Экономические преступления и методы борьбы
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Экономические преступления и методы борьбы
Аннотация. Последние два года число экономических преступлений в России стабильно снижается, однако, несмотря на это уровень экономической преступности в России по сравнению с общемировым уровнем остается достаточно высоким. Актуальность работы обусловлена тем, что эти преступления, получившие в статистических материалах название «преступления экономической направленности», посягают на собственность и другие экономические интересы государства, отдельных групп граждан (потребителей, партнеров, конкурентов), а также на порядок управления экономической деятельностью в целях извлечения наживы, зачастую в рамках и под прикрытием законной экономической деятельности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, экономические преступления, методы борьбы.
Преступность в сфере экономической деятельности ‒ сложное, общественно опасное явление, оказывающее значительное влияние на дестабилизацию банковской, внешнеэкономической, торговой и иной деятельности и наносящее огромный вред экономике страны в целом.
Борьба с организованной преступностью является одной из актуальнейших проблем современного общества, как международного, так и российского. Происходящие в нашей стране изменения в экономике, возникновение и развитие новых форм экономических отношений приносят не только положительные результаты, но и приводят к росту экономической преступности.
Под экономическими преступлениями принято понимать общественно опасные деяния, которые предполагают посягательство на финансово-экономические отношения, обеспечивающие процесс производство/реализации/потребления различных товаров и услуг. Большая часть преступлений в сфере экономике совершаются с целью подрыва деятельности той или иной компании и получения финансовой наживы.
Все преступления, которые, совершаются в экономической сфере в настоящее время, носят умышленный характер. Что же касается основных признаков таких нарушений закона, то при составлении общей картины преступных деяний, в обязательном порядке, выделяют их субъекты и объекты.
По своему содержанию все непосредственные объекты преступлений, совершаемых в области экономики, как правило, заключены в строгие рамки их родового объекта. Если рассматривать описания таких нарушений законодательства, предусмотренных специальным разделом правовых норм, то все преступления в сфере экономики подразумевают незаконное проникновение в одну из сторон экономического рынка государства: распределение товаров, их продажи, обмен и т.д. Помимо этого в качестве непосредственных объектов экономических преступлений часто выступают деловые отношения предпринимателей. В этом случае происходит незаконное внедрение в процесс сотрудничества двух или нескольких сторон с целью разрушения стабильной работы той или иной организации
Преступления в сфере экономической деятельности носят неоднозначный характер. Форма их проявлений различна. Это могут быть и нарушения налогового законодательства, и закона о лицензировании, и даже нарушение правил регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для сотрудника экономической безопасности важно уметь квалифицировать все деяния для успешного раскрытия данных преступлений.
Правоохранительные органы при квалификации преступлений испытывает значительные трудности в оценке признаков субъективной стороны. Общеизвестно, что субъективная сторона ‒ это внутренняя сторона преступного деяния, и она характеризуется виной, мотивом, целью и эмоциями. Мотив преступления представляет собой обусловленные потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление, и которыми оно руководствовалось при его совершении.
Несмотря на резкий всплеск преступности в кризис, уровень ее в России за 5 лет снизился на 10%, сократившись в 2018 году почти на 5%, к 2020 году снижения снизились на 7%. Самыми криминальными остаются дальневосточные и сибирские регионы. В европейской части страны в число самых «преступных» вошли сразу четыре региона ПФО: Удмуртия, Пермский край, Кировская область и Башкортостан.
Проанализировав криминальную статистику, аналитическая служба «Реального времени» узнала, что в прошлом году в Татарстане резко выросло число совершенных тяжких и особо тяжких преступлений ‒ как и в целом по стране. В то же время РТ больше не входит ни в топ-5, ни даже в топ-10 регионов РФ по числу экономических преступлений. Официально Санкт-Петербург больше не криминальная столица России, а Чечня ‒ крайне безопасная; в РФ на одного преступника приходится 157 законопослушных россиян, а башкирские полицейские за 5 лет, по-видимому, стали хуже ловить преступников.
Уровень преступность с 2016 по 2020 год снизился в России на 7%: с 1 300 преступлений на 100 тыс. человек до 1 277.
Здесь следует оговориться, что имеются в виду зарегистрированные преступления ‒ в прошлом были факты занижения преступности в отдельных регионах и уголках страны для улучшения отчетности (и премий).
Самый высокий уровень преступности продолжают демонстрировать Сибирь и Дальний Восток, в первую очередь неблагополучные регионы. Так, в топ-5 криминальных субъектов РФ входят Тыва (2 876,4 преступления на 100 тыс. человек), Бурятия (2 388), Забайкальский край (2 269), Еврейская АО (2 261) и Амурская область (2 196).
Не смотря на общий спад преступности, проведенный анализ показывает увеличение экономической преступности по регионам и по России в целом, необходимо рассмотреть меры по борьбе с данными видами преступлений. Это связано с тем, что ежегодно количество предприниматель повышается на 15%, а вместе с ними на рынок заходят и незаконные предприниматели. Люди все больше хотят заниматься бизнесом, а чем больше приток людей в эту сферу, тем больше коэффициент преступности.
За совершение экономического правонарушения физическое лицо привлекается к административной, дисциплинарной ответственности.
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) ‒ основной и единственный источник уголовного права, нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации.
Уголовная ответственность за экономические преступления назначается в форме штрафов или лишения свободы. Размеры штрафов и сроки заключения зависят от тяжести преступления.
Экономиче ские пре ступле ния включе ны в полноце нный ра зде л Уголовного Коде кса Российской Фе де ра ции: пре ступле ния против собстве нности, пре ступле ния в сфе ре экономиче ской де яте льности и пре ступле ния против инте ре сов службы в комме рче ских и иных орга низа циях.
Экономиче ские пре ступле ния ра ссле дуются Отде лом по борьбе с экономиче скими пре ступле ниями (ОБЭП). Сотрудники да нного отде ла ра бота ют в соотве тствии с принципа ми ува же ния пра в и свобод че лове ка и гра жда нина , за конности, гума низма , гла сности.
В Российском за конода те льстве не пре дусмотре на уголовна я отве тстве нность юридиче ских лиц за сове рше ние экономиче ских пре ступле ний.
Пресечение экономических правонарушений – комплекс мер, осуществляющихся в различных сферах жизни общества с целью избегания уже спланированного правонарушения. Данные меры делятся на 3 блока: социальные, политические и экономические меры.
Социальные меры предупреждения правонарушений в сфере экономической деятельности проявляются в следующих факторах:
1) социальной политики благотворительности;
2) социальной политики по вопросу поддержки пенсионных фондов и других видов пенсионного обеспечения;
3) политике уменьшения расслоения граждан по признаку уровня дохода.
Политические меры предупреждения экономической преступности:
1) борьба с неправомерным лоббированием частных интересов в органах власти;
2) противодействие коррупции;
3) выработка государственной стратегии по борьбе с преступностью, в том числе в сфере экономики на международном уровне.
Экономические меры предупреждения преступности:
1) обеспечение приоритетности легальной экономической деятельности, борьба с теневой экономикой, черным рынком товаров и услуг;
2) внедрение макроэкономической модели, модели с механизмами прогрессивной поддержки государством основ и субъектов рыночной экономики;
3) помощь государства в обеспечении экономической безопасности предпринимательской деятельности;
4) борьба с безработицей;
5) компенсирование жертвам экономических преступлений наносимого им ущерба;
6) обеспечение прожиточного минимума для малообеспеченных слоев населения;
7) стабилизация экономики;
8) финансовое обеспечение правоохранительных органов.
Завершающим этапом в борьбе с экономическими правонарушениями является выявление и раскрытие таких правонарушений.
Та ким обра зом, эффе ктивность борьбы с экономиче ской пре ступностью за висит от ряда фа кторов, подве ргшихся кримина лиза цией: устра не ния противоре чивости пра вовой ба зы и отста ва ния за конода те льства от ре а льно происходящих в обще стве проце ссов; созда ния условий для ра звития экономики, укре пле ния социа льно-экономиче ской ста бильности обще ства . Для усиле ния борьбы с пре ступностью большое зна че ние та кже име е т повыше ние эффе ктивности профила ктиче ской де яте льности сле дстве нного а ппа ра та и осуще ствле ния профила ктиче ских функций обще го прокурорского на дзора , а та кже сове рше нствова ние координа ции де яте льности пра воохра ните льных орга нов, их вза имоде йствия с контролирующими орга на ми и структура ми исполните льной вла сти.