Статья:

Проблемы и пути повышения финансовой грамотности населения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Семёнова М.М. Проблемы и пути повышения финансовой грамотности населения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 22(158). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/158/94909 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы и пути повышения финансовой грамотности населения

Семёнова Марина Михайловна
студент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Калужский филиал), РФ, г. Калуга
Костина Ольга Ивановна
научный руководитель, канд. экон. наук, профессор кафедры «Финансы и кредит», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Калужский филиал), РФ, г. Калуга

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы и пути повышения финансовой грамотности населения. Эта тема на данный момент очень актуальна, так как уровень финансово необразованных людей в России достаточно высок. Из-за этого многие граждане не доверяют финансовым институтам и предпочитают не использовать услуги, предоставляемые ими. Основываясь только на собственный опыт, люди очень часто совершают ошибки, которые влекут за собой большие финансовые потери.

 

Ключевые слова: финансовая грамотность, личные сбережения, финансовая «подушка», финансовое образование, РИФГ, финансовые услуги.

 

Отсутствие основных знаний и навыков в области финансов ограничивает возможности людей для обеспечения своего лучшего финансового состояния. При этом финансовые аспекты неразлучно связаны с нашей жизнью, так как затрагивают практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Низкий уровень финансовой грамотности влияет на жизнь граждан как на микро-, так и на макроуровне.

Если говорить про микроуровень, то к нему можно отнести неправильное распределение и использование личных сбережений, накопление излишней кредиторской задолженности. Низкий уровень финансовой грамотности на макроуровень замедляет темп экономического роста государства, приостанавливает развитие финансовых рынков и многое другое.

Под финансовой грамотностью понимается система навыков и знаний, которые приобретаются людьми в процессе финансового образования в школах и высших учебных заведениях и позволяющих им более эффективно использовать свои финансовые ресурсы. Финансово образованный гражданин должен правильно планировать свои доходы и расходы, формировать долгосрочные сбережения, рационально пользоваться финансовыми услугами, вести подготовку к жизни на пенсии. Финансовая грамотность помогает человеку изменить отношение к личным финансам, планировать потребности в них как в течение будущего месяца, так и на протяжении всей жизни.

Институт фонда «Общественное мнение» в 2020 году в третий раз измерил уровень финансовой грамотности в России. До этого замеры были в 2017 и 2018 годах. Результаты исследования были отражены значением российского индекса финансовой грамотности (РИФГ), который может находиться в диапазоне от 0 до 100 баллов. Число респондентов составило более 4 тысяч человек из 307 городов и сёл практически всех субъектов России. Так, с 2017 по 2020 годы РИФГ вырос с 52 до 54 баллов. За это время выросла доля граждан, знающих о государственной системе страхования вкладов в банках, увеличилось количество граждан, имеющих финансовую «подушку», то есть откладывают денежные средства на непредвиденные обстоятельства, также выросла доля граждан, которые знают, какие организации занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке.

Но всё же в настоящее время финансовая грамотность в России находится на достаточно низком уровне. Большая доля граждан не разбираются в продуктах и услугах, оказываемых коммерческими банками, финансовыми и страховыми компаниями. Из-за этого более трети населения России хранит сбережения дома, не доверяя различным финансовым институтам.

Основной проблемой повышения уровня финансовой грамотности в России является тот факт, что люди переоценивают собственные возможности в принятии верных решений. Полагаясь только на себя, они не хотят прислушиваться к чужому мнению.

Ещё одной значимой проблемой можно назвать низкий уровня преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатка квалифицированных преподавателей по данным темам. Изучать основы финансовой грамотности необходимо начинать как можно раньше, чтобы к моменту самостоятельного распоряжения личными финансами подросток был финансово образован.

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Наше государство сталкивается с такими проблемами, как:

- отсутствие механизма взаимодействия государства и населения, обеспечивающего повышение финансового образования граждан;

- недостаток информационно- технологического обеспечения населения необходимыми программами и мероприятиями;

- отсутствием четкого распределения полномочий и ответственности за принятие финансовых решений, как на уровне индивида, так и на уровне участников финансового рынка.

Исходя из вышеперечисленных проблем, перед государством стоит большая работа по их устранению для повышения уровня финансовой грамотности общества. Причём следует повышать финансовую образованность у разных возрастных групп одновременно. Основные пути повышения финансовой грамотности граждан в нашей стране перечислены в Стратегии повышения финансовой грамотности в России на 2017-2023 годы. Главной целью данного документа является создание необходимых условий для достижения более высокого уровня финансовой грамотности граждан в России, так как именно он является важным условием улучшения качества жизни нации.

Так, основными способами повышения финансовой грамотности образованности населения являются:

  1. Обеспечение и реализация наиболее эффективных элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций и обеспечить подготовку и повышение квалификации учителей, педагогов, методистов и даже волонтёров по основам финансовой грамотности. В связи с этим также возникает необходимость обеспечения методическими образовательными ресурсами, в том числе с использованием новейших финансовых технологий.
  2. Разработка и постоянное совершенствование механизма, который позволит государству взаимодействовать с обществом. Результатом будет являться повышение уровня финансовой грамотности населения и улучшение качества информирования в данной сфере.
  3. Формирование у населения культуры правильного финансового поведения, укрепления защиты прав потребителей финансовых услуг.

На данный момент Стратегия достаточно хорошо реализовывается. В школах уже проводятся уроки по финансовой грамотности, которые помогают ученикам рационально пользоваться денежными средствами, увеличивать свой доход. Учителя и преподаватели постоянно повышают свою квалификацию, чтобы преподносить ученикам и студентам актуальную информацию и основы финансовой грамотности населения.

В Интернете существует множество бесплатных онлайн - курсов, которые может пройти каждый желающий. Причём занятия разбиваются на отдельные темы, поэтому каждый человек может выбрать интересующие его темы.

Государством также осуществляются различные программы для увеличения уровня финансовой грамотности людей пенсионного и предпенсионного возраста. Проводятся занятия, круглые столы, читаются лекции, позволяющие пожилым людям поднять уровень финансовой безопасности, а также увеличить эффективность в принятии ими финансово-экономических решений.

Современные условия глобальной экономики диктуют свои условия устойчивого развития государства в социально-экономической сфере, а также улучшения качества жизни широких масс населения. В настоящее время одним из таких условий является высокий уровень финансовой грамотности не только узких специалистов-экономистов, но и остальных граждан Российской Федерации, профессиональная деятельность которых не связана с экономикой. От умения россиян принимать обдуманные решения, касающиеся вопросов личных финансов и распоряжаться бюджетами своих домашних хозяйств напрямую зависит экономическая стабильность всего государства. Поэтому государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями, уделяют огромное внимание разработке программ ликвидирования финансовой безграмотности населения, охватывая все возрастные категории и социальные слои. Такие программы приносят свои результаты даже на самых ранних стадиях их внедрения, поэтому можно говорить о том, что политика России по данному вопросу проводится успешно.

В заключении необходимо отметить, что высокий уровень финансовой грамотности необходим каждому человеку для достижения личных финансовых целей. Какая бы не ставилась конкретная цель, повышение финансовой грамотности способствует росту уровня жизни и уверенности в будущем, качества финансовых услуг, стабильности в обществе и экономики в целом.

 

Список литературы:
1. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг. // Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru.
2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» // Официальный сайт Национальной программы повышения финансовой грамотности граждан. [Электронный ресурс]. URL: http://вашифинансы.рф 
3. Звягинцева  Е.А., Матвеенко Е.А., Костина О.И. Личные финансы населения и их роль в финансовой системе государства// Финансирование и кредитование российского бизнеса: региональный опыт, проблемы, перспективы. Ред. С.Н. Вольхина, И.В. Тарасовой. 2017. С. 30-34.
4. Короткова В.И., Костина О.И. Личные финансы в период цифровой экономики//«Приоритетные направления развития экономики страны в условиях глобализации: теория и практика»: Сборник Всероссийской научно-практической конференции (14 мая 2021 г., г. Новороссийск).- Новороссийск: 2021.
5. Костина О.И., Бурунова И.Ю. Финансовая поддержка населения России на период борьбы с пандемией «Сovid 19» //Актуальные вопросы экономики: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2021. – 262 с. (С.208-214)