История анти-азиатских настроений в США XIX-XX вв.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
История анти-азиатских настроений в США XIX-XX вв.
Аннотация. Данная статья рассматривает проблему дегуманизации и предрассудков по отношению к другим народам. В работе рассмотрены явления пропаганды и дискриминации в средствах массовой информации и на законодательном уровне.
Ключевые слова: дегуманизация, пропаганда, масс-медиа, война.
В течение XIX в. США переживали бурный промышленный рост, из-за недостатка в рабочей силе, было принято решение завозить рабочих извне- из империи Цин. Так в США попали китайцы-кули. На волне обвинений в том, что они отнимали работу у граждан, начинается рост антикитайских настроений в обществе.
На протяжении XIX в. в западных странах появляется концепция т.н. «желтой угрозы, согласно которой, в будущем, развивающиеся азиатские страны догонят по своему экономическому развитию страны Запада и будут бороться за мировое господство. В начале XX в. на фоне победы Японии в русско-японской войне и ее успехов в ходе реставрации Мэйдзи, подобные настроения получают дальнейшее развитие.
Соединенные Штаты Америки с конца XIX в. неоднократно воевали со странами азиатско-тихоокеанского региона либо участвовали в боевых действиях на их территории – Филиппино-американская война 1899-1902 гг., Тихоокеанский театр второй мировой войны 1941-1945 гг., Корейская война 1950-1953 гг., Вьетнамская война 1965-1973 гг. Каждая из этих войн сопровождалась ростом анти-азиатских настроений в США и большими потерями среди гражданского населения этих стран. Постоянные войны не могли не повлиять на американское общество и то, как оно воспринимало выходцев из этих стран.
В 1882 г. был подписан Акт об исключении китайцев, запретивший китайскую иммиграцию в США. Это был первый случай запрета, наложенного на определенную национальность [1, с.95]. В 1913 г. В Калифорнии был принят закон о запрете землевладения и долгосрочной аренды земли для «нежелательных» лиц. Этот закон затронул в первую очередь китайцев и японцев, проживавших в основном в Калифорнии. Этот закон в 1920 г. был расширен и окончательно запретил лицам азиатского происхождения владеть землей в этом штате.
В 19 в. рабочие-кули подвергались систематической дискриминации, распространенным было мнение, что они не поддаются ассимиляции. На волне ксенофобии произошло множество антикитайских погромов. В 1871 г. 24 октября в Лос-Анджелесе, в ходе резни было убито от 16 до 20 китайских рабочих [6, c.108]. 7 сентября 1885 г. на территории Вашингтон было убито и ранено 6 китайцев, 2 сентября 1885 г. резня в Рок-Спрингс, от 28 до 50 китайцев убито толпой с особой жестокостью из-за конкуренции на рынке труда. В течение второй половины XIX в. произошло более 150 задокументированных массовых атак на лиц китайского происхождения в Северной Америке [9, c.15].
К 1907 г. японцы, на которых Акт об исключении не распространялся, начали активно прибывать в США и заполнять брешь на рынке труда. Президент Теодор Рузвельт подписал с Японией соглашение, по которому запрет на японцев не налагался, но она обязывалась снизить количество иммигрантов, отправляющихся в США, до минимума. Договор не был ратифицирован конгрессом и прекратил свое действие в 1924 г. Эти события коррелируют с победой Японии в русско-японской войне. В ходе нее угроза стала исходить уже от Японии, поскольку это первый случай в XIX в., когда европейская держава проиграла в войне не-европейцам. 11 октября 1906 г. в Сан-Франциско был принят закон, по которому дети японского происхождения подлежали переходу в расово сегрегированные, отдельные школы. На тот момент лица японского происхождения составляли 1% населения Калифорнии.
В 1924 г. был принят иммиграционный акт, значительно изменивший характер иммиграции в США. По нему США принимали как иммигрантов лишь 2% от количества лиц любого происхождения, проживавших в стране на момент 1890 г. Этот закон снизил количество иммигрантов из Южной и Восточной Европы и почти полностью запретил иммиграцию из Азии [10]. На уровне отдельных штатов стали появляться законы, запрещавшие смешанные браки с азиатами.
Таким образом, анализируя факты расизма и дискриминации, видна их зависимость с появлением азиатских иммигрантов и ведущимися войнами с восточноазиатскими странами; что более важно, экономическим и военным подъемом Японии. Генеральный штаб армии США с начала XX в., разрабатывая планы обороны и наступления на случай войны, считал главным противником на Тихом океане Японию.
Для большей демонстрации анти-азиатских настроений необходимо обратиться к кинематографу тех лет. Кинематограф играл важную роль в пропаганде и насаждении определенных взглядов, что наглядно продемонстрировал выход кинокартины «Рождение нации». В первой половине XX в. распространение получают кинокартины и комиксы с «Фу Манчу» - этот литературный персонаж был создан английским писателем Саксом Ромером. В фильмах Фу Манчу представал в карикатурном образе китайца, с длинными ниспадающими усами и в маньчжурском костюме эпохи Цин. Этот образ эксплуатировал страхи западных обывателей относительно Востока. Фу Манчу от фильма к фильму стремился к мировому господству, но каждый раз безуспешно.
В том же 1915 г. произошло возрождение ку-клукс-клана, в начале 1920-х гг. он достиг пиковой численности, по различным данным от 3 до 6 миллионов человек [3, c.1463].
7 декабря 1941 г. Япония атаковала американскую базу в Перл-Харбор. На выпускаемых в то время пропагандистских плакатах образ японца-агрессора был карикатурой– крысой с длинными зубами, нападающей лишь исподтишка. На этих плакатах в некоторых случаях были надписи «сезон охоты на японцев открыт».
Американский историк Джеймс Вэйнгартнер обратил внимание на очень небольшое количество японских пленных в ходе войны и считал, что это следствие отношения к японцам как к животным, не заслуживающим достойного обращения как пленные [11, c.55]. Британский историк Ниалл Фергюсон тоже видит причину этого в оголтелой пропаганде, начиная еще с довоенного времени. Он указывает что в октябре 1944 г. лишь 604 пленника находилось в руках американцев. [4, c.182].
Начиная с битвы за Гуадалканал в 1942 г., в действующих частях корпуса морской пехоты и армии США начинается охота за трофеями. Некоторые американские военные расчленяли тела убитых японских солдат на части и хранили в качестве сувениров. Это явление распространилось настолько широко, что командующий тихоокеанским флотом Честер Нимиц запретил осквернять тела и учредил проверку на таможне, чтобы военные не отправляли эти сувениры домой. На таможне изымались черепа, уши и различные предметы, сделанные из костей. 22 мая 1944 г. журнал «Тайм» опубликовал фото девушки, которой прислал японский череп ее возлюбленный как подарок с флота [8, c.35]. 13 июня 1944 г. Президент Ф. Рузвельт получил подарок - письменный нож из японской кости. Через несколько недель Рузвельт отказался от него и посоветовал его захоронить [2, c.825]. Несмотря на запреты, подобные трофеи были распространены до самого конца войны.
С 19 февраля по 20 марта 1942 г. все японцы, проживавшие на территории США, были интернированы и отправлены в лагеря до конца войны. Всего от 110 до 120 тысяч человек, из которых 62% были гражданами США [5, c.135].
В ходе Второй Мировой войны 67 японских городов были полностью или частично уничтожены бомбардировками. В ходе них использовались специальные зажигательные снаряды, поджигавшие деревянные и бамбуковые города. 10 марта 1945 г. В ходе бомбардировки Токио погибло 80 тысяч мирных жителей. 6 и 9 августа было применено ядерное оружие против Хиросимы и Нагасаки. Президент Гарри Трумэн так прокомментировал это: «единственный язык, который они понимают-это язык бомбежек. Когда приходится иметь дело с животным, приходится обращаться с ним, как с животным.» [12, c.171].
Таковы были последствия подобного отношения к людям иного происхождения и их планомерной и многолетней дегуманизации на плакатах и в кино, а также дискриминации на законодательном уровне. В ходе исследования показано, что это следствие именно расизма, основанного на страхах «желтой угрозы», поскольку подобного отношения в войне не было ни к итальянцам, ни к немцам. Представители этих народов не были интернированы, хотя их и отнесли во время войны к статусу враждебных иностранцев. Это не привело к их дискриминации. И немцы, и итальянцы рассматривались как часть американского общества. Выходцы из азиатских стран, в свою очередь, считались чуждым и нежелательным элементом для США, несмотря на то, что массовая иммиграция их началась в 1848 г., то есть, еще до начала массовой итальянской иммиграции в США.
Проследить предвзятое отношение, основанное на расовых предрассудках, можно по делу ученого Цянь Сюэсэня. Он является одним из участников американской космической программы и основателей лаборатории реактивного движения в США в 1940-е гг. Во время т. н. охоты на ведьм в период Маккартизма 1950-1957 гг. его подозревали в анти-американских настроениях и шпионаже в пользу Китая. В 1955 г. Он был депортирован в КНР в обмен на 5 американских пилотов, взятых в плен во время Корейской войны. В КНР он стал основателем китайской космической программы. Заместитель министра военно-морских сил США Дэн Кимбэл так прокомментировал его изгнание: «это наиглупейшая вещь, которую эта страна когда-либо делала. Он был не более коммунистом чем я и мы изгнали его» [7, c.57-61].
Начиная с середины XX в. в США постепенно проходила общая демократизация, начиная с десегрегации вооруженных сил в 1948 г. и заканчивая Актом о гражданских правах 1964 г. и Иммиграционным актом 1965 г., либерализировавшим иммиграцию в США и снявшим запреты на оную для лиц азиатского происхождения.
США воевали с азиатскими странами неоднократно, что наложило определенный отпечаток на настроения в обществе и общие тенденции массовой культуры. В ходе исследования показано, какой может быть пропаганда, в том числе государственная и к чему может приводить.