Статья:

Август 1991 года. Чрезвычайное положение в Рязани

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Отечественная история

Выходные данные
Волкова Е.В. Август 1991 года. Чрезвычайное положение в Рязани // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 29-35.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Август 1991 года. Чрезвычайное положение в Рязани

Волкова Елена Валериевна
аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», РФ, г. Рязань

 

August 1991. A state of emergency in Ryazan

 

Elena Volkova

Рostgraduate student, Ryazan State University named after S.Yesenin, Russia, Ryazan

 

Аннотация. Представленная статья посвящена созданию областным Советом народных депутатов правового поля для государственного управления областью, в условиях установления в стране режима чрезвычайного положения и формировании ГКЧП. Раскрываются основные полномочия и механизм взаимодействия органов и органи­заций, осуществляющих управление субъектом Федерации.

Abstract. The article deals with the process of interaction of the regional legislative power with the Governor. It covers the foundations of state administration in the region, its structure, activities, areas of authority and interaction mechanisms between the institutions managing the entity of the Federation.

 

Ключевые слова: государство; областной Совет; закон; президент.

Keywords: state; governor; Duma; law; President.

 

Всплеск интереса к проблемам государственного управления приходится на конец XX - начало XXI в. и вызван формированием российской государственности на принципах федерализма, разделе­ния властей, выборности государственных институтов. Эти вопросы становятся предметом широкого обсуждения юристов, политологов, философов и историков [11][1].

Следует отметить, что для этих исследований характерна относительная узость источниковедческой базы. Как хорошо известно, историки не имели возможности пользоваться многими архивными документами и материалами. Поэтому эти работы не дают полной картины процесса реформирования советской политической системы в регионах тех лет.

Не составляют исключения и события августа 1991 года в Рязани, которые до сих пор не получили однозначной оценки и недостаточно проанализированы исследователями.

Остановимся, прежде всего, на анализе материалов внеочередной сессии областного Совета, состоявшейся 21 августа 1991 года в пос. Турлатово. депутатов, которые позволяют реконструировать события тех дней следующим образом.

И так, 19 августа, когда в стране стало известно об установлении в стране режима чрезвычайного положения и формировании ГКЧП, в Рязани уже практически существовали два центра власти – областной Совет во главе с Л.И.Хитруном и Рязанский городской Совет во главе с председателем горсовета, депутатом Верховного Совета РСФСР В.В. Рюминым. Противостояние между этими властными структурами, развивавшееся на протяжении предыдущего года, в августе 1991 года достигло своего апогея. 19 августа в Рязанский городской Совет для переговоров с его руководством прибыли представители областного Совета депутатов (заместитель председателя и управляющий делами в сопровождении заместителя начальника УВД облисполкома). Договориться о взаимодействии не удалось. После этих переговоров председатель Рязанского горсовета В.В. Рюмин, как он рассказывал позже, на сессии облсовета 28 августа, связался с Президентом России Б.Н. Ельциным, который поручил ему взять власть на территории города и области в свои руки. Руководитель Рязанского горсовета сообщил руководителям силовых структур региона о роспуске облсовета и переходе власти в области в руки горсовета. Организаторы митинга, в течение трех дней продолжавшегося перед зданием городского Совета на площади Ленина, заявили, что Л.И. Хитрун и его команда объявили чрезвычайное положение в Рязани, которое предусматривает запрещение деятельности всех политических партий и движений, контроль над СМИ, запрещение митингов, шествий и забастовок, лишение депутатов всех уровней депутатской неприкосновенности. И хотя такого официального решения не принималось, тем не менее, об этом сообщалось в листовках, распространяемых организаторами митинга на центральной площади города. Заявление по этому поводу, подписанное В.В. Рюминым, было опубликовано 21 августа 1991 года в газете «Вечерняя Рязань». В этот же день в газете «Приокская правда» было опубликовано обращение президиума исполкома областного Совета депутатов к населению региона, в котором, в частности, говорилось, что «на всей территории области действуют законно избранные народом Советы народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы», жителей области авторы обращения призывали «сохранять выдержку и спокойствие, проявлять трудовую дисциплину и организован­ность на производстве, поддерживать общественный порядок» [3]. Областная газета опубликовала указы ГКЧП, направленные в адрес редакции из ТАСС. «Вечерняя Рязань» публиковала документы, подпи­санные Президентом России Б.Н. Ельциным. Противостояние между двумя центрами власти в регионе нарастало.

20 августа Президиум областного Совета народных депутатов принял решение созвать внеочередную сессию 21 августа в 15 часов в клубе совхоза имени 50-летия СССР в пос. Турлатово. На сессию кроме депутатов были приглашены члены исполкома облсовета, председатели городских и районных Советов и их исполкомов [3, л. 8]. Возникает вопрос: почему местом проведения сессии было избрано Турлатово, удаленное от областного центра на 14 километров, впервые за всю историю рязанской власти? Обычно облсовет свои сессии проводил в городе, в здании облисполкома. Можно предположить, что руководство области увидело аналогию сложившегося положения с событиями 74-х летней давности, когда большевики арестовали временное правительство. В данной ситуации все могло быть иначе – власть могло утратить не временное правительство, а областной Совет. Это обстоятельство и определило работу сессии, характер выступлений депутатов и принятые ими решения. Происходившие в те дни в Рязани события стали экзаменом на прочность советской власти, ее руководи­телей, и депутатского корпуса.

Руководивший областным Советом Л.И. Хитрун, став инициатором сессии в Туралатово, пытался перехватить инициативу у своих полити­ческих оппонентов. На сессию приехали 178 депутатов областного Совета из 230. Такой низкой явки депутатов на сессию раньше не наблюдалось [3, л. 1]. В повестку дня был внесен и утвержден вопрос о мерах по устойчивому обеспечению жизнедеятельности населения области. На рассмотрение сессии было предложено обращение руководителей правоохранительных органов, подписанное прокурором области Н.В. Бессоновым, начальником УКГБ СССР по Рязанской области Ю.В. Чичеловым и начальником УВД облисполкома В.П. Палченковым, с призывом к лидерам политических объединений отказаться от проведения митингов, демонстраций и массовых нарушений общест­венного порядка. В обращении говорилось: «Правоохранительные органы руководствуются только законом и не действуют в интересах каких-либо политических сил». Оно не вызвало возражений и вопросов со стороны депутатов и было поддержано ими единогласно» [3, л. 11].

Вел заседание сессии Л.И. Хитрун, который сказал в своем докладе, что над нашей великой Родиной нависла смертельная опасность. Разрушительный процесс политиканства вытеснил из общественной жизни заботу о судьбе Отечества и гражданина. Кризис власти катастро­фически сказывается на экономике. Война законов и поощрение центробежных тенденций обернулись разрушением единого, складываю­щегося десятилетиями народнохозяйственного механизма, могучего Российского государства. Докладчик отметил и тот факт, что экстримистски настроенные силы объявили законно избранную власть в области вне закона, а также заявили об аресте должностных лиц, пренебрегая всеми депутатскими иммунитетами. В заключении своего выступления глава областного Совета предложил: подтвердить закон­ность избранных народом всех уровней власти; образовать в области комитет по чрезвычайному положению; поручить президиуму областного Совета, образованному комитету по чрезвычайному положению дей­ствовать в соответствии с законами СССР и РСФСР «О чрезвычайном положении» «в случае ухудшения обстановки». Кроме того, предлагалось обратиться к гражданам Рязанщины со специальным обращением, в котором «изложить наши оценки, направления деятельности… подтвердить приверженность Конституции» [3, л. 5-16].

В прениях по докладу Л.И. Хитруна выступили 16 депутатов, из числа участвовавших в сессии. Большинство выступивших депутатов не поддержало предложение о формировании в области комитета по чрезвычайному положению. Разумеется, их аргументы также представляют научный интерес. В качестве примера сошлемся на ряд выступлений. Так начальник сектора Рязанского научно-исследовательского технологического института, депутат Г.А. Шерозия в своем выступлении отметил, что на сессии идет речь о соблюдении законов СССР и России. Но есть Указы Б.Н. Ельцина, которые все чрезвычайные комитеты ставят вне закона: «Уважаем мы законы России или нет? Если да, то никаких чрезвычайных комитетов пока, видимо, быть не должно» [3, л. 5-16].

Другой депутат, начальник кузнечного цеха Рязанского завода автоагрегатов производственного объединения ЗИЛ В.А. Абрамов напомнил своим товарищам о том, что когда они на сессии принимали решение о непроведении референдума в Рязанской области по выборам Президента РСФСР, мы плохо выглядели в городе Рязани и в области. И обратился к президиуму областного Совета с предложением довести до депутатов правдивую информацию, если она есть, а положение о создании чрезвычайного комитета предложил подработать.

Депутат Л.П. Башмаков (директор по маркетингу СП «Интернаут») обратил внимание собравшихся на то, что на случай чрезвычайных ситуаций в составе исполкома предусмотрена комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая имеет определенные полномочия. Далее он отметил, что если бы не было создано ГКЧП, не было бы и танков в Москве, не создалось бы и такого серьезного положения, подытожил: не надо создавать прецедента.

Народный депутат РСФСР, председатель исполнительного комитета областного Совета народных депутатов В.В. Калашников, которому пред­лагали возглавить чрезвычайный комитет, сказал в своем выступлении: «Обстановка в последние три дня и в стране, и в республике, и в области менялась со столь пугающей быстротой, что вполне понятно стремление президиума областного Совета, многих депутатов, да и мое лично, к тому, чтобы создать какой-то буферный орган в этой ситуации, который позволил бы аккумулировать в себе негативные импульсы, происходящие на территории, и принимать быстрые скоординированные решения.

Но по моему твердому убеждению (это наше коллективное мнение членов исполнительного комитета областного Совета, которое мы выработали на сессии), я считаю, что создание данного комитета – комитета по чрезвычайному положению невозможно» [3, л. 42].

Из итогового документа, принятого депутатами на чрезвычайной сессии, пункт о создании комитета был снят. Еще в ходе заседания сессии стало известно о том, что ситуация в Москве коренным образом изменилась, инициатива – в руках Президента России и Верховного Совета РСФСР. В Рязани инициатива была на стороне Рязанского городского Совета во главе с В.В. Рюминым.

Августовский путч 1991 года сыграл поворотную роль в реформиро­вании органов государственной власти на местах. 22 августа был издан Указ Президента РСФСР № 75, согласно которому функции государ­ственного управления передавались главам местных администраций, назначаемых лично Президентом РСФСР совместно с местным Советом. Областные и краевые комитеты КПСС были распущены. Исполкомы областных Советов подчинялись главе администрации, появилась «исполнительная вертикаль власти» [12]. Однако местные Советы при этой системе никак не изменялись.

23 августа 1991 года решением Президиума Верховного Совета РСФСР Л.И. Хитрун, председатель Рязанского областного Совета народ­ных депутатов, был освобожден от занимаемой должности [3, л. 10].

 

Список литературы:
1. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг.: Курс лекций. –М.: Аспект Пресс, 2002. – 367 с. 
2. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России, 1938-2002: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 540 с. 
3. ГАРО Ф.Р-3251. Оп.41.Д.80.Л.1,5-16, 6, 8, 11, 42.
4. Два президентских срока В.В. Путина: Динамика перемен: Сборник научных трудов / РАН ИНИОН. Центр научн.-информ. исслед. глобал. и регион. пробл. Отв. Ред. Н.Ю. Лапина. –М.: 2008. – 412 с.
5. Дибров Ю.А., Журавлев В.В. и др. Народовластие в России - очерк истории и современное состояние / - М.: Манускрипт, 1997. – 291 с. 
6. История России в новейшее время (1945-1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель» 1999. – 464 с. 
7. Новейшая отечественная история. ХХ- начало ХХ1 века. В 2-х кн. Кн.2: учеб. Для студентов вузов. / под ред. Э.М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 560 с. 
8. Отечественная история / Отв. Редактор Мунчаев Ш.М. М.: 2002. – 456 с. 
9. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР № 1634-1 от 23 августа 1991 года «Об освобождении от должности председателя Рязанского областного Совета народных депутатов» в котором было сказано «За поддержку атиконституционной деятельности так называемого ГКЧП, нарушение Конституции, законов РСФСР, невыполнение Указов Президента РСФСР, направленных на пресечение государственного пере-ворота, освободить от должности председателя Рязанского областного Совета народных депутатов тов. Хитруна». ГАРО Ф.Р - 3251. Оп. 41. Д. 81. Л. 10.
10. Селезнев Г.К. Политическая история России: 1991-2001: Практ. Пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с. 
11. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994: От Горбачева до Ельцина. – М.: Прогресс-академия, 1994. – 192 е. 
12. Указ Президента РСФСР от 22.08.1991 г. № 75 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» // Российская газета. 1991. 27 авг.
13. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.: Юридическая литература, 1995. – 175 с. 


[1] Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994: От Горбачева до Ельцина. - М.: Прогресс-академия, 1994. - 192 е.; Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. - М.: Юридическая литература, 1995. - 175 е.; Дибров Ю.А., Журавлев В.В. и др. Народовластие в России - очерк истории и современное состояние / - М.: Манускрипт, 1997. – 291 с.; История России в новейшее время (1945-1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. –М.: «Олимп», «Издательство Астрель» 1999. - 464 с.; Селезнев Г.К. Политическая история России: 1991-2001: Практ. Пособие для учителей. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -320 с.; Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг.: Курс лекций. –М.: Аспект Пресс, 2002. -367 с.; Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России, 1938-2002: Учебное пособие. –М.: Аспект Пресс, 2003. - 540 с.; Отечественная история. / Отв. Редактор Мунчаев Ш.М. М.: 2002. – 456 с.; Новейшая отечественная история. ХХ- начало ХХ1 века. В 2-х кн. Кн.2: учеб. Для студентов вузов. / под ред. Э.М. Щагина. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. -560 с.; Два президентских срока В.В. Путина: Динамика перемен: Сборник научных трудов / РАН ИНИОН. Центр научн.-информ. исслед. глобал. и регион. пробл. Отв. Ред. Н.Ю. Лапина. – М.: 2008. - 412 с.