Статья:

Проблемы дистанционного обучения школьников в реалиях коронавирусной инфекции

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Минина А.С. Проблемы дистанционного обучения школьников в реалиях коронавирусной инфекции // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 19(155). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/155/92569 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы дистанционного обучения школьников в реалиях коронавирусной инфекции

Минина Анастасия Сергеевна
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

В 2020 году весь мир захватила пандемия коронавирусной инфекции COVID-19. Вирус затронул все сферы общественной жизни, было приостановлено производство, закрыты границы многих стран, введены карантинные меры. Кардинальные преобразования коснулись и образовательного сектора, школьники и студенты перешли на дистанционный формат обучения. Для того, чтобы не прерывать процесс обучения, сектор образования перешел на дистанционную форму обучения. С переходом на новый формат, учебным заведениям пришлось столкнуться с множеством трудностей [1].

В связи со сложившейся ситуацией актуально рассмотреть с какими проблемами и негативными моментами пришлось столкнуться учителям во время перехода на дистанционный формат обучения. В качестве респондентов были опрошены учителя из разных населенных пунктов Пермского края. Респондентам были заданы вопросы касательно проблем, с которыми они столкнулись в период дистанционного обучения, опыта работы с цифровыми технологиями, желания продолжить работу в цифровом формате по окончанию карантина.

По результатам опроса были выявлены следующие проблемы:

  1. Техническая необеспеченность учеников

Проблема технического оснащения школ в настоящий момент не стоит так остро. Однако не у каждого ученика дома есть персональный компьютер. Почти каждый сегодня владеет смартфоном, но его функционала может оказаться недостаточно для учебной деятельности. Также встречаются многодетные семьи с одним компьютером на всех учеников. Ученикам (да и учителям, если они ведут занятия из дома) может элементарно не хватать технического оснащения для дистанционных занятий.

  1. Отсутствие достаточно хорошего канала подключения к сети Интернет

Проблемы с подключением, отсутствие звука и/или видео – даже если наличествует компьютер и есть подключение к интернету, поток может оказаться недостаточным и не справляться с возложенной нагрузкой.

  1. Перегрузка образовательных платформ для дистанционного преподавания

Ещё одна проблема, которая проявилась в первые недели перехода на массовое дистанционное обучение – это проблема материально-ресурсной обеспеченности, ограниченности ресурсов, причём именно в техническом плане. Сбои в программном обеспечении, «зависание» и ошибки в работе сайтов, постоянные и проблемы с доступностью – практически все образовательные веб-ресурсы весной 2020 года оказались не готовы к массовому посещению пользователей. Это привело к тому, что ряд полезных, содержательных и методически грамотно выстроенных образовательных онлайн-платформ оказался недоступным для использования [2].

  1. Отсутствие необходимого опыта

Даже если бы не возникало технических проблем, педагоги столкнулись с отсутствием практики использования информационных ресурсов сети.
У большинства педагогов (а особенно у педагогов старшего поколения) отсутствуют навыки работы в онлайн-формате. Для них представляло сложность самостоятельно без предварительного обучения разобраться, как работать с ресурсами, а также научить пользоваться ими детей и родителей

  1. Снижение производительности обучения

Электронное обучение требует новых решений. Образовательные программы на платформах не соответствуют рабочим учебным планам школ или отдельно взятого учителя. Преподавателю приходится тратить больше времени на подготовку к занятиям и поиск материалов. А при ведении занятий становится сложнее отследить вовлечение ученика в процесс: присутствует ли он или подключился и в то же время занимается своими делами, внимательно ли слушает, выполняет работы самостоятельно или списывает из доступных ресурсов. Педагог испытывает затруднения ввиду отсутствия личного контакта с учащимися.

  1. Работа с родителями

Возросла нагрузка на родителей, к чему те оказываются не готовы и регулярно прибегают к помощи педагога. Как зарегистрироваться на сайте, как работать с образовательной платформой, уточнения касаемо домашних заданий и объяснение материала для самостоятельного изучения – эти и другие вопросы приходится объяснять почти каждому родителю индивидуально и не всегда в рабочее время.

  1. Увеличение нагрузки

Недостаток опыта дистанционного обучения приходится компенсировать увеличением времени и сил, затрачиваемых на подготовку к занятиям. Также следует учесть, что качество онлайн-урока зачастую ниже по сравнению с обычным школьным уроком, поэтому объём пройденного материала снижается. Неразобранные темы приходится отдавать ученикам на самостоятельную проработку, что в свою очередь влечёт за собой слабое понимание материала большинством школьников. Отдельно следует отметить, что рабочий день педагогов и до пандемии часто носил ненормированный характер, а с ростом нагрузки окончательно стал перегружен.

  1. Влияние на здоровье

Переход на дистанционную форму обучения оказал влияние на всех участников образовательного процесса, стрессовая ситуация отразилась на учениках и студентах, преподавателях и руководстве общеобразовательных и высших учебных заведениях. При дистанционном обучении развивается клиповое мышление. Да, это защищает мозг от информационной перегрузки, ускоряет реакцию человека, развивает многозадачность - сетевое поколение людей может одновременно слушать музыку, редактировать фото, сёрфить по интернету, общаться в чате и делать при этом уроки. Но, клиповое мышление снижает способность к анализу, снижает концентрацию на информации, снижает коэффициент усвоения знаний, следовательно, падает уровень успеваемости, ребенок не способен анализировать, и, как последствие, у него снижается успешность в карьере и жизни, он становится податливым к манипуляциям и влиянию. Также все участники процесса обучения стали жаловаться на ухудшение зрения причиной этому служит достаточно большое количество времени, которое они проводят за компьютером [3].

Какие ресурсы использовали опрошенные педагоги в своей работе? Наиболее популярные сервисы хорошо разделились на следующие категории: среды для видеоконференций (ZOOM, Skype, Viber, Whatsapp), онлайн-учебники (Яндекс-учебник, РЭШ, электронные книги), системы для проверки домашних заданий (Google-формы, Skysmart, Learningaps, РешуОГЭ, РешуЕГЭ).

Неужели дистанционное образование носит исключительно негативную оценку? Несмотря на все вышеобозначенные трудности и недостатки у дистанционного обучения есть ряд преимуществ, которые педагоги хотели бы перенять в свою дальнейшую работу:

  • обучение возможно везде, где есть интернет, что упростило посещение занятий детьми из отдалённых районов;
  • доступны любые дополнительные материалы: учебники, видео, интерактивные задания, онлайн-лаборатории обучение становится более наглядным;
  • школьники учатся быть более самостоятельными, планировать своё время – навык, который однозначно пригодится ребятам во взрослой жизни.

Несмотря на то, что многие участники образовательного процесса столкнулись с трудностями и собственными ограничениями во время перехода на дистанционное обучение – это их ничуть не сломило, а наоборот полученный опыт вселил оптимизм. Также переход в онлайн-формат показал, что современные технологии позволяют перевести в удаленный формат почти все этапы учебного процесса, отдельные темы из курсов учебного плана, на которых происходит закрепление, обобщение, повторение изученного материала, и факультативные курсы. Но к этому должны быть хорошо подготовлены все участники образовательного процесса и техническая система обеспечения такой формы обучения. Тем не менее все участники многому научились: освоили новые программы, выявили и применили новые способы общения с коллегами и учениками.

Таким образом, дистанционное обучение имеет ряд плюсов, дальше будет становится всё более распространённым, нам так или иначе придётся смириться и подстраиваться. Самый главный вывод, который многие для себя вынесли, что онлайн-обучение — это гораздо более сложный процесс, чем передача информации онлайн. Кроме того, стало понятным, что дистанционное обучение невозможно без IT-инфраструктуры и обеспеченности компьютерами и гаджетами большей части учеников. Предстоит еще очень долгий путь, но начало ему положено.

 

Список литературы: 
1. Клягин А.В. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии// Современная аналитика образования. 2020. № 6 (36). С. 89-97. 
2. Сидоров С.В. Проблемы организации учебного процесса в условиях коронавирусной пандемии [Текст]/ С.В. Сидоров // Педагогическая и гуманитарная сферы: история и современность: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Шадринск: ШГПУ, 2020.
3. Яшкова С.Г. Влияние «клипового мышления» на успеваемость учащихся// Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»