Подбор судна для экспедиции Г.Я. Седова в Архангельске в 1912 году
Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Подбор судна для экспедиции Г.Я. Седова в Архангельске в 1912 году
Ключевые слова: Арктика; полярные экспедиции; Г.Я. Седов; Архангельск.
Георгий Яковлевич ясно понимал, что успех экспедиции в значительной мере зависит от приобретения прочного, пригодного для плавания в ледовых условиях судна. При этом судно должно быть сравнительно удобно для размещения членов экспедиции и команды, а также для организации научных исследований (гидрографических и пр.).
Работа в гидрографических экспедициях на Севере в начале XX века, Седов знал, что у некоторых крупных зверопромышленников Мурмана и Архангельска можно приобрести судно, вполне отвечающее требованиям экспедиции. Поэтому сразу после выяснения возможности организации экспедиции он обратился к архангельскому губернатору с просьбой оказать содействие в покупке судна [1, л 9].
Внимание исследователя привлекло судно «Дмитрий Солунский», принадлежавшее крупному зверопромышленнику Севера Д. Н. Масленникову. На этом судне В. А. Русанов в экспедицию 1910 года совершил успешное плавание вокруг северного острова Новой Земли. Во льдах Карского моря «Дмитрий Солунский» прошел около 500 километров. В экспедиции Русанова (включая команду судна) участвовало 17 человек.
«Дмитрий Солунский» - моторно-парусное судно, построенное в 1908 году в селе Мудьюге (около Архангельска), стоимость его 35 тысяч рублей. Оно имело ледовую обшивку (из дуба), позволяющую судну заходить во льды и выдерживать значительный их напор. Длина судна - 96 футов, ширина - 24 фута, осадка - 10 футов, водоизмещение - 190 тони. Таким образом, по водоизмещению, прочности и возможности размещения состава экспедиции с командой (14-17 человек) это судно вполне отвечало требованиям Георгия [1, л 22].
Архангельский губернатор С. Д. Бибиков 8 (21) апреля 1912 года запросил Масленникова по этому вопросу: «He откажите телеграфировать согласны ли продать судно «Дмитрий Солунский» для экспедиции к Северному полюсу. Случае согласия сообщите цену. Судно необходимо в конце мая»[1, л 9].
Через день в ответ губернатору Масленников телеграфировал «Согласен продать судно «Дмитрий Солунский» за 40 тысяч рублей за наличный расчет. Купчая за счет покупателя»[1, л 22].
Непомерно высокая цена (на 5 тысяч рублей выше действительной стоимости судна) сделала невозможной его покупку. Тогда Седов принимает решение купить судно «Андромеда», принадлежащее другому крупному промышленнику Севера - Епимаху Могучему. Об этом свидетельствуют его телеграммы, направленные архангельскому губернатору в начале второй декады апреля с просьбой содействовать покупке судна Могучего[1, л 25].
Переписка с Могучим по этому вопросу крайне показательна и характерна во многих отношениях. Заведующий канцелярией губернатора Б. И. Садовский в телеграмме, посланной Могучему, наряду с выяснением вопроса о согласии продажи судна, цене, особо указывает, что судно «нужно для экспедиции к Северному полюсу, средства ограниченные, судно нужно начале июня»[1, л 26].
Зверопромышленник н судовладелец Могучий не очень-то посчитался с пожеланием и наставлением заведующего канцелярией губернатора. Учитывая выгодный момент для продажи судна, он в категорической форме ответил: «Мне судно стоит 40 тысяч рублей без наложения процентов. Норвежцы оценивают в 100 тысяч крон. Желаю продать за 45 тысяч рублей»[1, л 27].
В связи с таким положением, архангельский губернатор С. Д. Бибиков решил лично «вмешаться» в это дело и положительно решить вопрос о покупке судна.
12 (25) апреля 1912 года он дал поручение уездному исправнику в Александровске совместно с капитаном судна «Мурман» Падориным осмотреть судно Могучего, определить его прочность и пригодность для плавания к Земле Франца Иосифа. И дальше в поручении указывалось: «Случае соответствия судна, предложите Могучему 35 тысяч. Примите особое участие уладить дело»[1, л 30]. «Андромеду» была осмотрена.
Основные выводы, изложенные в акте по осмотру, сводятся к следующему: «судно «Андромеда» (судя из опроса личного состава шхуны) построено в 1911 году в Малошуйке Онежского уезда, водоизмещение его 93 тонны, мощность машины 100 лошадиных сил, скорость хода 6-7 узлов. Угольные ямы вмещают до 30 тысяч пудов. Жилое небольшое помещение, расположенное в носовой части, под верхней палубой, рассчитано на 12 человек команды и 3 каюты в корме для офицеров. Судно построено из сосны, обводы прямостенные, обыкновенные. В качестве вывода указывалось, что «судно пригодно только для местного плавания и не приспособлено для нужд экспедиции, ибо его корпус по своему подводному образованию и укреплению недостаточно прочен... Для продолжительного плавания в полярных льдах шхуна не может быть приспособлена без капитальной переделки».
После такого заключения, естественно, вопрос о покупке «Андромеды» отпал. В то же время известно, что это судно без какой- либо капитальной переделки участвовало в полярном плавании в 1914 году. Оно было зафрахтовано Главным гидрографическим управлением на 4 месяца за 39 тысяч рублей, то есть на выгоднейших для зверопромышленника Могучего условиях, и использовано для поисковой экспедиции Седова в районе Панкратьева полуострова Новой Земли [5, л 36]. Плавание «Андромеды» от Крестовой губы до Панкратьева острова проходило в трудных ледовых условиях. Тем не менее судно возвратилось на Мурман без каких-либо повреждений.
Это дает право думать, что основной причиной отказа Седова от покупки судна «Андромеда» была непомерно высокая цена (45 тысяч рублей), запрошенная Могучим.
Таким образом, попытки исследователя приобрести судно для экспедиции оказались безрезультатными. Примерно в начале июня Седов получил предложение от владельца парохода «Святой мученик Фока», штурмана дальнего плавания В. Е. Дикина о готовности его предоставить указанное судно для экспедиции. При этом Дикин вместе с имеющейся на пароходе командой выразил согласие доставить экспедицию на Землю Франца Иосифа. Это предложение устраивало Георгия Яковлевича и вскоре договор с Дикиным на фрахтование судна «Св. муч. Фока» был подписан.
29 июня газета «Архангельск» писала: «В Архангельске идет снаряжение экспедиции Седова. Переговоры о фрахте c Дикиным его парохода уже закончены... Экспедиция будет доставлена на Землю Франца Иосифа на «Фоке», а в следующую навигацию пароход снова придет за экспедицией...
…Пароход в настоящее время стоит в Соломбале, около заарендованного Седовым дома Чеснокова, который будет служить базой для экспедиции»[4, л 3].
В докладе Седова, сделанном 24 июля на заседании Архангельского комитета содействия экспедиции к Северному полюсу, отмечалось, что «для экспедиции в настоящее время зафрахтовано за 5500 рублей судно Дикина «Св. муч. Фока»[7, л 2]. Об этом 25 июля 1912 года подробно писала газета «Архангельск».
Срок выхода судна из Архангельска по договору был установлен не позднее 15 (28) августа. В случае, если экспедиция не выйдет в указанный срок, Дикин, по условиям договора, должен был получить задаток и неустойку, превышающую сумму, которую ему выплатили бы за фрахт.
Газета «Архангельск», характеризуя судно «Св. муч. Фока», указывала, что выбор Седова «нельзя не назвать удачным»[3, л 2]. «Св. муч. Фока» - старый ветеран, одержавший немало героических побед над полярными льдами[3, л 2]. Пароход уже имел свою длинную историю. Судно было построено в 1870 году в небольшом норвежском городке и получило наименование «Гейзер». По своей конструкции (типу) оно принадлежало «к славной плеяде» полярных деревянных судов таких, как «Вега» (экспедиция Hорденшельда в 1878-1879 гг.), «Стелла Поляре» (экспедиция Абруццкого на Землю Франца Иосифа), «Заря» (экспедиция Толля Э. В. на Новосибирские острова)[3, л 2].
Несмотря на более чем сорокалетний возраст, «Св. муч. Фока», был пригоден для полярных плаваний. До 1873 года он находился в руках норвежских зверопромышленников под названием «Гейзер». 1893 году его приобрели мезенские зверопромышленники, братья Юрьевы. Судно было приписано к Архангельскому порту и переименовано в «Св. муч. Фока». Затем судно купила Мурманская научно-промысловая экспедиция. А в 1909 году «Св. муч. Фока» стал собственностью зверопромышленника-шкипера В. Дикина[5, л 38].
«Св. муч. Фока» имел следующие характеристики: длина его 133,3 фута, наибольшая ширина - 30,2 фута, при полном грузе судно имеет осадку кормой 14 футов. Водоизмещение его 273 тонны. Судно двухпалубное. Помимо парусной оснастки, на нем была установлена паровая машина мощностью 290 лошадиных сил. Средняя скорость его хода составляла 5-6 узлов. Судно имело почти сплошной набор шпангоутов, четырехрядную обшивку - одну внутреннюю (четырехдюймовую) и три наружных, на которых верхняя или крайняя к воде - дубовая. Кроме того, на носовой части было устроено особое «ледяное» крепление. Снаружи носовая часть была обшита толстым листовым и полосовым железом. Все это придавало ему достаточную прочность[7, л 2].
В конце 1911 года в доке товарищества Архангельско-Мурманского пароходства был произведен ремонт подводной части судна «Св. муч. Фока». После ремонта 12 (25) января 1912 года Дикин, обратился с прошением к начальнику архангельского торгового порта о выдаче удостоверения на предмет годности парохода «Св. муч. Фока» к морскому плаванию. Несколько дней спустя, судно осмотрел портовый техник, и Дикину выдали справку о том, что «Св. муч. Фока» после проведенного ремонта подводной части «признан способным к морскому плаванию»[2, л 1].
Г.Я. Седов, несмотря на отдельные недостатки судна (запущенность, небольшую течь), все же признал его пригодным для экспедиционного плавания.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что лейтенант Седов, на начало работы по снаряжению, хотел приобрести судно, рассчитывая на лояльность местных купцов, но затем не выгодные предложения и недостаток финансирования, привели к зафрахтовке судна. Подтверждения, о том, почему Седов хотел сначала купить судно, найдено не было.