Основы исследований в технологическом образовании
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Основы исследований в технологическом образовании
Ключевые слова: исследование, исследовательская деятельность, обучающийся.
Научно – исследовательская деятельность во все времена занимала особую нишу. И сейчас, особенно в наше время, когда сделан большой прорыв в научной сфере, особо важно развивать умение грамотно и корректно проводить исследовательскую работу.
Максимальный интерес к умению вести исследовательскую деятельность также обусловлен активным внедрением в обучающую деятельность различных мероприятий, содержащих основы исследовательской деятельности (от младших школьников до студентов ВУЗов)
Научно – исследовательская деятельность невероятно важна, она помогает техническому прогрессу, повышает общий интеллектуальный уровень населения, улучшает экономику страны.
Функциями научно-исследовательской деятельности являются: аналитическая, ориентационная, информационная, моделирующая, инновационная, прогностическая, системообразующая, оптимизирующая [1].
Методологическими принципами исследовательской деятельности выступают 6 основных принципов [2]:
- принцип единства теории и практики;
- конкретно-исторический подход к исследуемой теме;
- творческий подход;
- принцип всестороннего изучения предмета или темы;
- комплексный подход к исследованию процессов и явлений;
- единство исторического и логического.
В методологии науки выделяют философскометодологический анализ науки, общенаучную и частнонаучную методологию [2].
К общенаучным относятся следующие понятия: «система», «структура», «элемент», «функция» и т.д.
В нашем случае нас интересуют именно общенаучные методы и приемы исследования.
В технологическом образовании невероятно важно научить обучающихся владеть умением по ведению научно-исследовательской деятельности, правильно следовать ее этапам.
Этапами научно- исследовательской деятельности являются:
1) поиск необходимой научной информации (работа с научной литературой, СМИ, информационными системами);
2) выбор методов и проведение исследования;
3) обработка и оформление результатов, полученных в ходе исследования;
4) освоение новых теорий, моделей и методов исследований;
5) умение самостоятельно формулировать новые задачи, возникшие в процессе исследовательской деятельности и умение их решать.
Подготовка обучающихся к научно-исследовательскому виду деятельности заключается в овладении всеми ее компонентами в конкретно данной последовательности.
Наиболее эффективно учащиеся овладевают этим умением в процессе прохождения исследовательской деятельности.
Под учебно-исследовательской деятельностью обучающихся следует понимать их работу, при проведении которой учащийся приобретает требуемые навыки творческой исследовательской деятельности.
Эта работа включает и самостоятельное решение обучающимся задач, которые ранее были разработаны в науке или технике [3].
Научно-исследовательская работа обучающихся может быть разделена по степени самостоятельности и деятельностности подхода на следующие уровни:
- репродуктивный – это работа под непосредственным руководством преподавателя. В данном случае работа ведется по определенному образцу, без возможности внесения корректив;
- алгоритмический – в данном случае роль преподавателя сведена до минимума (дача рекомендаций), обучающийся выбирает тему исследования вместе с преподавателем, но сам определяет методы и приемы исследования.
- эвристический – при таком методе исследования обучающийся самостоятельно выбирает тему исследования, последовательность ее разработки, может вносить обоснованные коррективы в общеизвестные методики. Обращаетсся к преподавателю в случае затруднений.
- продуктивный - здесь отличие в полной самостоятельности обучающегося. Преподаватель только оценивает результат исследования.
Лобова Г.Н [4]. в своем исследовании выделила несколько уровней обучения проведению исследований:
- учебно-исследовательская деятельность учащихся – здесь речь идет о постановке задачи, предварительном анализе уже данной информации, условий, методов, планировании и организации эксперимента, анализе и обобщении, полученных в ходе исследования результатов, их объяснение;
- исследовательская деятельность учащихся – на данном уровне происходит освоение новых компонентов - формулировка исходных гипотез, проводится теоретический анализ гипотез, данные гипотезы проверяются на основе полученных фактов, формулируются новые факты, получают объяснение и научные предсказания;
- научно-исследовательская деятельность учащихся – здесь осваиваются все компоненты научного исследования в совокупности.
Умение вести исследовательскую деятельность значительно повышает общие умственные способности, значительно расширяет кругозор обучающегося, повышается качество его подготовки.