Особенности грузовых перевозок на территории России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Особенности грузовых перевозок на территории России
FEATURES OF CARGO TRANSPORTATION ON THE TERRITORY OF RUSSIA
Alexandra Soldatova
Student, GAPOU Yurginsky Technical School of Agricultural Technologies and Service, Russia, Yurga
Tatyana Klimenko
Teacher of the professional cycle, GAPOU Yurginsky Technical School of Agrotechnologies and service, Russia, Yurga
Аннотация. Любая отрасль народного хозяйства: промышленность, торговля, сельское хозяйство – нуждается в регулярных грузоперевозках. Объемы перевозимого товара могут быть различными: от небольших партий до железнодорожных составов. Суммарный объем перевозимой продукции влияет на экономику страны в целом. Особенности грузоперевозок зависят не только от их объема, но и от способа транспортировки. В статье рассмотрены особенности грузовых перевозок внутри страны.
Abstract. Any branch of the national economy: industry, trade, agriculture-needs regular cargo transportation. The volume of goods transported can be different: from small batches to railway trains. The total volume of products transported affects the country's economy as a whole. The specifics of cargo transportation depend not only on their volume, but also on the method of transportation. The article considers the features of cargo transportation within the country.
Ключевые слова: грузовые перевозки, автотранспорт, речной транспорт, железнодорожные перевозки, авиаперевозки, негабаритный груз, оптимальный маршрут.
Keywords: cargo transportation, motor transport, river transport, railway transportation, air transportation, oversized cargo, optimal route.
Грузовые перевозки по России специфичны. Одной из особенностей являются огромные расстояния для транспортировки груза. Безусловно, Россия является самой большой страной мира, а соответственно, и расстояния для перевозок внутри страны сравнительно велики. Так, например, площадь Томской области составляет 314 391 кв. км., и площадь Польши составляет приблизительно столько же – 312 696 кв. км. Только для одних – это целая страна, а для других – лишь один из регионов.
На территории России на сегодняшний день многие транспортные компании предлагают своим клиентам самые разные типы грузовых перевозок. Безусловно, все они обладают своими особенностями, достоинствами и недостатками.
Самым распространённым типом перевозок является автоперевозка. На долю автотранспорта, в качестве перевозчика, приходится около 68% от общего объема перевозок по стране всеми видами транспорта [1]. Это объясняется тем, что более 80% [1] населенных пунктов России связаны с «внешним миром» только автодорогами. Но несмотря на это, отечественный рынок грузоперевозок продолжает расти на 3-5% в год [1]. Данный рост на рынке внутренних грузоперевозок выступает в качестве компенсации за некоторый спад в торговых отношениях с иностранными государствами, в частности, странами Евросоюза.
На практике, безусловно, грузовые перевозки с помощью автомобиля применяют для быстрой доставки незначительных партий груза на сравнительно небольшие расстояния. Это могут быть как перевозки в пределах города, так и доставка между областями, реже между районами. Важным моментом, который значительно влияет на популярность автомобильных перевозок грузов является мобильная оптимизация маршрутов движения.
В основном для автоперевозок используются тентованные грузовые автомашины различной грузоподъёмности, от 1 до 20 тонн и объёмом от 10 до 120 куб. м [2]. Скоропортящиеся грузы перевозятся либо в изотермических фургонах, либо в рефрижераторах.
Основными преимуществами использования автоперевозок являются:
- ценовая доступность; в сравнении с авиаперевозками доставка автотранспортом обходится в несколько раз дешевле [2];
- доставка груза осуществляется непосредственно к месту назначения.
К существенному недостатку автомобильного транспорта относят малую грузоподъемность для крупногабаритных или слишком тяжелых грузов.
Помимо автомобильного транспорта в России достаточно хорошо развит трафик железнодорожного транспорта (далее – ЖД транспорт). При перемещении на большие расстояния основная доля грузов переправляется именно ЖД транспортом.
Преимуществами ЖД транспорта по сравнению с другими видами транспорта являются:
- большая протяженность путей;
- доступная стоимость перевозок – аналогично автоперевозкам перевозки ЖД транспортом значительно дешевле транспортировки груза самолетом;
- независимость от погодных условий – в отличии от автотранспорта ЖД транспорт менее восприимчив к изменяющимся погодным условиям (дождь, снег и др.);
- большая грузоподъемность.
Серьезным недостатком грузоперевозок ЖД транспортом являются большие временные затраты на доставку.
Ещё одним видом транспорта, используемого для грузоперевозок является авиационный транспорт. Конечно же основным преимуществом перевозки груза таким транспортом является скорость. За минимальные сроки с помощью воздушного судна можно перевезти груз из одного конца страны в другой. Также существенным преимуществом по сравнению, например, с автоперевозками, перевозка груза воздушным транспортом проще: проведение таможенного контроля выполняется всего два раза – при погрузке и разгрузке, в то время как при автоперевозках контроль осуществляется на каждом проходимом таможенном пункте [3].
К недостаткам авиаперевозок можно отнести:
- небольшие габариты груза (в сравнении с возможностями перевозки ЖД транспортом);
- невозможность транспортировки опасных горючих веществ.
Наша страна обладает обширной сетью судоходных рек, что не может не сказаться на применении речного транспорта для грузоперевозок. Например, в условиях северного бездорожья этот транспорт становится чуть ли не единственным пригодным для перевозки. Речные транспортные суда выполняют регулярные и разовые рейсы, работают с сыпучим и жидким материалом, контейнерами, негабаритными грузами. Обычно доставка груза по реке комбинируется с другими типами доставки, но может использоваться и как основной способ транспортировки.
Часто стоимость речных перевозок оказывается ниже стоимости аналогичных перевозок ЖД транспортом, автомобилем или самолетом. Особым преимуществом речного транспорта является возможность транспортировки негабаритного груза без его разборки.
Под негабаритные грузоперевозки попадают различные категории грузов, обладающие нестандартными показателями объема или массы, особенно это актуально для товаров крупных производителей. Например, детали турбин или электростанций, заводские линии и оборудование, могут потребовать применения крупнотоннажной техники, поскольку решить вопрос транспортировки данных товаров обычными средствами невозможно.
При перевозке таких негабаритных грузов просто не обойтись без применения специальной техники, требующей особого подхода – разрешений и обслуживания. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что нередко необходимы дополнительные услуги – страхование груза, его охрана, оформление пропусков и специальной документации.
Главными недостатками использования речного транспорта являются:
- сезонность – обычно навигация в реках открывается в начале мая и продолжается 5-6 месяцев до становления льда;
- редко точки отправления и назначения находятся непосредственно поблизости от речного порта, то есть в цепочку транспортировки груза приходится дополнительно включать другой наземный или воздушный транспорт.
Морские перевозки в России практически не применяются, на их долю приходится лишь 0,3% от общего грузооборота (около 25 млн. тонн в год). Применяется морской транспорт на территории нашей страны в основном для перевозки стали, угля.
Таким образом, основополагающей особенностью грузовых перевозок на территории России является протяженность маршрутов. Значительные расстояния перевозок подразумевают под собой большую себестоимость перевозки груза. Поэтому на сегодняшний день по-прежнему самыми популярными видами грузовых перевозок остаются автоперевозки. Но, несмотря на свою выгоду, автотранспорт недостаточно универсален, что не позволяет ему охватить весь сегмент грузоперевозок. В России остается актуальным применение нескольких видов транспортировки, что предполагает выбор оптимального смешанного способа перевозки груза.