитель, д-р биол. наук, профессор кафедры биологии, химии и методики их обучения Забайкальского государственного университета, РФ, г. Чита

 

Гербарий – коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги. В зависимости от вида растений на гербарном листе может быть представлена целая особь, группа особей или часть крупного (например, древесного) растения [2].

Гербарный материал относится к наглядности, и, является одной из составляющих в преподавании уроков биологии[5].

Используя в процессе обучения гербарные материалы, можно сформировать у обучающихся представления о растениях в естественном виде. С помощью гербария учитель может проводить более интересные и результативные занятия, которые способствуют развитию творческой активности детей и развитию у них интереса к предмету.

Учитель на уроке использует конкретные объекты – это «наглядные пособия». Наглядные пособия представлены коллекциями, гербарными экземплярами, живыми растениями и др. Вместе с натуральными объектами (гербариями, коллекциями семян, соцветиями, плодами, шишками)  в курсе биологии в теме «Растения» учитель может применять влажные биологические препараты [1].

Учитель руководствуется принципом наглядности в процессе обучения биологии растений, биологии животных, общей биологии [6].

При подготовке к урокам по биологии растений этот принцип используется всегда. В разделе «Цветковые растения», особую роль играет использование гербарного материала, для представления растений семейств, для заданий разного уровня сложности, необходимо применение гербарных образцов [3].

Для того, чтобы пополнить материальную базу кабинета необходимым гербарным материалом мы проанализировали учебник Пасечника В.В. Биология «Многообразие цветковых растений» для 6 класса и выявили 9 уроков, которые следует проводить с использованием гербарного материала [4]. Согласно программе, гербарий можно применять при изучении таких тем, как: «Виды корней и типы корневых систем», «Побег и почки», «Строение стебля» – как раздаточный материал; «Внешнее строение листа», «Соцветия» – для проведения лабораторных работ; «Класс двудольные. Семейства Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Мотыльковые и Сложноцветные», «Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки», «Культурные растения» – как демонстрационный материал.

Согласно выделенным нами темам был проведен анализ растений для сбора и изготовления гербария, произрастающих в окрестностях села Олекан Нерчинского района и выявили более 60 видов растений, которые произрастают в разных сообществах и встречаются в них в достаточном обилии. Они относятся к девяти семействам. Растения, которые мы использовали для изготовления гербария, произрастают в лесных (Fragaria orientalis Losinsk., Rubus saxatilis L.), степных (Phlomis tuberosa L., Dendranthema zawadskii (Herbich) Tzvel.) и луговых сообществах (Sanguisorba officinalis L., Vicia unijuga A. Br.).

В 2019 году, пользуясь анализом, мы собрали коллекцию растений, для непосредственного использования их в учебном процессе.

Нами были разработаны и проведены уроки на базе МБОУ СОШ с.Олекан  для 6 класса с применением гербарных экземпляров:

– урок: «Класс двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные) – гербарий использовался для выполнения индивидуальных заданий – морфологического описания семейства;

– урок: «Класс двудольные. Семейства Розоцветные и Пасленовые» - использование гербария предусмотрено при изучении нового материала, для заполнения таблицы семейство «Розоцветные», и, как демонстрационный материал при знакомстве с семейством «Пасленовые»;

–  урок: Класс Двудольные. Семейство Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые) – гербарий «семейство Бобовые» использован для демонстрации представителей видов, произрастающих в окрестностях нашей местности, по гербарию «семейство Астровые» обучающимся необходимо во фронтальной беседе ответить на ряд вопросов.

Уроки  разработаны по всем требованиям современного урока, структура построения соответствует содержанию урока, методам обучения. Проведя уроки с применением гербария, мы выяснили, что гербарные экземпляры способствуют лучшему усвоению знаний, принцип наглядности сформировал целостное представление о растениях семейств, были даны задания для описания растений с использованием гербария, для демонстрации представителей семейств, морфологического описания растений.

К сбору растений для гербария учитель может привлекать обучающихся, которые проявляют интерес к изучению растений. При этом мы можем не только пополнять материальную базу кабинета биологии, но, и развивать у обучающихся познавательный интерес и бережное отношение к природе своего края.

Гербарный материал должен быть неотъемлемой частью системы образования и воспитания. Он способствует лучшему усвоению учебного материала и восприятию его в познавательной форме.

 

Список литературы:
1. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии/ Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. – Москва: Просвещение, 1986. – 198 с.
2. Гродницкий, Д.Л. Школьный гербарий, и как может продолжиться сбор  растений/ Д.Л. Гродницкий,  Ю.А. Иваненко, Н.И. Науменко//Биология в школе. – 2019. - № 3. С. 65-70
3. Даниленко, О.В. Методология и методы психолого-педагогических исследований/ О.В. Даниленко [и др.]. – Орск: Просвещение, 1989. – 191 с.
4. Пасечник, В.В.  Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс/ В.В. Пасечник. – Москва: Вертикаль, 2018. – 209 с.
5. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельников. – Москва: Академия, 2003. – 272 с. и
6. Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии / Е. В. Советова.- Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 285 с.