Статья:

Развитие личностного потенциала подростков как фактора разрешения конфликтов с использованием дистанционных технологий

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Седловская М.А. Развитие личностного потенциала подростков как фактора разрешения конфликтов с использованием дистанционных технологий // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 17(153). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/153/91807 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие личностного потенциала подростков как фактора разрешения конфликтов с использованием дистанционных технологий

Седловская Мадина Анатольевна
магистрант, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Казахстан, г. Алматы
Хан Наталья Николаевна
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

 

DEVELOPMENT OF PERSONAL POTENTIAL OF ADOLESCENTS AS A FACTOR OF CONFLICT RESOLUTION USING REMOTE TECHNOLOGIES

 

Madina Sedlovskaya

Undergraduate student, Kazakh National Pedagogical University Abay, Kazakhstan, Almaty

Natalia Khan

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Abai Kazakh National Pedagogical University, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В статье актуализируется проблема развития личностного потенциала подростков. Авторами представлены материалы исследовательского проекта на базе гимназии. Выявлена зависимость между компонентами личностного потенциала и стремлением к сотрудничеству, как наиболее эффективной стратегии разрешения конфликтов. Определена программа «Развитие личностного потенциала с помощью дистанционных технологий» как комплекс мероприятий для развития рефлексивности, оптимистического атрибутивного стиля, жизнестойкости и самоэффективности. Даны рекомендации по развитию личностного потенциала с помощью дистанционных технологий для эффективного разрешения конфликтов.

Abstract. The article actualizes the problem of developing the personal potential of adolescents. The authors present the materials of a research project based on a gymnasium. The relationship between the components of personal potential and the desire for cooperation as the most effective strategy for conflict resolution is revealed. The program "Development of personal potential with the help of remote technologies" is defined as a set of measures for the development of reflexivity, optimistic attributive style, resilience and self-efficacy. Recommendations for the development of personal potential with the help of remote technologies for effective conflict resolution are given.

 

Ключевые слова: личностный потенциал, компоненты личностного потенциала, разрешение конфликтов подростками, стратегии поведения в конфликте, дистанционные технологии.

Keywords: personal potential, components of personal potential, conflict resolution by adolescents, strategies of behavior in a conflict, distance technologies.

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время существует определенный дисбаланс в соотношении ожиданий общества от образования и его реальным состоянием, что стало особенно ощутимо в период дистанционного обучения. Несмотря на декларирование гуманистического принципа в построении образовательной системы, когда основным итогом образовательного процесса становится реализация личностного потенциала обучаемого, образовательная среда школы остается источником конфликтов и стрессов. Это проявляется в увеличении учебной нагрузки, ее неравномерном распределении в течение четверти или учебного года, страхе в ожидании экзаменов, проявлении насилия по отношению к школьнику, подавлении его прав как со стороны сверстников, так и преподавателей [1]

Вопрос личностного потенциала был объектом дискуссий многих ученых, среди которых: В.Н. Марков, А.А. Деркач, В.В. Ильин, С.Д. Пожарский, Д.А. Леонтьев. На основе анализа существующих источников уточняется определение личностного потенциала подростка: Личностный потенциал подростков - интегральная характеристика уровня и перспектив развития духовных и материальных возможностей подростка, при воплощении которых каждая личность создает себя самостоятельно, аккумулируя потенциал из общества с целью самовыражения, самоопределения, самоутверждения, самореализации и самовоспитания. [2]

Учеными было изучено и предложено много разных компонентов личностного потенциала по личностным переменным и по сферам проявления. [3,4] Из них было выделено 4 основных элемента, влияющих на эффективное разрешение конфликтов подростками: рефлексивность, оптимистический атрибутивный стиль, жизнестойкость и самоэффективность.

На базе проведенного исследования в 2020-2021 учебном году в гимназии «Лика», в котором приняли участие испытуемые – по две параллели учеников 7-ых (1 и 2 группа) и 8-ых классов (3 и 4 группа) в количестве 50 учеников были получены следующие результаты:

1. 34% подростков имеют низкий показатель рефлексивности, 64% - средний, и только 2% высокий. (Рис. 1)

 

Рисунок 1. Рефлексивность

 

2. 50% подростков обладают атрибутивным оптимизмом, 50% - не обладают. (Рис. 2)

 

Рисунок 2. Оптимистический атрибутивный стиль

 

Рисунок 3. Жизнестойкость

 

3. 18% подростков показали низкий уровень жизнестойкости, 31% - средний, и только 1% - высокий уровень.

 

Рисунок 4. Самоэффективность

 

Из полученных результатов следует, что не у всех учеников развиты компоненты личностного потенциала, что говорит об их большей подверженности стрессам и конфликтам.

Конфликты подростков затрагивались такими учеными, как Л. Крисберг, А.А. Реан, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, И. Е. Ворожейкина и А. Я. Кибанова, Г. Зиммель, Л. Козер. На основе проведенного анализа определение конфликтов подростков было уточнено: конфликты подростков – столкновение двух и более субъектов, одним из которых является подросток, в основе противодействия лежит противоречие интересов, мотивов, целей, ценностей, которое сопровождается негативными эмоциями, но при этом является необходимым для поддержания баланса любой социальной среды. Конфликты подростков имеют отпечаток возраста, как способ приобретения навыков социального поведения и развития своего личностного потенциала. Конфликты подростков в образовательной среде возникают в связи с несоответствием компонентов образовательной среды: пространство, содержание, особенности субъектов и организационные условия потребностям подросткового возраста. [5]

Психолог К. Томас выделил 5 стратегий поведения в конфликте:

1. Стиль соперничества («акула»). Предпочитают подростки, являющиеся авторитетом среди сверстников. Данный стиль характеризуется стремлением удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам другой стороны.

2. Стиль сотрудничества («сова»). Выбор данного стиля осуществляется подростками в случае, когда важно сохранить и не испортить отношения со сверстниками. От обоих сторон конфликта требуются дипломатические способности. Следовательно, подросткам необходимо обладать умением договариваться для защиты собственных интересов и учета интересов своего оппонента, умением сдерживая свои эмоции слушать других.

3. Стиль компромисса («лиса»). Характеризуется взаимными уступками оппонентов.  Стороны конфликта договариваются на ранней стадии конфликта, понимая, что противник имеет не менее убедительные аргументы и возможности для достижения поставленной цели. Обе стороны стремятся к одному и тому же, но достичь цели, не уступив друг другу, одновременно не получится.

4. Стиль избегания («черепаха»). Данный стиль выбирают подростки, когда они не совсем уверены в своей правоте или, когда эта проблема не является первостепенной, или возможно, когда оппоненты обладают большими возможностями для достижения цели. Существует вероятность, что по истечении некоторого времени разногласия, приведшие к конфликту, могут разрешиться сами собой или подросток может заняться этими вопросами позже, когда в его распоряжении будут дополнительная информация и возможности.

5. Стиль приспособления («медведь»). В этом случае подросток не заинтересован в защите своих интересов, он в ущерб себе идет на сделку с другими сторонами конфликта, сохраняя дружеские отношения со сверстниками. Данный стиль используется школьниками не для разрешения конфликта, а для собственной стабильности и спокойствия. [6]

Если говорить о стратегии, которая способствует разрешению конфликтов подростками, как многоступенчатый процесс, который требует от подростков жизнестойкости для совладания со стрессом и включает анализ и оценку ситуации, выявление ее причин, выбор стратегии разрешения, формирование плана действий, реализацию принятого решения и оценка эффективности своих действий, то наиболее эффективной является сотрудничество. Исходя из этого, на основе показателей учеников по данной стратегии можно прийти к следующему выводу: 56% подростков не стремятся к эффективному разрешению конфликтов. (Рис. 5) [7]

 

Рисунок 5. Стратегии поведения в конфликте

 

На основе анализа полученных результатов мы пришли к выводу о необходимости развития компонентов личностного потенциала подростков для повышения показателей эффективного разрешения конфликтов подростками. В условиях ограничительных мер, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции в стране в виде дистанционного обучения, а далее смешанного обучения наиболее эффективными методами развития компонентов личностного потенциала будут дистанционные технологии. Это технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных, телекоммуникационных и дидактических средств. [8] В связи с чем была предложена программа. (Табл. 1)

 

Таблица 1.

Развитие личностного потенциала с помощью дистанционных технологий

Участники

Формы работы

Платформа

Ожидаемый результат

родители

вебинары

oCam Screen Recorder, whatsapp

повышение уровня осознанности родителей в области необходимости и способов развития личностного потенциала подростков

учителя-предметники

лекции и семинары

интеллект-карты: Mindmeister и Xmind; Power Point,  ZOOM

формирование теоретической основы и отдельных практических навыков по развитию личностного потенциала подростков

классные руководители

психологи

диспут, дискуссия

ZOOM

корректировка программы с учетом направленности школы

ученики

 

тренинг

ZOOM

развитие основных элементов личностного потенциала

интерактивные ролевые игры

Quizizz, Kahoot, Learningsapps2

развитие вовлеченности, контроля, принятия риска и самоэффективности путем проигрывания жизненных событий в виде игр

мозговой штурм

Онлайн доска Padlet

оптимальная модель разрешения конфликтов в зависимости от личностного потенциала каждого подростка

рефлексия

дневник трекер настроения: daylio

развитие атрибутивного оптимизма и рефлексии путем отслеживания настроения во взаимосвязи с жизненными событиями

индивидуальные беседы

whatsapp

проработка актуальных стрессовых ситуаций и конфликтов

 

Подводя итоги, на основе проведенного исследования был изучен актуальный уровень основных компонентов личностного потенциала 7-ых и 8-ых классов и была введена программа по развитию уровня основных элементов личностного потенциала для эффективного разрешения конфликтов подростками. В результате уровень атрибутивного оптимизма и самоэффективности остался прежним, зато был увеличен показатель рефлексивности, а также вовлеченности и контроля (как элементов жизнестойкости), что положительно повлияло на стремление подростков к эффективному разрешению конфликтов.

Развивая личностный потенциал, ученики седьмого и восьмого класса гимназии «Лика» смогли эффективней разрешать конфликты, что позволило сплотить коллектив и направить энергию каждого ученика в более продуктивное русло.

 

Список литературы:
1. КиберЛенника URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovatelnoy-sredy-v-formirovanii-lichnostnoy-bespomoschnosti-u-podrostkov
2. Леонтьев Д. А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста // Культурно-историческая психология развития / под ред. И.А.Петуховой. М.: Смысл, 2001. - С. 154-161.
3. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя. – М.: Изида, 2004. – С. 113–115.
4. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. Рецензия Л. В. Сохань, И. В. Степаненко. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnyy-potentsial-struktura-i-diagnostika-pod-red-d-a-leontieva-retsenziya-l-v-sohan-i-v-stepanenko
5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 551 с.
6. Смирнова, Т.С. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте/ Т.С. Смирнова, А.А.Ручкина. – Текст : непосредственны //Молодо ученый. – 2016. - №4 ()108. – С, 706-708. –URL: https://muluch.ru/archive/108/26212/ (дата обращения: 04.05.2021)
7. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.пед. ун-та, 2013. 229 с.
8. Лапшова А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17821 (дата обращения: 06.05.2021).