Статья:

Основы исследований в технологическом образовании

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Хасанова А.И. Основы исследований в технологическом образовании // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 17(153). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/153/91500 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основы исследований в технологическом образовании

Хасанова Альбина Ильсуровна
студент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Седов Сергей Алексеевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры общей инженерной подготовки, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Ключевые слова: исследование, исследовательская деятельность, обучающийся.

 

Научно – исследовательская деятельность во все времена занимала особую нишу. И сейчас, особенно в наше время, когда сделан большой прорыв в научной сфере, особо важно развивать умение грамотно и корректно проводить исследовательскую работу.

Максимальный интерес к умению вести исследовательскую деятельность также обусловлен активным внедрением в обучающую деятельность различных мероприятий, содержащих основы исследовательской деятельности (от младших школьников до студентов ВУЗов)

Научно – исследовательская деятельность невероятно важна, она помогает техническому прогрессу, повышает общий интеллектуальный уровень населения, улучшает экономику страны.

Функциями научно-исследовательской деятельности являются: аналитическая, ориентационная, информационная, моделирующая, инновационная, прогностическая, системообразующая, оптимизирующая [1].

Методологическими принципами исследовательской деятельности выступают 6 основных принципов [2]:

  1. принцип единства теории и практики;
  2. конкретно-исторический подход к исследуемой теме;
  3. творческий подход;
  4. принцип всестороннего изучения предмета или темы;
  5. комплексный подход к исследованию процессов и явлений;
  6. единство исторического и логического.

В методологии науки выделяют философскометодологический анализ науки, общенаучную и частнонаучную методологию [2].

К общенаучным относятся следующие понятия: «система», «структура», «элемент», «функция» и т.д.

В нашем случае нас интересуют именно общенаучные методы и приемы исследования.

В технологическом образовании невероятно важно научить обучающихся владеть умением по ведению научно-исследовательской деятельности, правильно следовать ее этапам.

Этапами научно- исследовательской деятельности являются:

1) поиск необходимой научной информации (работа с научной литературой, СМИ, информационными системами);

2) выбор методов и проведение исследования;

3) обработка и оформление результатов, полученных в ходе исследования;

4) освоение новых теорий, моделей и методов исследований;

5) умение самостоятельно формулировать новые задачи, возникшие в процессе исследовательской деятельности и умение их решать.

Подготовка обучающихся к научно-исследовательскому виду деятельности заключается в овладении всеми ее компонентами в конкретно данной последовательности.

Наиболее эффективно учащиеся овладевают этим умением в процессе прохождения исследовательской деятельности.

Под учебно-исследовательской деятельностью обучающихся следует понимать их работу, при проведении которой учащийся приобретает требуемые навыки творческой исследовательской деятельности.

Эта работа включает и самостоятельное решение обучающимся задач, которые ранее  были разработаны в науке или технике [3].

Научно-исследовательская работа обучающихся может быть разделена по степени самостоятельности и деятельностности подхода на следующие уровни:

  1. репродуктивный – это работа под непосредственным руководством преподавателя. В данном случае работа ведется по определенному образцу, без возможности внесения корректив;
  2. алгоритмический – в данном случае роль преподавателя сведена до минимума (дача рекомендаций), обучающийся выбирает тему исследования вместе с преподавателем, но сам определяет методы и приемы исследования.
  3. эвристический – при таком методе исследования обучающийся самостоятельно выбирает тему исследования, последовательность ее разработки, может вносить обоснованные коррективы в общеизвестные методики. Обращаетсся к преподавателю в случае затруднений.
  4. продуктивный - здесь отличие в полной самостоятельности обучающегося. Преподаватель только оценивает результат исследования.

Лобова Г.Н [4]. в своем исследовании выделила несколько уровней обучения проведению исследований:

  1. учебно-исследовательская деятельность учащихся – здесь речь идет о  постановке задачи, предварительном анализе уже данной информации, условий, методов, планировании и организации эксперимента, анализе и обобщении, полученных в ходе исследования результатов, их объяснение;
  2. исследовательская деятельность учащихся – на данном уровне происходит освоение новых компонентов - формулировка исходных гипотез, проводится  теоретический анализ гипотез, данные гипотезы проверяются на основе полученных фактов, формулируются новые факты, получают объяснение и научные предсказания;
  3. научно-исследовательская деятельность учащихся – здесь осваиваются все компоненты научного исследования в совокупности.

Умение вести исследовательскую деятельность значительно повышает общие умственные способности, значительно расширяет кругозор обучающегося, повышается качество его подготовки.

 

Список литературы:
1. Загузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Современные диссертационные исследования по педагогике: Книга для эксперта. Монография. М., 2013.
2. Мартюшов, Л. Н. Основы научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. Н. Мартюшов ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и],2017
3. Организация и содержание научно-исследовательской работы студентов педагогических вузов: Методическое пособие. / Под ред. В.И. Богословского. СПб, 2019.
4. Лобова Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. М.: ИЦ АПО, 2002
5. Методическая система обучения основам исследований в технологическом образовании студентов педагогических университетов //Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях: Межвуз. сб. научн. трудов. /Ред. коллегия С.А. Лисицын, В.П. Соломин, С.В. Тарасов. – СПб: ЛОИРО, 2005. – 474 с. (С. 292-295)