Статья:

К вопросу о проблемном обучении

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Захарец О.И., Родионова М.Д. К вопросу о проблемном обучении // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 18(154). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/154/92273 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о проблемном обучении

Захарец Ольга Ивановна
студент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград
Родионова Мария Дмитриевна
студент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград
Лазарева Елена Геннадьевна
научный руководитель, старший преподаватель, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. В статье рассматривается историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемного обучения, его задачи и возможности, принципы построения урока при проблемном методе обучения. Анализируется продуктивность проблемного обучения в современной системе образования.

 

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная задача, ученики.

 

Сейчас в современном мире происходит тенденция постоянного развития, касающаяся всех сфер человеческой жизнедеятельности. Конечно же, это напрямую касается и нашего образования. Изменения в области федеральных государственных образовательных стандартов привели к тому, что каждому учителю необходимы знания о современных технологиях, которые способствуют в облегчении процесса развития его профессиональной компетентности. Вместе с этим, перед системой профессионального образования стала задача поиска таких технологий,

которые были бы направлены на организацию данного процесса как непрерывного, гибкого и одновременно высококачественного процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Существуют наиболее распространенные и практичные технологии. К технологиям, наиболее часто реализуемым в профессиональном образовании,

относят: проблемное, модульное, контекстное, игровое обучение и др. Остановимся на более подробном рассмотрении технологии проблемного обучения.

Говоря о психолого-педагогических аспектах проблемного обучения хочется отметить, что это явление вовсе не является абсолютно новым, его концепция непосредственно вытекает из идей активизации. Разработка способов активизации мыслительной деятельности учащихся привела во второй половине XIX - начале XX в. к внедрению в преподавание отдельных учебных методов: эвристического (Г. Армстронг); опытно - эвристического (А.Я. Герд); лабораторно-эвристического (Ф.А. Винтергальтер); метода лабораторных уроков (К.П. Ягодовский); естественнонаучного обучения (А.П. Пинкевич) и др.

Все вышеперечисленные методы Б.Е. Райков, опираясь на их общность их значения, заменил термином «исследовательский метод». Исследовательский метод обучения, активизировавший практическую деятельность учащихся, стал своеобразной противоположностью традиционного метода. Его применение создавало в школе атмосферу увлеченности учением, доставляя учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивало развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Но уже в начале 30-х гг. XX в. использование исследовательского метода обучения как универсального было признано ошибочным. Предлагалось строить обучение для формирования системы знаний, не нарушающей логику предмета. Начался поиск путей активизации учебного процесса. Определенное влияние на развитие теории проблемного обучения в этот период оказали исследования психологов, обосновавших зависимость мыслительной деятельности человека от решения проблем, и концепции проблемного обучения, сложившиеся в педагогике на основе прагматического понимания мышления.[2, с.42]

Е. Л. Мельникова считает, что «проблемное обучение – это тип

обучения, обеспечивающий творческое усвоение материала через следующие этапы творчества: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения и реализация продукта и его оценивание [1, с.37].

Для реализации метода проблемного обучения на уроке учитель совместно с учениками или сами ученики ставят проблемную задачу.

Проблемная задача — это учебная проблема с заданными условиями, требующая особых условий своего исполнения: времени, дополнительной информации, умений и др.

Проблемная задача является единицей содержания проблемного обучения, а само это содержание - системой проблемных задач. [2, с.24]

Для того чтобы учебная задача, поставленная учителем, могла начать учебный диалог, она должна предстать перед детьми в образе учителя-собеседника, выступить как его точка зрения, сформированная личная позиция, вызывающая не состыковку у учеников, стимулирующая детей к креативному, критическому и творческому мышлению.

Учитель-собеседник посягает на самые очевидные представления детей, делает их удивительным и парадоксальным. Дети, ведя спор с учителем-собеседником, воодушевленно приводят массу аргументов. Тем самым, проблемное обучение способствует улучшению процессов мышления обучающихся, поиску нестандартных подходов к решению проблем, способствует развитию творческого потенциала школьников.

Внутренним условием развития умственных способностей и активизации мыслительной деятельности ученика является наличие познавательных потребностей и мотивов учения. [3, с.10]. Таким образом, мотивация при проблемном обучении это прежде всего, возбуждение познавательной деятельности, все большее укрепление и развитие собственно познавательного интереса.

Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей: Первая цель – формирование у школьников систему знаний, умений и навыков.

Вторая цель – достижение высокого уровня развития школьников, побуждение к саморазвитию и самообразованию. Способствовать развитию исследовательской активности и самостоятельность учащихся [2, с. 49]

Использование метода проблемного обучения дает возможность научить школьников: «копать глубже»; мыслить логично, научно и творчески; высказывать собственные свои убеждения; приводить аргументы; умению «слушать» и «слышать» других обучающихся.

Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается

учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы).

По мнению специалистов, успешность проблемного метода обучения заключается в том, что знания, достигнутые учащимися самостоятельно, усваиваются лучше тех, которые передал учитель.

Среди методов и способов проблемного обучения различают три уровня. Первый уровень изложения учебного материала заключается в то, что учитель сам создаёт проблемную ситуацию и предлагает путь её решения, задачей учеников на этом уровне является, отслеживание хода его рассуждения. Второй уровень проходит таким образом, преподаватель излагает проблему, формулирует задачу, а процесс её решения проходит вместе с учениками. И вот уже третий уровень подразумевает совместную работу учителя и учеников при постановке проблемы, формулировки задачи и нахождении путей её решения. [1, с.202].

Таким образом, педагогические возможности проблемного обучения состоят в следующем:

  • создание возможностей для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности школьников;
  • развитие самостоятельности, ответственности, критичности, инициативности;
  • развитие эвристических и творческих способностей школьников;
  • обеспечение прочности приобретаемых знаний.

Проблемное обучение целесообразно применять:

  • когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;
  • когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
  •  когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.

На основе выше всего сказанного, возникает вопрос: Какого же главное отличие проблемного обучения от традиционного? Дать однозначный ответ очень сложно, ведь оба этих явления идут в противовес друг другу, но в то же время они находятся в неразрывной связи друг с другом. Но всё-таки хочется отметить основное отличие и в то же время главную трудность проблемного обучения. Постановка проблемной ситуации – процесс исключительно индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и определенного подхода. Если при традиционном обучении учитель проговаривает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он должен подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения, излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос, сталкивать противоречия практической деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблемное обучение нужно сочетать с традиционным изложением материала, т.к. в обучении всегда будут нужны и тренировочные задачи и задания, требующие воспроизведения знаний, способствующие запоминанию необходимой информации. Безусловно, проблемный метод нельзя превращать в универсальный метод обучения. Для некоторых учащихся, еще не владеющих навыками самостоятельного мышления, он несколько труден. Но достоинства этой технологии очевидны.

 

Список литературы: 
1. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высшая школа. 2010
2. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.-М.:Знание, 2011. - 80 с. 
3. Махмутов, М.И. Избранные труды: В 7 т. / М.И. Махмутов. Казань: Магариф - Вакыт, 2016. Т. 1: Проблемное обучение: Основные вопросы теории / Сост.Д.М. Шакирова. — 423 с.
4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. - М., 2002; 2006