Статья:

Экономические преступления и методы борьбы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Юсупова И.Е., Барашков А.С., Снегирев М.С. Экономические преступления и методы борьбы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 17(153). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/153/91903 (дата обращения: 05.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Экономические преступления и методы борьбы

Юсупова Иоланта Евгеньевна
студент Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета, РФ г. Уфа
Барашков Андрей Сергеевич
студент Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета, РФ г. Уфа
Снегирев Максим Сергеевич
студент Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета, РФ г. Уфа
Фаттахова Энже Ринатовна
научный руководитель, ассистент кафедры "Финансов, денежного обращения и экономической безопасности", Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета, РФ г. Уфа

 

Аннотация. Последние два года число экономических преступлений в России стабильно снижается, однако, несмотря на это уровень экономической преступности в России по сравнению с общемировым уровнем остается достаточно высоким. Актуальность работы обусловлена тем, что эти преступления, получившие в статистических материалах название «преступления экономической направленности», посягают на собственность и другие экономические интересы государства, отдельных групп граждан (потребителей, партнеров, конкурентов), а также на порядок управления экономической деятельностью в целях извлечения наживы, зачастую в рамках и под прикрытием законной экономической деятельности.

 

Ключевые слова: экономическая безопасность, экономические преступления, методы борьбы.

 

Преступность в сфере экономической деятельности ‒ сложное, общественно опасное явление, оказывающее значительное влияние на дестабилизацию банковской, внешнеэкономической, торговой и иной деятельности и наносящее огромный вред экономике страны в целом.

Борьба с организованной преступностью является одной из актуальнейших проблем современного общества, как международного, так и российского. Происходящие в нашей стране изменения в экономике, возникновение и развитие новых форм экономических отношений приносят не только положительные результаты, но и приводят к росту экономической преступности.

Под экономическими преступлениями принято понимать общественно опасные деяния, которые предполагают посягательство на финансово-экономические отношения, обеспечивающие процесс производство/реализации/потребления различных товаров и услуг. Большая часть преступлений в сфере экономике совершаются с целью подрыва деятельности той или иной компании и получения финансовой наживы.

Все преступления, которые, совершаются в экономической сфере в настоящее время, носят умышленный характер. Что же касается основных признаков таких нарушений закона, то при составлении общей картины преступных деяний, в обязательном порядке, выделяют их субъекты и объекты.

По своему содержанию все непосредственные объекты преступлений, совершаемых в области экономики, как правило, заключены в строгие рамки их родового объекта. Если рассматривать описания таких нарушений законодательства, предусмотренных специальным разделом правовых норм, то все преступления в сфере экономики подразумевают незаконное проникновение в одну из сторон экономического рынка государства: распределение товаров, их продажи, обмен и т.д. Помимо этого в качестве непосредственных объектов экономических преступлений часто выступают деловые отношения предпринимателей. В этом случае происходит незаконное внедрение в процесс сотрудничества двух или нескольких сторон с целью разрушения стабильной работы той или иной организации

Преступления в сфере экономической деятельности носят неоднозначный характер. Форма их проявлений различна. Это могут быть и нарушения налогового законодательства, и закона о лицензировании, и даже нарушение правил регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для сотрудника экономической безопасности важно уметь квалифицировать все деяния для успешного раскрытия данных преступлений.

Правоохранительные органы при квалификации преступлений испытывает значительные трудности в оценке признаков субъективной стороны. Общеизвестно, что субъективная сторона ‒ это внутренняя сторона преступного деяния, и она характеризуется виной, мотивом, целью и эмоциями. Мотив преступления представляет собой обусловленные потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление, и которыми оно руководствовалось при его совершении.

Несмотря на резкий всплеск преступности в кризис, уровень ее в России за 5 лет снизился на 10%, сократившись в 2018 году почти на 5%, к 2020 году снижения снизились на 7%. Самыми криминальными остаются дальневосточные и сибирские регионы. В европейской части страны в число самых «преступных» вошли сразу четыре региона ПФО: Удмуртия, Пермский край, Кировская область и Башкортостан.

Проанализировав криминальную статистику, аналитическая служба «Реального времени» узнала, что в прошлом году в Татарстане резко выросло число совершенных тяжких и особо тяжких преступлений ‒ как и в целом по стране. В то же время РТ больше не входит ни в топ-5, ни даже в топ-10 регионов РФ по числу экономических преступлений. Официально Санкт-Петербург больше не криминальная столица России, а Чечня ‒ крайне безопасная; в РФ на одного преступника приходится 157 законопослушных россиян, а башкирские полицейские за 5 лет, по-видимому, стали хуже ловить преступников.

Уровень преступность с 2016 по 2020 год снизился в России на 7%: с 1 300 преступлений на 100 тыс. человек до 1 277.

Здесь следует оговориться, что имеются в виду зарегистрированные преступления ‒ в прошлом были факты занижения преступности в отдельных регионах и уголках страны для улучшения отчетности (и премий).

Самый высокий уровень преступности продолжают демонстрировать Сибирь и Дальний Восток, в первую очередь неблагополучные регионы. Так, в топ-5 криминальных субъектов РФ входят Тыва (2 876,4 преступления на 100 тыс. человек), Бурятия (2 388), Забайкальский край (2 269), Еврейская АО (2 261) и Амурская область (2 196).

Не смотря на общий спад преступности, проведенный анализ показывает увеличение экономической преступности по регионам и по России в целом, необходимо рассмотреть меры по борьбе с данными видами преступлений. Это связано с тем, что ежегодно количество предприниматель повышается на 15%, а вместе с ними на рынок заходят и незаконные предприниматели. Люди все больше хотят заниматься бизнесом, а чем больше приток людей в эту сферу, тем больше коэффициент преступности.

За совершение экономического правонарушения физическое лицо привлекается к административной, дисциплинарной ответственности.

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) ‒ основной и единственный источник уголовного права, нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации.

Уголовная ответственность за экономические преступления назначается в форме штрафов или лишения свободы. Размеры штрафов и сроки заключения зависят от тяжести преступления.

Экономиче ские  пре ступле ния включе ны в полноце нный ра зде л Уголовного Коде кса  Российской Фе де ра ции: пре ступле ния против собстве нности, пре ступле ния в сфе ре  экономиче ской де яте льности и пре ступле ния против инте ре сов службы в комме рче ских и иных орга низа циях.

Экономиче ские  пре ступле ния ра ссле дуются Отде лом по борьбе  с экономиче скими пре ступле ниями (ОБЭП). Сотрудники да нного отде ла  ра бота ют в соотве тствии с принципа ми ува же ния пра в и свобод че лове ка  и гра жда нина , за конности, гума низма , гла сности.

В Российском за конода те льстве  не  пре дусмотре на  уголовна я отве тстве нность юридиче ских лиц за  сове рше ние  экономиче ских пре ступле ний.

Пресечение экономических правонарушений – комплекс мер, осуществляющихся в различных сферах жизни общества с целью избегания уже спланированного правонарушения. Данные меры делятся на 3 блока: социальные, политические и экономические меры.

Социальные меры предупреждения правонарушений в сфере экономической деятельности проявляются в следующих факторах:

1) социальной политики благотворительности;

2) социальной политики по вопросу поддержки пенсионных фондов и других видов пенсионного обеспечения;

3) политике уменьшения расслоения граждан по признаку уровня дохода.

Политические меры предупреждения экономической преступности:

1) борьба с неправомерным лоббированием частных интересов в органах власти;

2) противодействие коррупции;

3) выработка государственной стратегии по борьбе с преступностью, в том числе в сфере экономики на международном уровне.

Экономические меры предупреждения преступности:

1) обеспечение приоритетности легальной экономической деятельности, борьба с теневой экономикой, черным рынком товаров и услуг;

2) внедрение макроэкономической модели, модели с механизмами прогрессивной поддержки государством основ и субъектов рыночной экономики;

3) помощь государства в обеспечении экономической безопасности предпринимательской деятельности;

4) борьба с безработицей;

5) компенсирование жертвам экономических преступлений наносимого им ущерба;

6) обеспечение прожиточного минимума для малообеспеченных слоев населения;

7) стабилизация экономики;

8) финансовое обеспечение правоохранительных органов.

Завершающим этапом в борьбе с экономическими правонарушениями является выявление и раскрытие таких правонарушений.

Та ким обра зом, эффе ктивность борьбы с экономиче ской пре ступностью за висит от ряда  фа кторов, подве ргшихся кримина лиза цией: устра не ния противоре чивости пра вовой ба зы и отста ва ния за конода те льства  от ре а льно происходящих в обще стве  проце ссов; созда ния условий для ра звития экономики, укре пле ния социа льно-экономиче ской ста бильности обще ства . Для усиле ния борьбы с   пре ступностью большое  зна че ние  та кже  име е т повыше ние  эффе ктивности профила ктиче ской де яте льности сле дстве нного а ппа ра та  и осуще ствле ния профила ктиче ских функций обще го прокурорского на дзора , а  та кже  сове рше нствова ние  координа ции де яте льности пра воохра ните льных орга нов, их вза имоде йствия с контролирующими орга на ми и структура ми исполните льной вла сти.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ 
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» 
3. Воронцов С.А., Локота О.В., Понеделков А.В. Основы национальной безопасности Российской Федерации. Учебное пособие / Ростов-на-Дону, 2017. С. 116-154.
4. Воронцов С.А., Понеделков А.В. О совершенствовании государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности // Власть. 2016. № 2. С. 126-132.
5. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления РФ // Социум и власть. 2017. № 1 (63). С. 30-37.