Проблемы дистанционного обучения школьников в реалиях коронавирусной инфекции
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Проблемы дистанционного обучения школьников в реалиях коронавирусной инфекции
В 2020 году весь мир захватила пандемия коронавирусной инфекции COVID-19. Вирус затронул все сферы общественной жизни, было приостановлено производство, закрыты границы многих стран, введены карантинные меры. Кардинальные преобразования коснулись и образовательного сектора, школьники и студенты перешли на дистанционный формат обучения. Для того, чтобы не прерывать процесс обучения, сектор образования перешел на дистанционную форму обучения. С переходом на новый формат, учебным заведениям пришлось столкнуться с множеством трудностей [1].
В связи со сложившейся ситуацией актуально рассмотреть с какими проблемами и негативными моментами пришлось столкнуться учителям во время перехода на дистанционный формат обучения. В качестве респондентов были опрошены учителя из разных населенных пунктов Пермского края. Респондентам были заданы вопросы касательно проблем, с которыми они столкнулись в период дистанционного обучения, опыта работы с цифровыми технологиями, желания продолжить работу в цифровом формате по окончанию карантина.
По результатам опроса были выявлены следующие проблемы:
- Техническая необеспеченность учеников
Проблема технического оснащения школ в настоящий момент не стоит так остро. Однако не у каждого ученика дома есть персональный компьютер. Почти каждый сегодня владеет смартфоном, но его функционала может оказаться недостаточно для учебной деятельности. Также встречаются многодетные семьи с одним компьютером на всех учеников. Ученикам (да и учителям, если они ведут занятия из дома) может элементарно не хватать технического оснащения для дистанционных занятий.
-
Отсутствие достаточно хорошего канала подключения к сети Интернет
Проблемы с подключением, отсутствие звука и/или видео – даже если наличествует компьютер и есть подключение к интернету, поток может оказаться недостаточным и не справляться с возложенной нагрузкой.
- Перегрузка образовательных платформ для дистанционного преподавания
Ещё одна проблема, которая проявилась в первые недели перехода на массовое дистанционное обучение – это проблема материально-ресурсной обеспеченности, ограниченности ресурсов, причём именно в техническом плане. Сбои в программном обеспечении, «зависание» и ошибки в работе сайтов, постоянные и проблемы с доступностью – практически все образовательные веб-ресурсы весной 2020 года оказались не готовы к массовому посещению пользователей. Это привело к тому, что ряд полезных, содержательных и методически грамотно выстроенных образовательных онлайн-платформ оказался недоступным для использования [2].
- Отсутствие необходимого опыта
Даже если бы не возникало технических проблем, педагоги столкнулись с отсутствием практики использования информационных ресурсов сети.
У большинства педагогов (а особенно у педагогов старшего поколения) отсутствуют навыки работы в онлайн-формате. Для них представляло сложность самостоятельно без предварительного обучения разобраться, как работать с ресурсами, а также научить пользоваться ими детей и родителей
- Снижение производительности обучения
Электронное обучение требует новых решений. Образовательные программы на платформах не соответствуют рабочим учебным планам школ или отдельно взятого учителя. Преподавателю приходится тратить больше времени на подготовку к занятиям и поиск материалов. А при ведении занятий становится сложнее отследить вовлечение ученика в процесс: присутствует ли он или подключился и в то же время занимается своими делами, внимательно ли слушает, выполняет работы самостоятельно или списывает из доступных ресурсов. Педагог испытывает затруднения ввиду отсутствия личного контакта с учащимися.
- Работа с родителями
Возросла нагрузка на родителей, к чему те оказываются не готовы и регулярно прибегают к помощи педагога. Как зарегистрироваться на сайте, как работать с образовательной платформой, уточнения касаемо домашних заданий и объяснение материала для самостоятельного изучения – эти и другие вопросы приходится объяснять почти каждому родителю индивидуально и не всегда в рабочее время.
- Увеличение нагрузки
Недостаток опыта дистанционного обучения приходится компенсировать увеличением времени и сил, затрачиваемых на подготовку к занятиям. Также следует учесть, что качество онлайн-урока зачастую ниже по сравнению с обычным школьным уроком, поэтому объём пройденного материала снижается. Неразобранные темы приходится отдавать ученикам на самостоятельную проработку, что в свою очередь влечёт за собой слабое понимание материала большинством школьников. Отдельно следует отметить, что рабочий день педагогов и до пандемии часто носил ненормированный характер, а с ростом нагрузки окончательно стал перегружен.
- Влияние на здоровье
Переход на дистанционную форму обучения оказал влияние на всех участников образовательного процесса, стрессовая ситуация отразилась на учениках и студентах, преподавателях и руководстве общеобразовательных и высших учебных заведениях. При дистанционном обучении развивается клиповое мышление. Да, это защищает мозг от информационной перегрузки, ускоряет реакцию человека, развивает многозадачность - сетевое поколение людей может одновременно слушать музыку, редактировать фото, сёрфить по интернету, общаться в чате и делать при этом уроки. Но, клиповое мышление снижает способность к анализу, снижает концентрацию на информации, снижает коэффициент усвоения знаний, следовательно, падает уровень успеваемости, ребенок не способен анализировать, и, как последствие, у него снижается успешность в карьере и жизни, он становится податливым к манипуляциям и влиянию. Также все участники процесса обучения стали жаловаться на ухудшение зрения причиной этому служит достаточно большое количество времени, которое они проводят за компьютером [3].
Какие ресурсы использовали опрошенные педагоги в своей работе? Наиболее популярные сервисы хорошо разделились на следующие категории: среды для видеоконференций (ZOOM, Skype, Viber, Whatsapp), онлайн-учебники (Яндекс-учебник, РЭШ, электронные книги), системы для проверки домашних заданий (Google-формы, Skysmart, Learningaps, РешуОГЭ, РешуЕГЭ).
Неужели дистанционное образование носит исключительно негативную оценку? Несмотря на все вышеобозначенные трудности и недостатки у дистанционного обучения есть ряд преимуществ, которые педагоги хотели бы перенять в свою дальнейшую работу:
- обучение возможно везде, где есть интернет, что упростило посещение занятий детьми из отдалённых районов;
- доступны любые дополнительные материалы: учебники, видео, интерактивные задания, онлайн-лаборатории обучение становится более наглядным;
- школьники учатся быть более самостоятельными, планировать своё время – навык, который однозначно пригодится ребятам во взрослой жизни.
Несмотря на то, что многие участники образовательного процесса столкнулись с трудностями и собственными ограничениями во время перехода на дистанционное обучение – это их ничуть не сломило, а наоборот полученный опыт вселил оптимизм. Также переход в онлайн-формат показал, что современные технологии позволяют перевести в удаленный формат почти все этапы учебного процесса, отдельные темы из курсов учебного плана, на которых происходит закрепление, обобщение, повторение изученного материала, и факультативные курсы. Но к этому должны быть хорошо подготовлены все участники образовательного процесса и техническая система обеспечения такой формы обучения. Тем не менее все участники многому научились: освоили новые программы, выявили и применили новые способы общения с коллегами и учениками.
Таким образом, дистанционное обучение имеет ряд плюсов, дальше будет становится всё более распространённым, нам так или иначе придётся смириться и подстраиваться. Самый главный вывод, который многие для себя вынесли, что онлайн-обучение — это гораздо более сложный процесс, чем передача информации онлайн. Кроме того, стало понятным, что дистанционное обучение невозможно без IT-инфраструктуры и обеспеченности компьютерами и гаджетами большей части учеников. Предстоит еще очень долгий путь, но начало ему положено.